Советы

Право бессрочного пользования землей общего пользования

Быть землепользователем без установленного на это срока – один из наиболее распространенных и выгодных способов эксплуатировать участок в определенных целях, личных или для получения дохода. В то же время закон устанавливает ограничения, которые полезно знать для грамотной организации взаимоотношений с основным собственником и своей деятельности.

Законодательная база 

Безвозмездное бессрочное пользование земельным участком относится к вещным (имущественным) правам. Распоряжаться ЗУ могут субъекты, уполномоченные на это соответствующим правовым актом. Статья 39.9 Земельного Кодекса РФ определяет список таких лиц:

  • Предприятия, сформированные Правительством России по оперативному управлению – унитарные, казенные.
  • Государственные органы Российской Федерации.
  • Администрации местных муниципалитетов.
  • Центры, относящиеся к историческому наследию, находящиеся в ведении Президента РФ и прекратившие исполнять собственные полномочия.

Законодательство разрешает принимать решение о передаче ЗУ в бессрочное пользование только этими лицами (органами). Форма правового акта утверждена Министерством Имущества РФ в 2002 году и носит рекомендательный характер.

Статья 5 ЗК РФ определяет общий перечень субъектов, которые могут участвовать в правоотношениях по поводу эксплуатации наделов:

  • Прямые собственники территории.
  • Землевладельцы и землепользователи.
  • Лица, обладающие сервитутом.
  • Наниматели недвижимого имущества.
  • Правообладатели.

Каждая из перечисленных категорий, имеющая возможность пользоваться или владеть землей, обладает некоторыми отличиями.

Право бессрочного пользования землей общего пользования

Земля в бессрочном пользовании физических лиц

Право постоянного бессрочного пользования – это область ведения юридических лиц. Граждане к ней не относятся – эта категория субъектов не может его получать, разве что за исключением наделов, которые находятся в частных владениях до введения Земельного Кодекса. В этом случае полученная территория сохраняется в ведении лица.

По закону с 2001 года (статья 20 Земельного Кодекса) граждане уже не могут получать такое недвижимое имущество в собственность. Для них закон предоставляет другие возможности – взять ЗУ в аренду или приобрести за деньги у собственника, желающего его продать.

Статьи 269 ГК и 45 ЗК РФ разрешают заключать соглашение об установлении сервитута – передавать для бесплатной эксплуатации отрезка в качестве служебного. В этом случае использование ограничивается сроком трудового договора и не дает право полноправного распоряжения.

Если земля находится в БП у частного лица, будучи переданной ему до 2001 года, он может ее приватизировать. Законодательство не устанавливает сроки, в которые это необходимо сделать – все зависит от возможностей пользователя и его желания.

Для чего нужна приватизация, если участок в постоянном пользовании

Если гражданин планирует использовать землю под ЛПХ, ИЖС или фермерское хозяйство (при соответствии вида разрешенного использования), приватизировать ЗУ не обязательно. При этом частное лицо не может полностью распоряжаться территорией – продавать, дарить или сдавать в аренду. Не получится и передать ее в наследство. Для этого необходимо быть полноценным собственником.

Приватизация ЗУ регламентируется статьей 3 ФЗ №137, выпущенном в 2001 году. Для того, чтобы узаконить собственность, достаточно заплатить госпошлину и обратиться в администрацию местного муниципалитета.

При получении письменного разрешения полный пакет на участок с заявлением о регистрации необходимо направить в кадастровую службу района.

После того, как в Росреестр будут поданы все необходимые сведения, можно будет получить выписку с кадастровым номером и указанием на нового собственника.

С этого момента право постоянного бессрочного пользования в отношении конкретной территории перестает существовать.

Право бессрочного пользования землей общего пользования

Как приобрести землю в 2021 году?

Поскольку на передачу наделов в БП физическим лицам наложен мораторий, приобрести их можно посредством обычной сделки купли-продажи или снять у местного муниципалитета в аренду. Для этого необходимо обратиться в администрацию и узнать, есть ли свободный отрезок, который разрешено приобрести в собственность.

