Советы

Ответственности неуведомление миграционного органа о привлечении к работе иностранного гражданина

ответственности Неуведомление миграционного органа о привлечении к работе иностранного гражданина Привлечение недорогой иностранной рабочей силы – это не только экономия на фонде оплаты труда, но и дополнительная головная боль для работодателей. Рассказываем о порядке трудоустройства иностранных работников и штрафах за несоблюдение данного порядка.

Разрешение на привлечение иностранных работников

Чтобы иметь возможность нанимать иностранцев, работодатель обязан получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Разрешение не требуется при трудоустройстве иностранных работников, которые:

  • прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы;
  • являются высококвалифицированными специалистами или членами семьи высококвалифицированного специалиста;
  • являются гражданами стран – участников ЕАЭС;
  • обучаются в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации.

Для получения разрешения работодатель должен направить в УВМ МВД России (территориальное управление по вопросам миграции) заявление по форме, утв. приказом МВД России от 19.06.2017 № 392. 

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Чтобы иметь возможность нанимать «визовых» иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

2. Для трудоустройства «визовых» иностранцев нужно получить в УВМ МВД приглашение на въезд иностранных работников в РФ для осуществления трудовой деятельности. Это приглашение необходимо иностранцам, чтобы они смогли получить однократную визу на въезд и выезд из России.

3. Работодатели обязаны сообщать в МВД России о заключении и прекращении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства. То же самое касается и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

4. Чтобы поставить иностранного работника на миграционный учет, работодатель (если он является принимающей стороной, а иностранец фактически проживает по адресу юрлица или в помещениях, им арендованных) должен уведомить МВД о его прибытии в Россию.

5. Ответственность за снятие иностранных работников с миграционного учета несут работодатели. Чтобы снять иностранца с учета, необходимо заявить в УВМ МВД о его убытии из места пребывания.

6. За незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан установлена административная ответственность.

Порядок подачи заявления и выдачи разрешения установлен приказом МВД России от 01.11.2017 № 827. 

Должностное лицо, принявшее заявление к рассмотрению, вносит сведения о приеме документов в информационную систему МВД России. Заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению.

Само решение о выдаче работодателю разрешения на привлечение иностранных работников принимается в течение 30 календарных дней со дня поступления документов. Разрешение на привлечение иностранных работников выдается сроком на один год. 

За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников уплачивается государственная пошлина в размере 10 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника (пп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). 

Приглашение на въезд иностранных работников в РФ

В целях трудоустройства «визовых» иностранцев работодателю необходимо получить в УВМ МВД приглашение на въезд иностранных работников в РФ для осуществления трудовой деятельности. Данное приглашение необходимо иностранцам, чтобы они смогли получить однократную визу на въезд и выезд из России.

Порядок выдачи приглашений и форма ходатайства о выдаче таких приглашений утв. приказом МВД России от 21.09.2017 № 735. К ходатайству необходимо приложить комплект следующих документов:

  • документ, удостоверяющий личность приглашающей стороны;
  • копию документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина;
  • гарантийное письмо.

Срок предоставления приглашений составляет не более 20 рабочих дней с даты регистрации ходатайства с приложением всех необходимых документов. Если приглашение выдается высококвалифицированному специалисту, срок его оформления не должен превышать 14 рабочих дней.

Госпошлина за выдачу приглашения уплачивается в размере 800 рублей за каждого приглашенного (пп. 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Если ходатайство подается через портал госуслуг, пошлина взимается с учетом коэффициента 0,7 от установленной – в размере 560 рублей за каждого приглашенного.

Разрешение на работу ответственности Неуведомление миграционного органа о привлечении к работе иностранного гражданина

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения работодатель может направить в УВМ МВД документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Для этого необходимо будет написать заявление и приложить к нему следующие документы:

  • копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
  • документы, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний;
  • сертификат об отсутствии у иностранца заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
  • личную цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 х 40 мм.

За выдачу разрешения на работу иностранным гражданам уплачивается государственная пошлина в размере 3500 рублей в отношении каждого работника (пп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Разрешение на работу для каждого иностранного работника выдается работодателю одновременно с приглашением в РФ в целях осуществления трудовой деятельности. Полученные приглашения направляются иностранным работникам для получения ими виз.

