Жалобы

Права человека во время пандемии

Права человека во время пандемии

Во многих странах правительства ввели карантинные меры в связи с распространением коронавируса COVID-19. Так, в ряде европейских государств людям можно выходить из дома только в магазин, аптеку, вынести мусор или недолго погулять с собакой. Наличие масок – обязательно.

В Беларуси пока нет жестких карантинных мер, но все же некоторые ограничения вводятся и у нас.

Так, например, в Минске утвердили план дополнительных мероприятий по профилактике и снижению распространения острых респираторных инфекций, в число которых входит отмена выставок, ярмарок и других массовых мероприятий, запрет на проведение корпоративов, свадеб, поминок, вузам рекомендовано перейти на дистанционное или индивидуальное обучение. Эти и другие карантинные меры прямо или косвенно касаются ограничения людей в их правах.

Могут ли права человека быть ограничены во время эпидемий? Где проходит граница допустимости таких ограничений? Как гарантировать права человека в условиях карантина? Разбираемся в правовом ликбезе от «Весны».

Можно ли ограничивать права граждан в условиях эпидемии? Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает: Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, страны-участницы могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. Подобное положение есть и в Конституции Беларуси, где статьей 63 закреплено, что осуществление прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом.
Что такое Чрезвычайное положение? Чрезвычайное положение (ЧП) – временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, вводимый на всей территории страны или в отдельных ее местностях и допускающий ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей. ЧП может вводится при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровья людей, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам в том числе относятся эпидемии, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности населения. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, – 60 суток. Если в течение этого срока цели введения ЧП не были достигнуты, срок его действия может быть продлен.
Какие ограничения могут вводится в ситуации ЧП? На срок действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих чрезвычайных мер и временных ограничений:

  • полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий государственных органов;
  • установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено ЧП, а также введение особого режима въезда и выезда с нее;
  • усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
  • установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования;
  • отложение проведения забастовок или приостановление их на территории, на которой введено чрезвычайное положение, но не более чем на трехмесячный срок;
  • ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
  • и другие.
  • Какие права НЕ могут быть ограничены ни при каких условиях?
  • Согласно международным договорам, абсолютными являются свобода от рабства и свобода от пыток.
  • В условиях чрезвычайного положения не допускается также ограничения права на жизнь, презумпцию невиновности, свободу мысли, совести и религии.
Какие должны быть условия карантина? Карантины служат одной из стандартных мер по сдерживанию распространения инфекционных заболеваний, в том числе применяются в разных странах в рамках профилактических мероприятий в связи с COVID-19.  Карантин должен вводиться на основе безопасных и уважительных действий, с осознанием той опасности, которую он представляет для полной реализации прав человека. По возможности, карантин должен быть добровольным. Права тех, кто находится на карантине, должны уважаться и защищаться. Кроме того, в случае закрытия границ или других ограничений свободы передвижения, должно быть полностью гарантировано право искать и получать убежище.
Как государство может нарушать права человека во время эпидемии? Государства не могут прямо влиять на нераспространение коронавируса, но на них лежат обязательства по соответствующей реакции на него. Власти могут нарушать права человека, когда они:

  1. борются с эпидемией политикой и мерами, которые неоправданно затрагивают права и свободы людей;
  2. не выполняют должным образом обязательства по защите населения от предотвратимого ущерба, связанного с эпидемией.
Какие права нарушаются чаще всего? От начала эпидемии ряд государств, в том числе Беларусь, нарушают следующие права человека:

  • право на здоровье – недостаточное или несвоевременное оказание медицинской помощи или введение дополнительных мер, отсутствие или недостаточное количество средств индивидуальной защиты, в том числе для медиков;
  • доступ к информации – недостаточное, несвоевременное предоставление информации госорганами, сокрытие реального количества заболевших и умерших, манипулирование фактами и др.;
  • необоснованный сбор личных данных, нарушение анонимности и конфиденциальности, включая информацию о здоровье людей.
  • цензура и ограничение свободы выражения мнения, в том числе преследование за распространение информации;
  • преследование и запугивание активистов и независимых журналистов;
  • несоразмерные карантинные меры;
  • дискриминация и ксенофобия;
  • несоразмерное ограничение свободы перемещения.
Какие группы являются наиболее уязвимыми во время эпидемии? По мнению ООН в Беларуси, наиболее уязвимыми группами в период пандемии являются:

  • люди с низким уровнем дохода и изолированное сельское население,
  • люди с текущими заболеваниями (ВИЧ/СПИД, сахарный диабет, психические заболевания и др.) и люди с инвалидностью,
  • лица без определенного места жительства,
  • пожилые люди, живущие одни или в социальных учреждениях,
  • лица, лишенные свободы,
  • мигранты с ограниченным доступам к услугам здравоохранения,
  • лица, ищущие убежище, беженцы, лица без гражданства,
  • дети,
  • лица, потребляющие наркотики и другие люди, нуждающиеся в помощи.