Второй вариант, касающийся многодетных семей, — это встать в очередь на распределение территорий из владений муниципального образования. Это регламентируется государственной программой поддержки, где семьи с тремя и более детьми получают наделы под ИЖС.

Постоянное бессрочное пользование земельным участком юридическим лицом

В отличие от физлиц, юрлица могут получать наделы в эксплуатацию без установленного срока, как до, так и после 2001 года – на них мораторий не распространяется. При этом им предоставляется возможность осуществлять ее использование в своих целях.

Какие земли не подлежат распределению между организациями и остаются в ведении государства:

  • Лесной и водный фонды страны.
  • Заповедники и исторические объекты.
  • Закрытые территории, где проводились испытания оружия или произошли аварии с выбросом радиоактивных веществ.
  • Военные и стратегические объекты страны.

Указанная недвижимость находится под охраной, незаконное приобретение и возведение построек на таких территориях караются законом. За соблюдением порядка следят специальные службы (лесничества и прочее).

Особенности пользования и новые правила

Также, как с физическими лицами, постоянное бессрочное пользование земельным участком предприятием или организацией не позволяет им распоряжаться: осуществлять продажу или сдачу в аренду. Допускается лишь использование – возведение зданий и подсобных построек, их эксплуатация, фермерство, промышленное производство, строительство дорог и т.п.

Коммерческие организации

Федеральный закон №137 предписывает всем юрлицам, имеющим такие наделы, перевести право постоянного бессрочного пользования землей в аренду. Второй вариант – купить недвижимость в собственность. Иными словами, эксплуатация становится платной – либо на основании съема, либо в результате покупки. В уставной (складочный) капитал территорию можно вносить только после ее приобретения.

Аренда или собственность – вариант правообладания выбирает юридическое лицо, а не распорядитель ЗУ. По указанию закона это необходимо было сделать до 2012 года. При условии наличия на территории газовых и водных коммуникаций, дорог, линий связи и ЛЭП – до 2016 года. Нарушение этих сроков наказывается штрафом.

Все здания и другие объекты, построенные на таких территориях, автоматически являются собственностью землепользования. Эту область регламентирует Градостроительный Кодекс и ФЗ №169. По нему любая реконструкция существующей постройки или возведение новой можно осуществить только по разрешению местного муниципалитета.

Кооперативы

Кооперативные владения – дачи, сады и гаражи – не подпадают под такие ограничения по сроку переоформления, как обычные предприятия. Выделить свою долю можно в любое время. 

Религиозные организации

Требование ФЗ РФ в равной степени касается и религиозных организаций с небольшой поправкой. Вместо аренды или собственности можно оформить право срочной эксплуатации. При этом прямой собственник может отказаться от договора по любой причине и во внесудебном порядке. Обязательно извещение пользователя ЗУ за месяц.

В 2020 году по юридическим лицам в законодательстве никаких изменений принято не было. В настоящее время следует также руководствоваться ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» — земля и права на нее должны быть в любом случае поставлены на учет.

Право бессрочного пользования землей общего пользования

Как переоформить право бессрочного пользования земельным участком?

Процедура регистрации права собственности для юридических и физических лиц одинакова. Регламентируется законом №137 «О введении в действие ЗК РФ» и состоит из этапов:

  • Проверить документы на ЗУ – основной бумагой является акт регистрации БП. Участок должен быть поставлен на учет в Росреестре, где также указывается владелец и пользователь. Эту информацию можно узнать в местной Кадастровой службе, на ее официальном сайте (отправив электронный запрос, воспользовавшись разделом «Госуслуги» на получение выписки из ЕГРН) или через Публичную кадастровую карту.
  • В том случае, если надел не стоит на учете в ЕГРН, необходимо пройти процедуру регистрации. Она состоит в обязательной процедуре межевания – после нее полученные данные направляются в Росреестр. Дальнейшие действия можно производить только после того, как земля появится в общем списке. Процедура займет около месяца.
  • Написать заявление о переоформлении надела в аренду или собственность. Съем предполагает платное распоряжение ЗУ. Право собственности влечет за собой обязанность ежегодно уплачивать земельный налог. Конкретные цены в каждом регионе разные.
  • Узнавать цену и отправлять заявление нужно в то ведомство, где изначально ЗУ был получен для эксплуатации. Это могут быть как муниципалитет, так и государственный орган – его наименование указано в распоряжении о предоставлении БП.
  • Решение принимается в течение месяца. Итог – заключение договора аренды или купли-продажи, в зависимости от выбранного вида правопередачи. Решение о необходимости выкупа (или бесплатной передачи собственности) принимает муниципалитет.
  • С полученным документом на ЗУ необходимо обратиться в Кадастровую службу – для того, чтобы были переоформлены все данные, назначен новый владелец.
Читайте также:  Согласование проведения интернета из подъезда в квартиру