Оформление трудовых отношений с иностранцами

После того как иностранные работники въехали на территорию РФ, можно приступать к оформлению договорных отношений с ними. Иностранец должен предоставить работодателю следующие документы (ст. 65 и ст. 327.3 ТК РФ):

  • документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка;
  • договор (полис) добровольного медицинского страхования;
  • разрешение на работу (может быть оформлено самим работодателем) или патент;
  • разрешение на временное проживание или вид на жительство (только при заключении трудового договора с постоянно проживающими в РФ иностранцами).

При заключении трудового договора иностранный гражданин не предъявляет работодателю документы воинского учета.

В самом трудовом договоре с иностранцем указываются сведения о разрешении на работу или патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство.

Обязательным для временно проживающих иностранцев является условие об основаниях оказания иностранному работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора. Для этого в договоре нужно указать реквизиты полиса добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг.

Полис добровольного медицинского страхования должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ст. 327.2 ТК РФ).

Трудоустройство работников из ЕАЭС

В отношении работников из стран – участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 действует упрощенный порядок оформления трудовых отношений. Это касается граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.

Трудоустройство данной категории иностранцев мало чем отличается от трудоустройства граждан РФ. В частности, для заключения с ними трудового договора не требуется:

  • разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
  • разрешение на работу;
  • патент;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство.

Для оформления договора иностранцу достаточно предъявить:

  • паспорт, который подтверждает, что соискатель является гражданином государства – участника договора о ЕАЭС;
  • трудовую книжку;
  • документ об образовании;
  • полис ДМС/ОМС;
  • миграционную карту.

При этом граждане Белоруссии освобождаются от оформления миграционной карты (двустороннее Соглашение от 24.01.2006 года). 

Дополнительные документы с работников из ЕАЭС не истребуются.

Вместе с тем, на работников из ЕАЭС все же распространяется ряд правил, характерных для трудоустройства всех прочих иностранных работников. Сотрудника из ЕАЭС необходимо поставить на миграционный учет (если он проживает в РФ более месяца), а о заключенном с ним договоре уведомить МВД. 

Постановка иностранного работника на миграционный учет

Чтобы поставить иностранного работника на миграционный учет, работодателю необходимо уведомить МВД о его прибытии в Россию. Уведомление направляется в территориальный орган МВД России по форме, утв. приказом МВД России от 23.11.2017 № 881.

Кс запретил штрафовать за не поданное в мвд уведомление по работнику-иностранцу

ответственности Неуведомление миграционного органа о привлечении к работе иностранного гражданина

Штрафы за не уведомление о трудовом договоре или ГПД с иностранцем существенно выросли с 2017 года. МВД, к которому отошли функции ФМС, требует уведомлять не только о заключении / расторжении договора с иностранным гражданином, но и об изменении в условиях действующего договора. Законно ли это?

Что говорит законодательство

Требование уведомлять органы контроля за миграцией о каждом случае заключения или расторжения договора с иностранцем на выполнение трудовых обязанностей или работ (услуг), содержится в ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Ответственность за невыполнение данного требования предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ. Отметим, что п. 3 ст. 18.

15 КоАП дословно воспроизводит требование из Закона № 115-ФЗ «нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)».

Узнать подробности о новом уведомлении МВД о приеме на работу иностранного работника и скачать образец заполнения можно здесь.

Как должно выглядеть правильно заполненное новое уведомление об увольнении иностранца и по каким правилам его надо подавать в МВД, мы рассказали тут.

Что может произойти в жизни

Бывает так, что работодатель уведомил, как положено, о приеме на работу иностранца, а затем в отношениях между сторонами произошли изменения: например, у иностранного работника поменялись его трудовые функции или должностные обязанности.

Нужно ли в таком случае уведомлять МВД? Зависит от того, каким именно образом работник и работодатель закрепили произошедшие изменения.

Возможны 2 варианта:

  • Прежний договор расторгнут, а вместо него заключен новый. Например, договор на выполнение функций рядового сотрудника прекращен, а новый договор на руководящую должность подписан. Или расторгнут договор ГПХ, а вместо него с иностранцем заключили трудовой договор.