Это означает, что государство должно принимать дополнительные меры и предоставлять необходимую помощь данным категориям граждан для защиты их здоровья и благополучия.

Как должно государство позаботиться о социальных гарантиях и трудовых правах граждан? По мнению Amnesty International, некоторые из мер, которые вводят для защиты здоровья населения: запреты на передвижение, карантины, ограничения на массовые мероприятия и другие, могут иметь серьёзные последствия для прав на труд и прав на рабочем месте. При этом трудящиеся-мигранты, люди с нестабильным местом работы, люди с низкими доходами, мигранты с неурегулированным статусом и люди, работающих в теневом секторе экономики, страдают несоразмерно больше. Такие работники зачастую не могут рассчитывать вообще на какие-либо пособия, а значит в результате карантина у них не будет ни источника дохода, ни оплаченного больничного листа. Государствам следует принять необходимые меры к тому, чтобы социальные гарантии были доступны всем без исключения лицам, в том числе оплата по больничному листу, услуги здравоохранения и оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком, если они не могут работать из-за эпидемии COVID-19. Например, меры соцобеспечения применяются в том случае, если люди заболевают сами, попадают в карантин или заботятся о детях в связи с закрытием школ.
Что может сделать каждый и каждая из нас? Есть два способа, как каждый и каждая может повлиять на реализацию и защиту прав человека: 1. Призывать государство к ответственности и напоминать властям о взятых ими обязательствах. Правительству и представителям здравоохранения нужно действовать быстро и решительно, для того, чтобы принимать меры по защите общественного здоровья, безопасности и благополучия и при этом избегать несправедливого ограничения прав человека. 2. Проявлять солидарность и взаимопомощь друг с другом. Каждый и каждая может присоединиться к инициативным группа по сбору и оказанию помощи медработникам. Так, на платформе MolaMola открыто сразу несколько кампаний по сбору помощи для медиков, которым не хватает элементарных средств индивидуальной защиты (масок, бахил, перчаток, костюмов). Сбор средств на респираторы для защиты медиков открыли активистка Юлия Дорошкевич и председатель гомельского филиала  ПЦ «Весна» Андрей Стрижак.  Команда ресторана «Grillman» запустила кампанию «Соберем ссобойку доктору». Персонал ресторана работает, чтобы ежедневно поставлять горячие обеды медработникам Минской городской клинической инфекционной больницы. Минский хакерспейс начал производить пластиковые защитные щитки для медиков, которые печатаются на 3d-принтере и передаются во всем учреждения здравоохранения волонтерами. По возможности оставайтесь дома и будьте здоровы!

Если у вас остались вопросы, пишите на почту «Весны» — [email protected]

Спч представил доклад по теме «уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина»

Права человека во время пандемии

Пандемия новой коронавирусной инфекции проверила на стойкость не только экономические и политические системы страны, но и механизмы реализации и защиты основных прав и свобод человека. Несмотря на особую значимость вводимых в рамках борьбы с распространением COVID-19 мер, их влияние на основные права человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации и международных актах, зачастую было неоднозначным и спорным. Степень такого влияния оценил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Результаты этой работы члены СПЧ представили на состоявшейся 8 июля онлайн-конференции, посвященной презентации доклада «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина».

  • Документ состоит из 15 разделов:
  • • правовая основа режима самоизоляции;
  • • тенденции развития цифровизации;
  • • семейно-бытовое насилие в период пандемии;
  • • организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей;
  • • оказание онкологической помощи в период пандемии;
  • • трудовые права и права мигрантов;
  • • избирательные права и право на участие в управлении делами государства;
  • • права лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
  • • права лиц без определенного места жительства;
  • • право на свободу совести и вероисповедания;
  • • вопросы похоронного дела;
  • • оценка адекватности ограничительных мер; • оказание мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности;
  • • оказание мер поддержки некоммерческим организациям;
  • • оказание помощи соотечественникам, находящимся за рубежом.
  • Остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.
  • Правовая основа режима самоизоляции
  • СПЧ выделил три возможных варианта реагирования на возникшие эпидемиологические вызовы:
  • • введение на всей территории России или ее части режима чрезвычайного положения;
  • • введение в субъектах РФ режима повышенной готовности;
  • • введение дополнительных ограничительных и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Как показала практика, режим повышенной готовности был введен во всех 85 субъектах РФ, из них в 44 регионах такой режим был признан обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). «Избранная модель регулирования представляется адекватной возникшим угрозам, поскольку она обладает меньшим негативным воздействием на экономику, чем режим ЧС», – считает СПЧ.