Документы, необходимые для переоформления БП:

  • Для частного лица – паспорт, юридического – уставные документы.
  • Решение о передаче ЗУ, подписанное уполномоченным представителем органа власти.
  • Договор о передаче земельного участка в бессрочное использование (при наличии).
  • Выписка из Единого Госреестра с актуальной информацией – содержит адрес надела и данные пользователя.
  • Сведения из ЕГРН на все постройки, имеющиеся на территории (при наличии).

Причины для отказа

В некоторых случаях в процедуре перевода БП в собственность может быть отказано:

  • Пользователь не оформил надлежащим образом участок в Росреестре. Бывает так, что земли распределяются, но не регистрируются в Кадастре. В этом случае процедуру постановки на учет нужно выполнить самим при участии кадастрового инженера.
  • Отсутствует распоряжение о передаче ЗУ в постоянное пользование.
  • На территории имеются неоформленные капитальные строения (частный дом, коммерческое здание и т.п.).
  • Земля является предметом действующего судебного спора.
  • Заявитель не является полноправным пользователем и обращается без доверенности. При обращении доверенного лица документ необходимо заверить нотариально.

Основания для прекращения права бессрочного пользования

Основной причиной, по которой БП прекращает существовать, является переоформление участка в собственность или аренду. Законодательство предусматривает условия, при которых надел изымается принудительно, по решению администрации муниципалитета или суда:

  • ЗУ необходим для реализации местного проекта по постройке объекта общего пользования.
  • Нарушение правил эксплуатации надела, в результате которых значительно ухудшилось его состояние, земля пришла в запустение.
  • Пользователь не выполняет мероприятия по повышению плодородия почвы.
  • Способ использования не соответствует ВРИ.
  • Нарушение прав соседей.
  • Загрязнение окружающей среды, вред экологии.

Если пользователю надел не нужен, он имеет право отказаться от него добровольно – для этого необходимо обратиться с заявлением в многофункциональный центр.

Пользование землей общего пользования: заявление на аренду участка в СНТ, нарушение прав эксплуатации, порядок получения и передачи ЗУ, налоги

Определение статуса земель общего пользования рассмотрено в Земельном кодексе РФ в статье 85. Это территориальные участки, которые находятся под различными объектами социальных структур и организаций. Статус общего пользования земель предполагает особые правила собственности и ответственность за их нарушения для владельцев.

Что входит в категорию общественных земельных участков?

Для удовлетворения гражданских потребностей законодательство выделяет особые территории для общего пользования. Статус земли позволяет гражданам находиться на ней на законных основания, позволяет свободно использовать располагающиеся на ней объекты и ресурсы.

К земельным участкам, пригодных для публичного свободного использования относятся следующие:

  • улицы;
  • площади населенных пунктов;
  • набережные;
  • скверы и бульвары;
  • общественные пляжи, водные объекты и парки;
  • проезды и автодороги;
  • общественные парковки, автобусные остановки и прочее.

Граждане в соответствии с земельным законодательством и правовым режимом имеют возможность использовать данные территории, расположенные на них природные и технические объекты.

Земли общего пользования запрещено передавать в индивидуальную собственность. Некоторые объекты могут быть переоформлены во временное использование (сданы в аренду) с учетом того, что новый владелец не будет ограничивать право общественного использования территории (ее первоначального предназначения).

Кому они принадлежат в садоводческих товариществах (СНТ)?