Эта ситуация прямо подпадает под требования закона об уведомлении органов контроля за миграцией МВД. Нужно направлять уведомления и о прекращении старого договора и о заключении нового.

  • Договор, уже заключенный с иностранцем, продолжил действовать. К нему добавлены изменения: например, новый трудовой функционал прописали в дополнительном соглашении.

В этом случае нет необходимости направлять еще одно уведомление в МВД, поскольку ни расторжения действующего договора, ни заключения нового не произошло.

Читайте также:  Кто может быть вызван в качестве свидетеля по делу

Мнение Конституционного Суда

Высказанную в предыдущем разделе позицию поддержали судьи Конституционного суда (Постановление КС РФ от 04.02.2020 № 7-П).

КС признал незаконным штраф, наложенный МВД по ст. 18.15 КоАП на предпринимателя, который привлек работника-иностранца к другой работе, не расторгая с ним действующий трудовой договор. При этом о заключении действующего договора ИП уведомил МВД в установленном порядке.

Судьи заключили, что контролирующие органы не вправе требовать уведомления об изменении функций и обязанностей иностранного работника, если сам договор с ним не расторгался. Штрафовать за отсутствие такого уведомления нельзя.

Подводим итоги

Закон требует от работодателей, заключающих договоры с иностранцами, уведомлять МВД только о фактах заключения и прекращения таких договоров. За нарушение данного требования работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ.

Нет обязанности уведомлять органы контроля за миграцией об изменениях в продолжающем действовать трудовом договоре (или ГПД) с иностранцем. Требования сотрудников МВД предоставлять такие уведомления, а тем более наложение штрафов, за отсутствие таких уведомлений незаконны.

Друзья, поддержите нас — подпишитесь на наш блог на Клерке :).

И приглашаем на заглянуть наш сайт blogkadrovika.ru — здесь вы найдете полезную информацию о пособиях, зарплате, кадрах, налогах, пенсиях. Пишем для специалистов и всех, кто хочет научиться разбираться в этих вопросах.

Памятка работодателю, который принимает на работу трудового мигранта

Иностранные граждане, как из СНГ, так и из дальнего зарубежья приезжают в Россию, чтобы устроится на работу. Особенно в тех отраслях, где не хотят работать сами граждане России, соответственно они восполняют имеющийся дефицит рабочей силы. Работодатели нашей страны охотно принимают таких работников, иногда игнорируя требования законов.

Обращаем ваше внимание, что принимать на работу иностранцев следует только на законном основании и в строгом соответствии с миграционным законодательством, т.к. за нарушение в оформлении трудовых мигрантов предусмотрены очень большие штрафы.

ответственности Неуведомление миграционного органа о привлечении к работе иностранного гражданина

Коап рф, статья 18.15

«Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства»

  1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на:
    • граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
    • на должностных лиц; от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
    • на юридических лиц; от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на:
    • граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
    • на должностных лиц; от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
    • на юридических лиц; от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на:
    • граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
    • на должностных лиц; от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
    • на юридических лиц; от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
  2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
  • Вот краткая инструкция для работодателей, намеренных оформить на работу иностранцев, распишем раздельно для визовых и безвизовых стран.
  • Порядок приема на работу граждан визовых стран (мигрантов из дальнего зарубежья)
  1. За месяц (не позднее) до обращения в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России сделайте заявку в Центр занятости населения о вакансиях, на которые вы хотите принять работников — иностранцев.
  2. Направьте письменно в УВМ ГУ МВД заявку для получения Вашим предприятием Разрешения на право привлечения и использования иностранцев. Одновременно через УВМ ГУ МВД нужно оформить иностранцам приглашения для получения для них въездных виз, которые дают право на трудовое устройство в РФ, первично выдаваемых на период не более 90 дней.Нужно помнить, что иностранные граждане из визовых стран (дальнего зарубежья) смогут работать в РФ, только если у них есть рабочие (трудовые) визы. Бизнес-виза, равно как и туристическая — не предоставляют такого права.
  3. Напишите заявление в УВМ ГУ МВД, чтобы получить разрешение на работу у вас конкретных иностранцев.
  4. Иностранного гражданина нужно поставить на миграционный учет в УВМ ГУ МВД в течение 7 (семи) рабочих дней по прибытию.
  5. По факту заключения трудового договора уведомите УВМ ГУ МВД о приеме мигрантов на работу.
  6. Сделайте обращение в УВМ ГУ МВД, чтобы продлить вашим работникам-иностранцам рабочие визы на срок до 1 г. (если вы планируете, что мигранты будут работать у вас после окончания срока действия первой визы).