Однако представители Совета отмечают, что у значительной части юридического и правозащитного сообществ возникли сомнения в законности ряда ограничений конституционных прав и свобод граждан в период пандемии.

Это связано не только с тем, что мероприятия, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, должны вводиться федеральными законами, а не указами и постановлениями глав регионов, но и с проблемами расширительного толкования органами власти и полицией некоторых положений региональных актов, касающихся режима повышенной готовности. По большей части это касается ограничительных мер, действовавших в Москве. Хотя Минюст России, которому было поручено проанализировать практику применения принятых в целях борьбы с распространением инфекции НПА, пришел к выводу, что введенные ограничительные меры приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти и безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан.

  1. Тенденции развития цифровизации
  2. В период пандемии работа в рамках цифровизации не только не остановилась, но и активизировалась – в частности, были применены технологии, обеспечивающие соблюдение режима карантина инфицированными коронавирусом гражданами (обязательные к установке мобильные приложения, контроль геолокации мобильных устройств, отслеживание перемещений граждан и автотранспорта при помощи городских камер видеонаблюдения) и обеспечивающие соблюдение режима самоизоляции гражданами, не инфицированными COVID-19 (цифровые пропуска для личных нужд и передвижения автотранспорта, ограничение использования транспортных карт, регламентация прогулок).
  3. Степень риска нарушения конституционных прав при применении таких технологий СПЧ оценивает как высокую.
  4. В числе проблем этой сферы выделены следующие:

• установление ограничений конституционных прав граждан нормативными актами органов госвласти субъектов РФ в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, закрепляющей, что основные права граждан могут быть ограничены только федеральным законом;

• дополнительные трудности для лиц старшего поколения и других категорий граждан, вызванные необходимостью активного взаимодействия с интернет-ресурсами;

• недостаточный уровень защиты персональных данных (незащищенность каналов связи, использование иностранных серверов для хранения персональных данных и т. п.) и несоответствие ряда технологий законодательству об охране персональных данных (в части согласия на обработку данных, включая невозможность его отзыва);

  • • нестабильность работы мобильных приложений, повлекшая значительное количество ошибочно выписанных штрафов;
  • • несоразмерность ограничительных мер по сравнению с иными случаями ограничения свободы передвижения (например, при домашнем аресте прогулки возле дома разрешаются, а при режиме самоизоляции – нет);
  • • возможность дальнейшего использования цифровых профилей граждан по окончании пандемии.

«Для минимизации указанных рисков необходимо инициировать серьезную общественную дискуссию о допустимости вмешательства государства в частную жизнь граждан посредством формирования и использования их цифровых профилей. При этом недопустимо использование технологий цифрового контроля в целях воспитания и «улучшения морального облика россиян», – считают в СПЧ.

Семейно-бытовое насилие в период пандемии

Период пандемии выявил существенные недочеты и в этой сфере. Так, государственные организации соцобслуживания для жертв домашнего насилия приостановили работу по предоставлению убежища жертвам домашнего насилия.

При этом возникла экономическая зависимость жертв насилия, которая снизила их мотивацию обращаться в правоохранительные органы.

Также, если в доэпидемический период не утратившая социальных связей жертва насилия могла самодистанцироваться от причинителя насилия, перебравшись к родственниками или друзьям, то в условиях самоизоляции такая возможность отсутствовала.

Поэтому СПЧ призывает на случай «второй волны» продумать механизмы защиты жертв насилия – например, рассмотреть возможность предоставления им временного убежища в пустующем гостиничном фонде, выделив на это необходимые средства из бюджета.

Организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей

Вынужденный перевод студентов вузов на дистанционное обучение породил ряд проблем как в части соблюдения прав преподавателей, выразившехся в увеличении продолжительности рабочего дня и возможном сокращении преподавательских ставок из-за изменения условий работы, так и прав студентов, многие из которых потеряли работу, а некоторые (например, студенты медицинских, инженерных и творческих специальностей) не могли нормально продолжать обучение, так как образовательный процесс включает важнейшие практические элементы. Проявились и проблемы содержательной части занятий – уклонение преподавателей от разъяснения материала, недостаточно ясные формулировки заданий, перегрузка серверов вузов, фактическая подмена онлайн-лекций пересылкой материалов для самостоятельного чтения студентами.

  1. В связи с этим СПЧ рекомендует Минобрнауки России:
  2. • увеличить число бюджетных мест в вузах для студентов, обучавшихся на платной основе и потерявших работу в результате пандемии (или предоставить нуждающимся студентам отсрочку в оплате обучения сроком до года);
  3. • организовать в начале следующего учебного года дополнительные сессии для студентов, которые по ряду причин не смогли встроиться в процесс дистанционного обучения;
  4. • организовать в вузах горячие линии с руководством по вопросам обучения в период пандемии;
  5. • поддерживать межвузовский обмен лекционными материалами для расширения кругозора студентов;
  6. • разработать пакет мер поддержки студентов, включающий в себя выплату повышенной стипендии в период пандемии, субсидирование кредитных ставок на приобретение компьютерной техники, прямое субсидирование стоимости проживания в общежитиях и иные меры;

• рекомендовать вузам предоставить преподавателям, не имеющим полноценной возможности удаленной работы, право приезжать в вузы и работать на компьютерах работодателя (с компенсацией проезда к месту работы и обратно на такси, выдачей СИЗ и т. п.).

  • • СПЧ также инициирует рассмотрение Правительством РФ вопроса о распространении мер поддержки, предусмотренных для детей в возрасте от 3 до 16 лет, на подростков 16-18 лет.
  • Что касается предложений по поводу замены традиционной формы образования – очной, на дистанционную, то здесь члены СПЧ согласны с Президентом РФ Владимиром Путиным, который считает «откровенной провокацией все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное и что будут закрыты традиционные школы и университеты».
  • Оказание онкологической помощи в период пандемии

Из-за пандемии была приостановлена плановая госпитализация больных с онкологией, возникли сложности с закупкой и распределением обезболивающих препаратов, незарегистрированных лекарств.

Поэтому СПЧ призывает не только как можно скорее возобновить оказание онкологической и другой плановой медпомощи в прежних объемах, но и далее развивать службу надомного обслуживания онкобольных, в частности, по максимуму переводить услуги в электронный формат и активнее внедрять телемедицинские технологии.

Совет рекомендует Минздраву России оперативно возобновить оказание онкологической и другой плановой медицинской помощи в прежних объемах при соблюдении противоэпидемиологических мер. Также СПЧ считает необходимым проанализировать последствия мобилизации системы здравоохранения для борьбы с COVID-19.

Заместитель председателя СПЧ Ирина Киркора считает целесообразным дополнительно проработать вопрос распространения правил дистанционной продажи лекарств на рецептурные лекарства при условии установления специфических требований и усиленного контроля за их доставкой гражданам.

В свою очередь, председатель Комиссии СПЧ по трудовым и пенсионным правам Борис Кравченко предлагает рассмотреть перспективы ратификации в России Конвенции МОТ № 190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда», принятой 21 июня 2019 года, включая возможность имплементации ее положений в российское законодательство.

Трудовые права и права мигрантов

«Мы находимся в самом разгаре кризиса в трудовой сфере, связанного с падением доходов российских граждан, ростом безработицы и т. д., и этот кризис будет развиваться еще долго», – отметил Борис Кравченко.

Проблемы в части соблюдения трудовых прав граждан проявились в отсутствии эффективных механизмов обжалования нарушений в области трудовых прав (медленном реагировании контролирующих органов на жалобы, отсутствии или неэффективности системы выездных и документарных проверок по обращениям работников), сокращении зарплат и численности работников из-за последствий экономического кризиса, обеспечении работников СИЗ за их счет. Кроме того, имели место нарушения трудовых прав педагогов – при принуждении к разрыву отпуска в связи с переносом экзаменов и обязательным участием в ГИА, медработников – включая дефицит кадров в учреждениях здравоохранения, сложности с процедурой начисления дополнительных надбавок, трудовых мигрантов – трудности с возвращением на родину мигрантов и выдворением за пределы РФ лиц, нарушивших миграционное законодательство, а также существование ограничений в предоставлении им медпомощи.