СНТ представляет собой садоводческое некоммерческое товарищество, которое распоряжается землями сельскохозяйственного назначения. Недвижимое имущество в СНТ распределяется согласно статье 28 Закона об СНТ:

  • все земли принадлежат одному юридическому лицу, организатору СНТ;
  • общая собственность членов объединения (земля принадлежит всем, но распределена по участкам).

Члены СНТ могут выбрать право приватизации принадлежит членам СНТ. Если используется оформление общей собственности, то допускается совместная и долевая собственность.

Право собственности оформляют через общее заявление с согласия всех членов товарищества. Это подтверждается протоколом собрания членов товарищества. Но существуют участки общего пользования, которые невозможно приватизировать. Если такие участки выделяются СНТ на правах бессрочного пользования, то оно не прекращает своего действия без желания СНТ.

Варианты передачи

Земли общего пользования получить в собственность невозможно. Но существует два варианта пользования совместно с общественностью:

  1. Арендование.
  2. Безвозмездное бессрочное пользование.

Гражданским и земельным кодексом запрещено оформлять как частную собственность земельный участок, который относится к общему пользованию и является собственностью государства, независимо от того, каким образом происходит оформление — выкупом или проведением процедуры приватизации.

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях.

Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

Распространенный способ использовать общественные земли для собственных нужд это аренда. Она оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на общих участках. При оформлении арендного соглашения собственник строения, расположенного на участке, имеет право преимущества при заключении договора аренды.

Последующего права выкупа при аренде земли общего пользования не существует. Указание возможности выкупа в содержании договора считается незаконным. Арендование земель общественного пользования распространено в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Собственность территории закрепляется на постоянной основе за государством и выражается в лице его субъектов или муниципальных образований. Граждане-пользователи могут законно распоряжаться находящимися на государственной территории строениями и ресурсами, а также претендовать на право переуступки права пользования землей новому владельцу здания.

Как и куда подать заявление?

Подача заявления на предоставление земель общего использования осуществляется в уполномоченных административных органах власти (согласно статье 39.2 ЗК РФ).

Статья 39.2 ЗК РФ. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).

Заявление подается несколькими способами:

  1. личное посещение;
  2. передача пакета документов через МФЦ;
  3. передача документов заказным письмом почтой.

В ситуации с землей общего использования предпочтительнее посетить администрацию самостоятельно. Госслужащие проконсультируют о необходимых документах, просчитают шансы на получение положительного результата.

Для совершения льготной сделки предоставления земель потребуются следующие документы:

  • удостоверение личности заявителя;
  • документ, который обосновывает принадлежность заявителя к льготной категории граждан;
  • документы на постройку (при наличии объекта на участке);
  • межевые документы, если заявитель пользуется им;
  • кадастровый паспорт или выписка на землю.

Для каждого документа делается копия. Подробнее о перечне необходимых документов для каждой категории граждан-заявителей можно узнать в приемной администрации или на официальном сайте многофункционального центра.

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

Оформление заявления на аренду

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Арендное соглашение заключает с администрацией в течение 14 рабочих дней. Срок рассмотрения заявки на безвозмездное предоставление надела льготным категориям граждан составляет до 30 рабочих дней.

Порядок налогообложения

Земли общего пользования, принадлежащие государству, подлежат особенной форме налогообложения:

  1. Если надел предоставляется в аренду, с сохранением права общего пользования, то налог платят все пользователи. Если права этого нет, то оплату производит арендатор.
  2. Если участок не сдан в аренду или бессрочное пользование, то земельный налог заменяется налогом по назначению и цели использования на всех потенциальных пользователей. Например, проезжая дорога, налогоплательщики оплачивают транспортный налог за использование дороги.
  3. Земли принадлежащие товариществам облагаются налогом, который оплачивают все долевые собственники совместно либо по указанным частям.
  4. Режим налогообложения считается особым — это обусловливается статусом территории, ее целевым назначением и возможными вариантами использования.

Именно по причине общественного положения использовать классическую форму налогообложения для сферы фискальных правоотношений для таких земель невозможно, так как территория располагается в постоянной собственности государства.