Порядок приема на работу граждан безвизовых стран (мигрантов из ближнего зарубежья)

  1. Узнайте, есть ли у мигранта на данный момент уже полученный трудовой патент. Если есть — переходите к п.3,если нет патента то к п. 2.
  2. Направьте мигранта, которого вы принимаете в Управление по вопросам миграции ГУ МВД РЦФ для того, чтобы он оформил патента на работу, который дает право работать в российских предприятияx и у предпринимателей.Работникам из Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана патент не нужен, они могут работать в России на тех же правах, что и россияне.
  3. Оформите с иностранным гражданином трудовой договор. О факте его заключения нужно уведомить УВМ ГУ МВД.В УВМ ГУ МВД также нужно направлять уведомление о том, что вы предоставляете иностранцу отпуск без сохранения зарплаты на срок более 1 календарного месяца в течении 1 года, а также о прекращении трудового договора заключенного с ним.

    Вопросы, связанные с приемом работников – мигрантов, в том числе вопросы, связанные с обязательным медицинским страхованием вновь поступающих к вам на работу иностранцев, всегда помогут решить юристы нашего Центра.

Если у вас есть вопросы, свяжитесь с нами по телефону +7(495)104-94-86 или отправьте сообщение с помощью формы обратной связи

Штрафы работодателю за иностранного работника

Работодатели, привлекающие к работе иностранных граждан, обязаны выполнять в отношении них не только нормы ТК РФ, но и строго исполнять обязанности, предусмотренные миграционным законодательством.

Штрафы за его нарушение могут достигать миллиона рублей за каждого иностранного работника.

За что и как в 2020 году наказывают должностных лиц, ИП и компании, привлекающих к работе иностранных граждан, расскажем в нашем материале.

Штрафы за незаконное привлечение иностранца к работе

Нарушения, связанные незаконным привлечение иностранцев к работе, наказываются штрафами по ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ:

Нарушение Штрафы, руб.
На граждан На должностных лиц На юридических лиц
Привлечение иностранца к трудовой деятельности при отсутствии у него разрешения на работу или патента, если по закону они требуются, а также привлечение по профессии, не указанной в разрешении или в патенте, без получения специального разрешения, если оно требуется по закону От 2 000 до 5 000 руб. От 25 000 до 50 000 руб. От 250 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Неуведомление или нарушение установленного порядка и/или формы уведомления органа по миграции о заключении или прекращении трудового договора или договора ГПХ с иностранцем в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения договора, если такое уведомление требуется по закону От 2 000 до 5 000 руб. От 35 000 до 50 000 руб. От 400 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Если вышеуказанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, применяются увеличенные размеры штрафов (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • для граждан: от 5 000 до 7 000 руб.;
  • для должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
  • для компаний: от 400 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Штраф в указанном размере работодатель заплатит за нарушения, допущенные в отношении каждого иностранца в отдельности.

Как показывает судебная практика, по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ штраф за нелегалов подрядчика могут наложить на генподрядчика — именно он допустил их к работе, не проверив легальность привлечения иностранной рабочей силы на строительном объекте (Постановление АС СЗО от 04.09.2018 по делу № А56-65169/2017).

Штрафы работодателю за иностранного работника в 2021 году: какие штрафы ждут работодателя за работу иностранных граждан без документов и за нелегальных работников без оформления

В современных реалиях экономики множество компаний и частных лиц в России прибегают к использованию труда иностранных работников для организации своей деятельности.

Читайте также:  Где взять ордер на квартиру для приватизации? как приватизировать жилье, если он утерян или вообще его нет?