Защита прав человека в условиях пандемии COVID-19 | Организация Объединенных Наций

  • По мере роста осознания того, что эпидемия коронавируса может угрожать правам человека во всем мире, Организация Объединенных Наций призывает страны принять более согласованный, глобальный и ориентированный на права человека подход к этой пандемии, которую Генеральный секретарь Антониу Гутерриш назвал «общечеловеческим кризисом».
  • С самого начала вспышки коронавирусной инфекции COVID-19 официальные представители Организации по правам человека и назначенные ООН независимые эксперты подчеркивают важность защиты прав людей.
  • В ходе неофициального брифинга в Совете по правам человека 9 апреля Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет призвала к срочным и всесторонним действиям, чтобы коронавирусная инфекция COVID-19 не привела к «еще более масштабному неравенству» на фоне страданий большого числа людей.

Она добавила, что многие государства в каждом регионе — особенно в Европе — приняли беспрецедентные меры для защиты прав трудящихся и сведения к минимуму числа безработных. «Всем государствам, располагающим достаточными ресурсами, следует сделать то же самое», — сказала она.

Она отметила, что Африканский банк развития привлек крупнейшие в мире социальные облигации — в размере 3 миллиардов долларов — для оказания помощи африканским правительствам в увеличении доступности здравоохранения и других основных услуг и товаров. «Именно такое инновационное мышление нам и нужно», — подчеркнула она.

Она заявила, что ее Управление в настоящее время занимается разработкой эффективных экономических и социальных методов, принятых странами в каждом регионе — в том числе в большом количестве развивающихся стран — и доведет их до сведения членов Совета по правам человека. УВКПЧ также будет работать над интеграцией прав человека во всю работу экономических и социальных программ ООН.

Вот некоторые мнения экспертов ООН по правам человека об ответных мерах направленных на ликвидацию последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19:

«Каждый человек, без исключения, имеет право на получение жизненно необходимой медицинской помощи, и ответственность за предоставление этих услуг лежит на правительстве.

Нехватка ресурсов или использование государственных или частных схем страхования никогда не должны служить оправданием для дискриминации в отношении определенных групп пациентов.

Каждый человек имеет право на здоровье», — совместное заявление экспертов ООН по правам человека.

«Весьма вероятно, что уровень насилия в семье будет расти, как уже предполагалось в первоначальных данных, полученных от полиции и администраторов горячих линий. Для многих женщин и детей дом может быть местом страха и насилия.

Эта ситуация значительно ухудшается в случаях изоляции, таких как карантин, введенный во время пандемии COVID-19.

Все государства должны приложить значительные усилия для устранения угрозы COVID-19, но они не должны забывать о женщинах и детях, ставших жертвами насилия в семье», — Дубравка Шимонович, специальный докладчик ООН по вопросу о насилии в отношении женщин.

«Сообщения о брошенных пожилых людях в домах престарелых или о телах, найденных в приютах, вызывают тревогу. Это неприемлемо. Мы все обязаны проявлять солидарность и защищать пожилых людей от такого отношения», — Роза Корнфельд-Штейн, независимый эксперт по вопросу об осуществлении пожилыми людьми всех прав человека.

«Внутренне перемещенные лица подвергаются повышенному риску заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 из-за ограниченного доступа к здравоохранению, воде, санитарным услугам, продовольствию и адекватному жилью. Они часто сталкиваются и с дискриминацией.

Те, кто находится в лагерях или в местах массового скопления людей, часто оказываются живущими в перенаселенных пунктах, в приютах для чрезвычайных ситуаций, физически и структурно несоответствующими для предотвращения заражения коронавирусной инфекцией.

Правительства должны сделать все возможное, чтобы внутренне переселенные лица имели доступ к воде, санитарии, средствам личной гигиены, надлежащим жилищным условиям и продовольствию», — Сесилия Хименес-Дамари, специальный докладчик по вопросу о правах человека внутренне перемещенных лиц.

«COVID-19 — это не только проблема сферы здравоохранения; это также и вирус, который усиливает ксенофобию, ненависть и отчуждение.

Сведения о том, что китайцы и другие азиаты подвергаются физическим нападениям; о высказываниях на почве ненависти, обвиняющих меньшинства, включая цыган, латиноамериканцев и других лиц, в распространении вируса; и о политиках, призывающих к тому, чтобы мигрантам было отказано в доступе к медицинским услугам, — все это свидетельствует о том, что государствам необходимо срочно заострить внимание на том, что права людей, в частности наиболее уязвимых и маргинализированных, должны быть защищены», — Фернан де Варенн, специальный докладчик ООН по вопросам меньшинств.