Читайте также:  Куда жаловаться на судью: квалификация, департамент, президент?

Сумма налогообложения разделяется пропорционально на всех граждан-пользователей.

Самозахват и ответственность за нарушение права

Частым земельным правонарушением считается самозахват. Нарушителя привлекают к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ. В кодексе самозахват определен следующим образом: самовольное занятие государственной территории и ее дальнейшее эксплуатирование без наличия соответствующих документальных разрешений.

Штрафная санкция за данное правонарушение по статье 7.1 КоАП назначается в следующей форме:

  • для физического лица денежный штраф от 500 рублей до 1 000;
  • для должностного лица штраф на сумму от 1 000 до 2 000 рублей;
  • для юридического лица денежный штраф от 2 000 до 20 000 рублей.

Если захватчик построил на земле самовольное строение, за собственный счет суд принудит его к уничтожению построенного и восстановлению первоначального вида участка.

Земля общего пользования находится в государственной собственности или принадлежит специализированным товариществам. Для личных нужд такую территорию можно арендовать или взять в безвозмездное бессрочное пользование, но с сохранением права общего предоставления. Претендент на землю обращается с соответствующим заявлением в администрацию, предоставляет пакет документов.

Порядок оформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Предыдущая записьМинистерством строительства и… rc

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено предоставление права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).

При этом предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (пункт 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

Перед оформлением права постоянного бессрочного пользования, как правило, нужно выяснить: сформирован ли земельный участок и уточнены ли его границы?

В случае, если интересующий учреждение земельный участок не образован, или его границы не уточнены, алгоритм действий заявителя будет включать в себя: Подготовку схемы расположения участка (данную работу выполняет кадастровый инженер); Получение решения в утверждении данной схемы на кадастровом плане территории; Постановка испрашиваемого участка на государственный кадастровый учет.

При подготовке заявления о предоставлении участка следует учесть следующее: в силу положений п. 1 ст. 39.

17 ЗК РФ в заявлении обязательно нужно указать: наименование и реквизиты предприятия или учреждения; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, и основание предоставления земельного участка, предусмотренное статьей 39.

9 ЗК РФ; Кроме того, в заявление необходимо указать цель, для реализации которой испрашивается земельный участок; почтовый и электронный адреса для связи с заявителем, номер телефона.

В результате получения положительного решения, заявитель вправе зарегистрировать право постоянного бессрочного пользования земельным участком путем обращения в регистрирующий орган. Документы, которые необходимо предоставить для регистрации права, предусмотрены ст. 18 и ст. 21 закона № 218-ФЗ, ст. 39.9 ЗК РФ.

фото из источника https://prian.ru/price/germany-12653-3074674.html

Комментариев пока нет…Оставьте первый комментарий!

Понятие и подводные камни права постоянного бессрочного пользования земельным участком

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите

консультацию:

Показать содержание

Понятие постоянного (бессрочного) пользования ЗУ

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком — это форма предоставления участков из земель, находящихся в ведении хозяйствующего субъекта, которым является муниципальное образование. Либо — путём передачи государственной земельной собственности во владение региональным властям. Осуществляется только безвозмездно и без ограничения сроков пользования.

Это право еще называют «право пожизненного пользования земельным участком конкретным лицом«. Так что будьте в курсе.

Обозначенное право постоянного бессрочного пользования земельным участком возникло в законодательстве Советского Союза и было единственной возможностью получения земель. На его основании выделялись наделы:

  1. под строительство частных домов;
  2. дачные участки;
  3. садовые, огородные участки;
  4. земли под бахчи.

По распоряжению Правительства РФ, имущественные права на данный вид земель сохраняются для физических лиц, уже получивших наделы. Однако выдача на этом основании новых наделов не производится. Регламентом использования данного вида земель является:

Собственником земель на территории РФ является государство. За исключение тех наделов, которыми законно владеют граждане и предприятия, оформившие их в собственность. Право постоянного (бессрочного) пользования допускается только в сторону муниципалитетов. То есть, федеральное управление передаёт в пользование региональных ведомств земельные массивы только на обозначенном основании.