Однако привлечение иностранного труда, с точки зрения процесса оформления и дальнейшего ведения учета иностранных кадров, значительно отличается от правил оформления граждан РФ и регламентируется специальным трудовым и миграционным законодательством, нарушение которых приводит к штрафу за привлечение иностранной рабочей силы. Наиболее распространенные случаи нарушения миграционного и трудового законодательств работодателем и штрафы работодателю за нелегалов и иностранцев мы подробно рассмотрим в нашей статье. Будем надеяться, что эта информация позволит работодателям избежать штрафа за привлечение иностранцев к работе в организации. Для более удобного перемещения по странице вы можете воспользоваться навигацией:

Самые частые штрафы работодателю за иностранца и размер суммы штрафов

Чаще всего работодателя мигранта штрафуют за:

  • Отсутствие полного пакета документов;
  • Нарушение трудового законодательства;
  • Уклонение от оформления трудового договора;
  • Нарушение государственных нормативных требований охраны труда;
  • Непроведение или неправильное проведение оценки условий труда на рабочих местах;
  • Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей;
  • Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Нарушение предусмотренных законом правил миграционного учета влечет за собой административные штрафы и иные меры воздействия, как на работодателя, так и на рабочего-мигранта, при этом в роли работодателя может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

В данном материале мы постарались более подробно рассмотреть информацию именно о штрафах работодателю за мигранта в организации или при работе у частного лица, чтобы окончательно разобраться в вопросе правильного оформления трудовой деятельности иностранцев со стороны работодателя и ответить на вопрос, как не допустить штраф за иностранного рабочего в организации.

Наиболее распространенные нарушения, за которые работодатель может получить штраф за иностранного работника в 2021 году

Штрафы работодателю за нарушение миграционного законодательства

  • Штраф за работу без патента или работника без разрешения на работу

В случае если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность на территории работодателя без разрешительных документов (патент на работу / разрешение на работу), то его деятельность будет считаться нелегальной.

В данном случае будет выписан штраф за наем иностранца без разрешения или патента.

  • Штраф работодателю за иностранца с документами, у которых истек срок действия

Так как миграционное законодательство жестко регламентирует необходимость наличия полного пакета документов у мигранта на протяжении всего периода его работы, работодатель должен тщательно отслеживать сроки действия всех документов, чтобы не получить штраф за мигрантов, в случае если хотя бы один документ перестанет действовать. Например, в случае если в организации работает иностранец, которого официально приняли на работу по всем правилам и с полным пакетом документов, но через несколько месяцев после начала его работы в компании у него кончилась регистрация, но он все еще продолжает работать в компании, работодатель получит штраф за нелегала в случае выявления сего факта при проверке инспекцией, так как работник даже без одного действующего документа уже не может легально осуществлять трудовую деятельность в РФ.

Другой пример: иностранный сотрудник, который работает у работодателя по патенту вовремя не оплатил налог НДФЛ по этому патенту, авансовый платеж просрочил на 3 дня, и его патент аннулировали.

Однако ни иностранца, ни работодателя о таких вещах не уведомляют. Соответственно иностранец может продолжать работать, думая, что патент все еще действует, и в случае проверки УФМС выпишет штрафы за нелегалов работодателю, в частности штраф за отсутствие патента на работу и привлечение нелегальной иностранной рабочей силы. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы работники-иностранцы, которые работают по патенту, вовремя оплачивали ежемесячные авансовые платежи по патентам, так как просрочка оплаты ведет к аннулированию документа.

Также необходимо внимательно проверять все остальные документы иностранного гражданина и постоянно отслеживать их сроки действия, так как при просрочке документов, вину косвенно возложат и на работодателя, и ему также начислят крупный штраф за иностранного работника.

  • Штраф за работу не по профессии

В случае если иностранный гражданин работает не по профессии, которая указана в патенте / разрешении на работу, его трудовая деятельность также считается нелегальной, а значит работодатель также получает штраф за нелегальную работу мигранта. Важно помнить, что патент выдают на конкретную специальность, и работодатель может допускать сотрудника исключительно к тем видам работ, которые прописаны в его патенте. В противном случае инспекция имеет право выписать штраф работодателю за каждого иностранца, который работает не по профессии. Во всех вышеперечисленных случаях штраф за нелегалов выписывают и организации и физическому лицу, в зависимости от того, работал ли иностранец на частное лицо или на юридическое. При этом размер штрафа за нелегалов для физических лиц в 2021 году – от 5 000 до 7 000 рублей. Размер штрафа за нелегалов для юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на период от 14 до 90 суток.