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) предоставило рекомендации по принятию ответных мер в борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, ориентированные на права человека:

  • Политика в области здравоохранения должна учитывать не только медицинские аспекты пандемии, но и правозащитные и гендерные последствия мер, принимаемых в рамках ответных мер в области здравоохранения.
  • Чрезвычайные полномочия должны использоваться законно, в интересах общественного здравоохранения, а не в качестве основы для подавления инакомыслия или замалчивания деятельности правозащитников или журналистов.
  • Меры ограничения, такие как социальное дистанцирование и самоизоляция, должны учитывать потребности людей, которые полагаются на поддержку других людей в еде, одежде и купании. Многие люди, в том числе люди с инвалидностью, полагаются в этих аспектах на семью и социальные службы.
  • Крайне важно также, чтобы любое ужесточение пограничного контроля, ограничения на поездки или ограничения свободы передвижения не препятствовали людям, которые вынуждены бежать от войны или преследований.
  • Налоговые льготы и пакеты мер социальной защиты, направленные непосредственно на тех, кто в наименьшей степени способен справиться с кризисом, имеют важнейшее значение для смягчения разрушительных последствий пандемии. Немедленные меры экономической помощи, такие как гарантированный оплачиваемый отпуск по болезни, расширенные пособия по безработице, распределение продовольствия и всеобщий базовый заработок, могут помочь избежать острых последствий кризиса.
  • Представители ЛГБТИ-сообщества также сталкиваются с повышенными рисками во время этой пандемии. Конкретные мероприятия должны быть включены в планы реагирования для решения проблем в этом направлении.
  • Государствам следует принимать во внимание особые концепции здоровья коренных народов, включая их традиционную медицину, консультироваться и учитывать свободное предварительное и осознанное согласие коренных народов при разработке профилактических мер по коронавирусной инфекции COVID-19.
  • Люди, лишенные свободы, в том числе в тюрьмах, следственных изоляторах, иммиграционных центрах, учреждениях и других местах содержания под стражей, подвергаются повышенному риску заражения в случае вспышки заболевания. Их положение должно быть отдельно рассмотрено при планировании и реагировании на кризисные ситуации.
  • Медицинские работники и соответствующие эксперты, включая ученых, должны иметь возможность свободно говорить и обмениваться информацией друг с другом и общественностью.

Коронавирусные права и обязанности граждан

В последнее время законодательная инициатива в нашей стране принадлежит преимущественно … коронавирусу.

Появилось специальное нормативно-правовое COVID-регулирование, в Совете Федерации создана рабочая группа для мониторинга коронавирусного законодательства (http://council.gov.ru/events/news/115847/). В развитие федерального законодательства изменяется нормативно-правовое регулирование на местах, власти повсеместно вводят режим повышенной готовности. И вопросы регулирования прав и обязанностей граждан как никогда актуальны.

Особенностью введенного на большинстве территорий РФ режима повышенной готовности является наделение властей специальными полномочиями по ограничению прав и установлению обязанностей граждан и организаций.

Правовым основанием для таких мер является Федеральный закон от 21.12.1995 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее также – Закон №68-ФЗ), которым определен режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Законом предусмотрены три режима функционирования.

При этом дополнительные обязанности могут возлагаться на граждан только при введения режима повышенной готовности (когда существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации) или чрезвычайной ситуации (когда она уже возникла). В таких случаях на граждан возлагаются дополнительые обязанности соблюдать специальные правила, утверждаемые Правительством РФ (абз. 5 ст. 19 Закона №68-ФЗ).

2 апреля 2020 г. Правительство РФ утвердило Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (Постановление №417), обязательные для всех граждан и организаций, находящихся на соответствующих территориях.

Правилами предусмотрены, в частности, следующие обязанности для граждан:

  • соблюдать общественный порядок и требования законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • выполнять законные требования экстренных оперативных служб и должностных лиц в связи с осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • при получении инструкций от уполномоченных лиц, в т.ч. через СМИ, эвакуироваться с зараженной территории и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • оказывать помощь пострадавшим и иметь при себе удостоверяющие личность документы.

Гражданам необходимо знать, что при введения режима чрезвычайной ситуации им гарантированны права (ст. 18 Закона №68-ФЗ), в том числе:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества;
  • использование средств коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • быть информированными о риске пребывания в определенных местах на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайной ситуации;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;
  • на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством РФ.