Передача во владение производится подписанием актов, в которых указывается категория земель и их общая площадь.

Получив законное право распоряжения региональным массивом, хозяйствующий субъект может действовать по своему усмотрению. Наделы могут продаваться и сдаваться в аренду. Безвозмездно они выделяются муниципальным и казённым учреждениям.

Но определённый объём массива участвует в программе по поддержке малообеспеченных семей и семей инвалидов (если вы многодетная семья, вам сюда) . Отдельные регионы проводят такие формы поддержки, исходя из собственных возможностей и на основании собственных распоряжений.

Кроме этого, обязательны условия участия в федеральной программе, предусматривающей выдачу ЗУ семье, в которой воспитываются трое и более, детей.

Права и обязанности лица, получившего ЗУ

Право постоянного бессрочного пользования на земельный участок допускает использование участка без ограничения сроков, на протяжении периода жизни правообладателя, которому он предоставлен. Данное лицо может использовать его по своему усмотрению, но только в рамках категории земель и их целевого назначения, установленных в отношении участка.

Например, возводить капитальное строение на землях ИЖС или вести подсобное хозяйство на землях ЛПХ. Нарушения регламента пользования служат основанием для изъятия надела. В числе причин прекращения пользования:

Надлежащее применение надела допускает присваивать урожай и прочие результаты трудов, извлекать прибыль, повышая уровень жизнеобеспечения семьи. Но распоряжаться им как своим собственным землепользователь не может. То есть, недопустимо его участие в имущественных сделках и передача наследникам по закону или по завещанию.

О правах и обязанностях лиц с правом бессрочного пользования землей мы обсудили. Теперь перейдем к переоформлению.

Переоформление

С изменением советского Земельного законодательства, на ныне действующее, которое вступило в силу на основании земельной политики РФ, участки стало разрешено переоформлять в собственность.

Более того, положение было облегчено программой «дачной амнистии», которая позволяла оформить ЗУ в короткие сроки, при предоставлении минимума документов.

Те из граждан, чьи правоустанавливающие документы были утрачены, смогли беспрепятственно восстановить их и переоформить право собственности путём перерегистрации.

Для переоформления следует обратиться с заявлением в администрацию населённого пункта, предоставив требуемые документы. После рассмотрения, заявитель получит акт административного решения (копию), которую передаст в Росреестр вместе с пакетом документов и заявлением о регистрации права собственности.

Для физических лиц не предусмотрено федеральных нормативов по штрафным и иным санкциям за просрочку переоформления. Однако каждый регион вправе взимать таковые на основании локальных актов.

Согласно регламенту, юридические лица призывались к переоформлению выделенных им участков до 2014 года. Им требовалось обратиться в земельные отделы исполкомов для оформления арендных прав на ЗУ или их выкупа.

Не исполнение указанного правила грозит им штрафными санкциями с уведомлением об изъятии и допустимостью прекращения права пользования.

Санкции взыскиваются в административном порядке, опираясь на ст. 7.34 КоАП РФ, которая оглашает ответственность за нарушение сроков или правил оформления участков, используемых на правах постоянного (бессрочного) пользования.

Взыскиваемая сумма варьируется в пределах от 20 до 100 тысяч рублей. К правообладателям, несущим обозначенную ответственность приравниваются индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес без образования юридического лица.

Наследство права на бессрочное пользование земельным участком — что это и как происходит?

Не воспользовавшиеся предоставленным преимуществом, вправе компенсировать недочёты, во избежание конфликтов с администрацией населённого пункта, в случае смерти владельца. Так как участие в имущественных сделках и передача по наследству для этого вида права не санкционирована, участками могут пользоваться только настоящие правообладатели.

Однако на землях населённых пунктов возведены капитальные строения, которые могут передаваться по наследству, являясь собственностью владельцев.

Вступая в наследование земельного участка на праве бессрочного пользования, правопреемникам требуется обратиться в администрацию, для оформления аренды ЗУ.

С разрешения хозяйствующего субъекта допустима их приватизация или выкуп по кадастровой стоимости.