При этом на должностное лицо размер штрафа за нелегала составляет от 35 000 — 70 000 рублей.

  • Штраф за привлечение мигрантов

В случае если работодатель не получив специального разрешения на привлечение иностранцев принял на работу иностранного гражданина, инспекция выписывает штрафы за привлечение и использование иностранной рабочей силы в размере от 35 000 до 70 000 рублей на должностное лицо, штраф за привлечение иностранной рабочей силы на юридическое лицо составит от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на срок от 14 до 90 суток.

Размер же штрафа за использование иностранной рабочей силы на физическое лицо составит от 5000 до 7000 рублей.

  • Штраф работодателю за не уведомление

В случае если работодатель не уведомил или нарушил сроки уведомления ФМСо факте заключения трудового договора с иностранным гражданином или расторжении договора и увольнении иностранца с работы, то будет наложен штраф работодателю за мигранта в размере от 5000 до 7000 рублей на физ лицо, от 35 000 — 70 000 рублей на должностное лицо и штраф за неуведомление об увольнении или найме иностранного работника на юр лицо — от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Штрафы работодателю за нарушение трудового законодательства

  • Штраф за работу без оформления

В случае если работодатель берет мигранта на работу, но не оформляет его официально в штат компании и не заключает с ним трудовой договор, работник будет считаться нелегалом, а работодатель в случае выявления сего факта получит штраф за неоформленного иностранного работника.

Самого же нелегала ждет выдворение за пределы РФ и штраф в размере 5 000 рублей.

  • Штраф за оформление трудового договора с нарушениями

В случае если работодатель при приеме на работу допустил ошибки в трудовом договоре с иностранным гражданином, например, указал неверную дату или данные сотрудника, то договор будет считаться недействительной, а трудовая деятельность мигранта – незаконной, то работодатель получит на мигранта штраф за работу без трудового договора и официального оформления иностранца на работу. В обоих случаях трудовая инспекция выпишет штрафы работодателю за нарушение ТК РФ, так как работник официально не оформлен.

При этом размер штрафа за нарушение ТК для физических лиц – от 5000 до 10000 рублей, размер штрафа для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей, на должностное лицо размер штрафа за нарушение трудового законодательства работодателем составит от 10 000 до 20 000 рублей.

Штрафы работодателю за нарушение условий охраны труда

Не многие работодатели знают, что трудовая инспекция может также наложить штраф за нарушение условий охраны труда сотрудников на предприятии.

  • В случае если работодатель нарушает государственные нормативные требования охраны труда, то должностное лицо получает предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 50 000 до 80 000 рублей.
  • В случае если работодатель не проводит или неправильно проводит оценку условий труда на рабочих местах, то на должностное лицо получает предупреждение или на него накладывается штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.
  • В случае если работодатель допускает работника к исполнению должностных обязанностей без прохождения обучения, проверки знаний требований охраны труда, медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, то на должностное лицо накладывается штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 110 000 до 130 000 рублей.
  • В случае если работодатель не обеспечивает работников средствами индивидуальной защиты, то на должностное лицо накладывается штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 130 000 до 150 000 рублей.
  • За повторное правонарушение должностное лицо дисквалифицируется на срок от 1 года до 3 лет и получает штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей, при этом на юридическое лицо накладывается штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей и также возможна приостановка деятельности организации на срок до 90 суток.

Полный перечень нарушений и штрафов работодателя вы можете скачать по ссылке.

Как узнать, есть ли у работодателя штрафы за иностранных работников

После проверки организации ФМС составляет акт, в котором фиксирует результаты ее проведения, он так и называется «Акт проверки». Первая часть акта — вводная, в ней указывается время и дата проведения, реквизиты и адрес объекта.

Читайте также:  Медицинская справка старого образца

Вторая часть акта – основная, в ней описываются все нарушения, факты и доказательства, которые были выявлены при проверке. Акт создают в двух экземплярах, один из которых передают в компанию, второй оставляют в материалах дела ФМС. Далее материалы дела передаются представителю компании под роспись.