Вопросы защиты прав человека во время карантина

10 апреля 2020 г. 20:44

В ходе ПМЮФ эксперты обсудили пределы ограничений прав человека для обеспечения защиты населения от угрозы заражения COVID-19, соизмеримости этих требований в разных странах

10 апреля в рамках специального Петербургского международного юридического форума 9 1/2: Законы коронавируса состоялась сессия «Права человека в карантине».

Обсуждались пределы ограничений прав человека для обеспечения защиты населения от угрозы заражения новой коронавирусной инфекцией, соизмеримости этих требований в разных странах с учетом позиций Европейского Суда по правам человека и Комитета ООН против пыток.

В этом году, как уже сообщалось, Форум проводится в онлайн-формате и посвящен исключительно правовым аспектам общественной жизни в условиях пандемии COVID-19 и ее последствий для права и юридической профессии.

Как сообщает «АГ», открывая мероприятие, модератор дискуссии, которым выступил Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин, подчеркнул, что в условиях пандемии права граждан ограничиваются в интересах не только неопределенного круга лиц, но и в первую очередь в собственных интересах, поскольку каждый находится под угрозой заражения COVID-19. В связи с этим возникают новые, подчас неожиданные, конфликты фундаментальных прав: права на жизнь и здоровье, с одной стороны, и права на свободу передвижения – с другой. «Самый главный вопрос, который впоследствии возникнет и будет оцениваться с точки зрения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, – насколько соизмеримыми были эти пределы?» – отметил он.

Нынешнюю ситуацию Михаил Гальперин сравнил с триатлоном: «Сейчас мы все вместе пытаемся выгрести из этой ситуации. Но, когда достигнем берега, это не закончится. Дальше надо будет «гнать на велосипеде» – восстанавливать экономический рост. А затем начнется самый сложный этап – «бег» – восстановление общественного спокойствия и нормального хода жизни, в том числе прав и свобод человека».

10 апреля в ходе пленарного заседания специального ПМЮФ «9 1/2: Законы коронавируса» были определены направления консолидации усилий международного сообщества по борьбе с пандемией

Со-модератор, гендиректор по правам человека и верховенству права Совета Европы Христос Якумопулос добавил, что европейские страны особое внимание уделяют международному сотрудничеству во время кризиса.

Он отметил, что накануне ЕСПЧ вынес важное решение, признав, что неадекватные условия содержания под стражей требуют эффективного восстановления людей в правах, поскольку в период пандемии и введения ограничительных мер они страдают больше других.

Спикер добавил, что Комитет ООН против пыток также выпустил ряд принципов, касающихся режима содержания лиц, оставленных без свободы, в контексте кризиса пандемии. «Реализация этих принципов будет способствовать разрешению вопросов, касающихся заключенных и иных лиц, содержащихся в условиях несвободы, на благо данных лиц, а также сотрудников пенитенциарных учреждений», – подчеркнул он.

Министр юстиции Республики Армения Рустам Бадасян в своем выступлении подчеркнул позицию ЕСПЧ, согласно которой государства несут ответственность в определении соразмерности введения ограничительных мер. «Даже в случае введения режима ЧС закон – прежде всего», – отметил он.

10 апреля в рамках специального ПМЮФ 9 1/2: Законы коронавируса министры юстиции обсудили правовые меры для борьбы с пандемией и стратегию межгосударственного взаимодействия

Спикер рассказал, какие мероприятия предпринимаются Правительством РА для предотвращения распространения коронавируса на территории республики.

Так, 16 марта принято решение о введении на территории республики режима ЧС на период до 14 апреля. Законодательством о чрезвычайных ситуациях, отметил он, предусмотрены права, которые могут быть ограничены, и право на свободу перемещений относится к такой категории.

Соответствующие поправки также были внесены в уголовное законодательство и об административных правонарушениях. Для отслеживания перемещений и контактов лиц, зараженных коронавирусом, используются специальные компьютерные программы.

Рустам Бадасян особо подчеркнул, что по окончании режима ЧС данная информация будет уничтожена. «Эти и другие превентивные меры будут гарантировать здоровье и безопасность граждан», – отметил он.

Спикер также добавил, что с точки зрения защиты гражданских прав важно понимать – все указанные меры являются временными и ограничиваются сроками ЧС.

Директор по вопросам информационного общества Директората по противодействию преступности Совета Европы Ян Кляйсен обратил внимание на то, что необходимо добиваться, чтобы меры по защите от пандемии коронавируса не свели на нет ценности и свободы общества, которые до этого были созданы.

В своем выступлении он рассказал, какую роль играют новые технологии в борьбе против пандемии. При этом он отметил важность защиты информации и персональных данных, а также роли искусственного интеллекта в такого рода программных решениях.

Ян Кляйсен затронул тему свободы выражения и защиты от фейковых новостей, касающихся пандемии и борьбы с ней. Он подчеркнул, что СМИ несут особую ответственность, чтобы своевременно и достоверно передавать информацию и предотвращать панику.

В то же время, добавил он, «нельзя глушить голос критики, когда он необходим».

Христос Якумопулос напомнил о заявлении Комитета по предотвращению пыток о необходимости защиты прав тех, кто лишен свободы, а также принадлежит к уязвимой группе населения. Также спикер добавил, что ЕСПЧ и Совет по правам человека будут осуществлять надзор за теми мерами, которые принимаются государствами – членами Совета Европы, и как они соответствуют их обязательствам.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова в своем выступлении подчеркнула, что пандемия изменила жизнь каждого. Она рассказала о принятых нормативных актах, которыми введены серьезные гарантии прав человека, включая налоговые льготы и социальные выплаты. «За эти две недели мы получили 3000 обращений», – отметила омбудсмен.

По поводу ограничительных мер Татьяна Москалькова подчеркнула, что важно следить за тем, чтобы не использовались несоразмерные меры. Она обратила внимание на проблемы, которые в настоящее время испытывают трудовые мигранты.

Спикер отметила, что МВД России позволило увеличить их срок пребывания на территории нашей страны до 90 дней, но при условии личного посещения органа внутренних дел.

«Думаю, все государства не должны наказывать иностранных граждан, нарушивших срок пребывания в стране после окончания карантина», – добавила она

Спикер затронула вопрос о соблюдении прав уязвимых групп населения, а также граждан иностранных государств, находящихся в статусе обвиняемого или осужденного и желающих вернуться в свое государство.

Директор ФСИН России Александр Калашников начал свое выступление с данных статистики. Он отметил, что в учреждениях УИС содержатся свыше 523 тыс. человек, более 97 тыс. – в следственных изоляторах.

Спикер рассказал, что в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции в учреждениях и органах УИС в соответствии с требованиями законодательства проводится комплекс профилактических мероприятий, создан оперативный штаб для незамедлительного рассмотрения проблемных вопросов, проводится круглосуточный мониторинг ситуации, введены режимные ограничительные меры.

Федеральная служба исполнения наказаний приостановила предоставление свиданий заключенным в СИЗО

Он также пояснил, в каких условиях проводятся свидания подозреваемых (обвиняемых) с адвокатами, подчеркнув, что лицам, содержащимся под стражей, также предоставляется возможность дистанционного получения квалифицированной юридической помощи.

Александр Калашников добавил, что участие подозреваемых (обвиняемых) в судебных заседаниях на период карантина приостановлено, а осужденным по возможности предоставляются свидания посредством телекоммуникационных сетей. Он отметил, что в пенитенциарных учреждениях предприняты меры по своевременному выявлению наличия заболевания коронавирусной инфекцией путем лабораторной диагностики.

Завершил дискуссию директор ФССП, главный судебный пристав РФ Дмитрий Аристов. В своем выступлении он рассказал о работе службы в условиях пандемии и мерах защиты лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и не имеющих возможности оплатить взыскание по исполнительному листу.

В частности, о послаблении режима, введении моратория на применение санкций в отношении граждан и юридических лиц, причем не только пострадавших от пандемии, решении не начислять пени на долги за коммунальные услуги, продлении лицензий, приостановлении обязательств по договорам займа и т.д.

Реализуемый комплекс мер поддержки, добавил он, должен предусматривать процессуальные послабления в отношении лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Также спикер рассказал о введенных ограничениях на личный прием граждан должностными лицами ССП, подчеркнув, что телефонная связь с территориальными органами и их подразделениями сохранена, о категориях жалоб, требующих незамедлительного реагирования.

В заключение он добавил, что исполнительное производство в настоящее время реализуется преимущественно с помощью электронных технологий в рамках автоматизированных систем и информационных ресурсов.

С полной видеозаписью данной сессии можно ознакомиться здесь (необходимо выбрать ее название из открывающегося списка).

Татьяна Кузнецова

Adblock
detector