Читайте также:  Предоставление ксерокопии паспорта при возврате товара

Гражданам, не переоформившим земли, следует исправить данный правовой недочёт, приватизировав их или оформив аренду. Данные виды владения предусматривают беспрепятственную форму распоряжения, в том числе – переход прав по наследству.

Еще больше информации о земельном сервитуте можно найти в нашем разделе.

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.

Звоните, будем решать:

Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Собственность » Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования

Граждане, владеющие землей на праве постоянного пользования, рассматриваются законодательством в качестве землепользователей.

Содержание

Земельным и гражданским законодательством предусматривается несколько форм владения и использования земельных территорий, наиболее распространенной в юридической практике и выгодной для субъектов приобретения таких прав является предоставление земельных территорий на правах бессрочного использования на постоянной основе. Однако порядок предоставления земли на праве постоянного пользования предусматривает определенные ограничения, которые касаются сроков и возможности распоряжения землей.

Граждане страны, которые приобретают право владения на земельные территории на основании возможности бессрочного использования на постоянной основе, действующим законодательством рассматриваются в качестве землепользователей. Данные лица обретают все полномочия по владению и использованию земельных территорий.

Передача земельной территории из государственных или муниципальных активов в пользование частных лиц осуществляется при условии наличия решения ответственного исполнительного органа. В данном документе указываются:

  • точные кадастровые данные территории;
  • фамилия, имя, отчество гражданина, если земельная территория передается физическим лицам;
  • наименования учреждения, сведения о государственной регистрации юридического лица, если пользователем участка является юридическое лицо;
  • наименования органов государственной и муниципальной власти.

Лицами, которым предоставляются земельные участки на основании права бессрочного использования на постоянной основе, являются:

  • физические и юридические лица;
  • учреждения государственного и муниципального уровня;
  • казенные производства и предприятия.

Срок права постоянного (бессрочного) владения участком земли

Срок на предоставление частным юридическим и физическим лицам прав для постоянного владения земельными участками точно не определяется, так как законодательством предусматривается возможность использования земель на постоянной и бессрочной основе.

В отличие от права владения земельными участками, которое предоставляется на пожизненный срок на основании процедуры наследования, возможность постоянного использования земельного имущества является менее стабильным понятием. Такая характеристика проявляется в возможности досрочного прекращения возможности бессрочного использования территорий, ранее момента прекращения субъектом владения своей деятельности на землях.

Срок предоставления гражданам, юридическим лицам, органам государственной и муниципальной власти может исчерпаться в принудительном порядке при условии наличия серьезного основания, среди которых:

  • принудительное изъятие земельной территории из собственности для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей;
  • при нарушении установленного законодательством целевого предназначения или же если целевое использование способствует ухудшению качества и свойств земель;
  • при преднамеренной порче почвы;
  • отказ от выполнения необходимых мероприятий по улучшению состояния территорий, а также охране земель;
  • несоблюдение мер, которые способствуют приведению почвы в пригодное для использования состояние;
  • отказ от эксплуатации территории в течение более чем трех лет. В данный срок обычно не включается время, которого будет достаточно для полноценного освоения участка.

Изъятие земельных участков из постоянного пользования возможно при наличии решения органов государственной или муниципальной власти.

Возможности пользователей участков. Пределы осуществления правомочий землепользователей

Каждый земельный участок, который предоставляется гражданину на основании прав постоянного использования, должен эксплуатироваться исключительно по прямому целевому предназначению, а также в допустимых пределах. Такие нормы устанавливаются нормами Земельного и Гражданского кодексов РФ и регламентируются законодательными актами исполнительных органов, которые предоставили право на использование территории.

Законный владелец территории наделен полномочиями распоряжаться земельным участком на основании права постоянного использования имеет возможность исключительно отказаться от эксплуатации территории.

Граждане, которые приобрели участок для постоянного использования на неопределенный срок, не имеют права заключать в отношении данной территории какие-либо финансовые или юридические сделки – передавать для пользования третьим лицам на основании договора об аренде или же предоставлять в бесплатное использование на ограниченный срок. Наличие добровольного согласия законного собственника участка земли не является основанием для заключения подобных сделок.