Из него работодатель полностью узнает обо всех выявленных нарушениях и о том, какие штрафы уфмс наложила на юридическое лицо за нелегалов. Если организация решит оспорить результат проверки ФМС и штрафы, то необходимо будет идти в суд именно с этим актом.

пожалуйста, поставьте лайк, если вам была полезна наша статья про штрафы за иностранных рабочих или поделитесь информацией о штрафах работодателю за мигрантов в соц. сетях:

С 9 сентября действуют новые формы уведомлений о найме или увольнении иностранного работника

Если организация или ИП отправит документ старого образца, минимальный штраф — 250 тысяч рублей. А в столичном регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области он еще выше — 400 тысяч.

Уведомлять по новым формам нужно о тех иностранцах, которых приняли на работу либо уволили начиная с 9 сентября 2019 года.

Если вы заключили или расторгли договор с мигрантом раньше и отправили документ прежнего образца, вам ничего делать больше не нужно, вы чисты перед законом.

Если же не отправили, отсылка уведомления по новой форме не поможет — проступок вы уже совершили, и штраф неминуем.

Как вести бизнес по законуПодпишитесь на нашу рассылку для предпринимателей, чтобы быть в курсе

Вот в каких ситуациях могут оштрафовать физлицо, руководителя или всю организацию:

  1. вообще не уведомили о найме или увольнении иностранного работника;
  2. уведомили, но позже трех рабочих дней с момента найма или увольнения;
  3. уведомили в срок, но по неправильной форме.

Размер штрафов по России отличается. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях штрафы выше, чем на остальной территории РФ.

В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях

Физлицо без статуса ИП

5000—7000 Р

Руководителя организации

35 000 — 70 000 Р

Предпринимателя или организацию

400 000 — 1 млн Р

На остальной территории РФ

Физлицо без статуса ИП

2000—5000 Р

Руководителя организации

35 000 — 50 000 Р

Предпринимателя или организацию

250 000 — 400 000 Р

Альтернатива штрафу — приостановление деятельности по суду на 14—90 суток.

Штраф выписывают за каждого иностранного сотрудника, которого российский работодатель нанял или уволил с нарушением. Если в компании работает много мигрантов, общая сумма санкций может вылиться в десятки миллионов рублей.

Итак, вы приняли или уволили иностранца 9 сентября 2019 года или позже. Тогда возьмите образец нужного уведомления из приказа МВД № 363. Он хоть и датирован 4 июня 2019 года, но вступил в силу только 9 сентября. А еще формы обычно есть в компьютерных программах по кадровому учету, но лучше всегда сверять их с действующим приказом МВД.

Если сдадите уведомление не того образца, штраф будет такой же, как если бы вы не подали его вовсе. Срок для отправки документа — три рабочих дня с момента заключения или расторжения договора с иностранцем. Опаздывать нельзя — тоже накажут, словно вы совсем не подали уведомление.

Заполнить документ можно от руки или на компьютере. А подать — лично, по почте с описью вложения или в электронном виде через госуслуги с аккаунта организации либо предпринимателя.

Если отнесете документ лично, то взамен вам дадут бумажную справку о приеме уведомления. Если отправите почтой, вам вернется уведомление о вручении пакета.

А в случае с госуслугами на почту фирмы либо ИП придет электронное подтверждение.

  • И если организация зарегистрирована, скажем, в столичном Марьине, то и уведомление нужно подать в миграционный райотдел Марьина, а не в управление по Москве.
  • Одним словом, прежде чем заполнять адрес получателя уведомления, сверьтесь с сайтом регионального управления по вопросам миграции МВД или зайдите в миграционный райотдел по месту регистрации компании либо ИП.
  • О да, их масса. Вот лишь некоторые:
  1. Если вы предоставляете иностранцу жилое или нежилое помещение для пребывания, даже строительный вагончик либо подсобку, то человека надо поставить на миграционный учет.
  2. Если у мигранта, приехавшего в РФ без визы, нет вида на жительство либо разрешения на временное проживание в России, работать у вас он вправе только по патенту. Льготы есть лишь у граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии — им разрешительные документы не нужны.
  3. В некоторых отраслях действуют ежегодные лимиты по доле иностранных работников в общем количестве персонала. Например, в 2019 году за пределами Москвы, Хабаровского края и Амурской области такая доля в строительстве — 80%. А в розничной торговле алкоголем по всей стране — 15%. В аптеках же мигрантам вообще работать нельзя.