Те лица, которые используют земельные участки на основании прав бессрочного использования на постоянной основе, не могут самостоятельно распоряжаться правовым положением данного участка. Исключением могут являться следующие случаи:

  • Установление сервитута в отношении участка возможно для обеспечения государственных интересов, а также для удовлетворения потребностей жителей муниципальных округов и местного населения.

Процедура не требует изъятия участков и возможна при условии проведения общественного слушания. Сервитуты устанавливаются для передвижения по определенной территории для выполнения важных государственных и муниципальных работ;

  • Передача земельной территории в бесплатное пользование в форме служебного надела.

Данная процедура осуществляется уполномоченными учреждениями в пользу своих сотрудников на срок, в течение которого будет являться действительным заключенный ранее трудовой договор.

Хозяйственная эксплуатация земельного участка землепользователем

Землепользователь имеет возможность распоряжаться полученным участком на основании права постоянного и бессрочного пользования. В соответствии с такими правомочиями собственник имеет возможность выполнять следующие виды хозяйственной деятельности:

  • использование территории для организации подсобного фермерского, огородного или садового хозяйства, добычи общедоступных полезных ископаемых;
  • эксплуатирование все доступные природные ресурсы;
  • проектирование и строительство жилых объектов, производственных и бытовых построек, которые допустимы согласно целевому назначению участка ;
  • осуществление необходимые работ и принятие охранных мер, важных для улучшения качества почвы, для сохранения естественных плодородных свойств почвы;
  • использование урожая, а также дохода от его реализации по собственному усмотрению.

Владелец может проектировать, возводить на собственной территории любые постройки, конструкции и сооружения. Данные действия обязательно должны соответствовать прямому целевому назначению конкретного участка, которое устанавливается в соответствии с категориальной принадлежностью, качеством и состоянием почвы.

В соответствии с целевой специализацией территорий осуществляется распределение различных участков в соответствии с видами разрешенного использования, предусмотренными законодательством. Таким образом, гражданин не имеет права возводить жилые постройки на территориях, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ.

Недвижимое имущество, которое было создано лицом для удовлетворения собственных потребностей, признается его законной собственностью. Поэтому владелец территорий имеет право самостоятельно распоряжаться данным имуществом.

Если же гражданин организует процесс отчуждения недвижимого имущества в пользу третьих лиц путями заключения сделок, бесплатной передачи или дарения, то права на бессрочное использование участка должны быть переоформлены. Наиболее распространенными вариантами переоформления права бессрочного пользования земельным участком на постоянной основе являются заключение договора об аренде земли или же передача прав собственности иным лицам.

Предоставление служебных наделов в безвозмездное пользование

Служебные наделы – это такая категория земельных участков, которая может предоставляться гражданам на основании трудового договора, заключенного между сотрудником и работодателем, для бесплатного использования. Для эксплуатации на безвозмездной основе могут выделяться следующие виды земельных участков:

  • земельные участки, которые находятся в распоряжении органов государственной и муниципальной власти, предоставляются на условиях, предусмотренных трудовым договором и гражданским законодательством;
  • территории, которые являются собственностью частных юридических и физических лиц на основании соответствующих договоров.

Земельные участки, которые относятся к категории служебных наделов, предоставляются действующим сотрудникам и работникам различных учреждений:

  • организаций, которые осуществляют деятельность в различных отраслях экономики и транспорта;
  • компаний, которые работают в области лесной промышленности;
  • лесных и охотничьих хозяйств;
  • организаций, которые осуществляют управление заповедными зонами и парками, находятся на федеральном балансе и финансируются из государственного бюджета.

Служебные наделы предоставляются сотрудникам различных учреждений на срок, в течение которого является действительным ранее заключенный трудовой договор между сотрудником и работодателем. Такие земли передаются работникам после заключения договора о бесплатном использовании. В данном документе указываются следующие обязанности сторон:

  • учреждение обязуется предоставить земельные территории в бесплатное пользование сотруднику;
  • работник обязуется использовать надел в соответствии с законодательной базой и в установленный срок вернуть на баланс учреждения участок в надлежащем состоянии.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.