Работодатель обязан уведомлять миграционную полицию о заключении либо расторжении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем, независимо от статуса и гражданства последнего. Не сообщать можно только о гражданах Беларуси.

С 9 сентября действуют новые формы уведомлений. Использовать другие нельзя. Срок на подачу уведомления — три рабочих дня с момента приема или увольнения иностранца.

Если не подать уведомление, подать с опозданием или не по той форме, то минимальный штраф для организации либо ИП — 250 тысяч рублей за каждого иностранца. А в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях — 400 тысяч.

Направить уведомление можно лично, по почте или через госуслуги. Адрес лучше уточнить на сайте регионального управления по вопросам миграции МВД. Обычный райотдел полиции не подойдет.

Великоустюгская межрайонная прокуратура разъясняет

Граждане из иностранных государств, приезжающие в Россию или проживающие в стране временно, обязаны соблюдать установленные правила пребывания в нашей стране.

Сообщение о присутствии в РФ необходимо для своевременного учета, контроля перемещения, реализации предусмотренных для иностранцев прав. Законодательство предусматривает осуществление регистрации приезжающих лиц по месту, где они находятся.

В этих целях в РФ установлена процедура, включающая необходимость уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

В соответствии со ст.

2 Федерального Закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», местом пребывания иностранного гражданина в РФ является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, в котором иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет. При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения.

 Постановку на миграционный учет осуществляет принимающая сторона – организация или частное лицо.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина должно быть представлено принимающей стороной не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

Принимающая сторона направляет уведомление о прибытии через многофункциональный центр, почтовым отправлением либо непосредственно в орган по вопросам миграции.

 За нарушение правил миграционного учета предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях.

 Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  Наиболее жесткое наказание предусмотрено за фиктивную регистрацию или постановку на учет иностранного гражданина, за это установлена уголовная ответственности (ст. 322.2, 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации), предусматривающая наказание в виде:

  • — штрафа в размере от 1000 тыс до 500 тыс рублей;
  • — принудительных работ на срок до трех лет либо лишение свободы на тот же срок.
  •    Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона № 109-ФЗ под фиктивной постановкой на учет по месту пребывания понимается постановка их на учет на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет в помещении без намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания.

В целях профилактики нарушений в области миграции и предотвращения наступления ответственности за несоблюдение требований закона в этой сфере внимание иностранных граждан, лиц без гражданства и хозяйствующих субъектов, осуществляющих привлечение и использование иностранной рабочей силы и иных лиц, обращается на необходимость неукоснительного соблюдения требований миграционного законодательства. За нарушение иностранными гражданами порядка осуществления ими трудовой деятельности предусмотрена административная ответственность по статье 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства предусмотрена статьей 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая тот факт, что последствием незаконного привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства является наложение значительных по своей сумме административных штрафов либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, актуальность данной темы не вызывает сомнений. Согласно ч. 1 ст. 18.

15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу либо патента влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 250 тысяч до 800 тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Следует пояснить, что ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ предусматривает ответственность как за отсутствие патента (разрешения на работу), так и за работу вне пределов субъекта, на который выдан патент. Законодательство требует также осуществлять трудовую деятельность по должности, специальности или виду трудовой деятельности, указанной в патенте или разрешении на работу.

Работодателю следует понимать, что иностранный гражданин с должностью «каменщик», выявленный как работник в заведении общепита, является правонарушителем. Таким образом, залогом четкого исполнения действующего законодательства является максимальное соответствие записей в патенте, трудовом договоре фактически исполняемой работе.

Административная ответственность за нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления компетентных органов о привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России предусмотрена ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Ранее законодательством напрямую устанавливалась ответственность только за факт не уведомления компетентных органов, то есть несвоевременное уведомление не являлось основанием для привлечения к ответственности. Сейчас в качестве состава административного правонарушения рассматривается нарушение срока, порядка и (или) формы соответствующего уведомления.

Не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа.