Возможно ли избежать административной ответственности?

Штрафы за превышение весогабаритных параметров – одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются многие российские перевозчики. Чтобы оплатить их, некоторым предпринимателям приходится продавать грузовики.

К системе автоматического весового контроля вопросов много как у перевозчиков, так и у юристов. Что не так с АСВГК? Как избежать штрафов и можно ли их оспорить? Кандидат юридических наук Олеся Аблезгова ответила на эти вопросы для портала Fleetguru.

Общая проблема

От штрафов за перевес не застрахован никто. К юристам обращаются как частники и ИП, владеющие несколькими грузовиками, так и крупные компании с большими автопарками.

Последние, как правило, могут позволить себе оплатить штрафы и остаться на плаву. А вот для частников «письмо счастья» на несколько сотен тысяч рублей может оказаться фатальным.

К сожалению, такие случаи были: предприниматели, не сумевшие оспорить несколько крупных штрафов, продавали транспорт и покидали рынок автоперевозок.

Именно с автоматических рамок перевозчикам чаще всего приходят штрафы за перевес. В Поволжье и на Юге России их особенно много, а вот в Сибири и на Дальнем Востоке АСВГК еще не распространены: там грузовики взвешивают по старинке, на стационарных или мобильных постах. 

Возможно ли избежать административной ответственности?

Что не так с АСВГК?

Юрист выделяет три главных претензии к автоматическим системам весового контроля.

Нормы установки комплексов АСВГК

В законодательстве существует нормативный акт, который описывает принципы работы комплексов весового контроля – это приказ Минтранса «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств…» от 29.

03.2018. В нём указано, что АСВГК необходимо снабжать средствами, которые будут информировать водителя о перевесе, чтобы тот получил возможность оперативно его устранить и не получить штрафы от других рамок, которые встретятся на пути.

Но никакого оборудования, которое могло бы оповестить водителя о перегрузе, в составе российских АСВГК нет – как на старых, сооруженных до вступления приказа Минтранса в силу, так и на новых.

Осевая нагрузка

В России есть дороги с разными осевыми нагрузками: 6, 10 и 11,5 тонн. По закону определение нагрузки осуществляется по результатам оценки техсосотояния дорожного полотна. Оценка должна проводиться как минимум раз в год.

На деле ежегодную проверку проводят в исключительно редких случаях, и камеры АСВГК продолжают работать, устанавливая нагрузки без каких-либо нормативных оснований.

Иностранное оборудование и российские нормы

На российских дорогах используются разные комплексы весогабаритного контроля – это оборудование производства Чехии, Швейцарии и других стран.

В документации к различным комплектующим указано, что их производители устанавливают жесткие требования и широкие рамки погрешности.

А российский орган, занимающийся стандартизацией и метрологией, изменяет эти нормы и в таком виде допускает оборудование к использованию на автодорогах.

Иными словами, некоторые элементы АСВГК работают не в тех режимах и не в тех условиях, для которых были созданы.
Возможно ли избежать административной ответственности?

Как оспорить штраф?

Владельцам большегрузов зачастую удается оспаривать штрафы или добиваться их существенного снижения. Основанием для обжалования нерекдо является норма, установленная ч.2 ст.2.6.1 КоАП РФ:

«собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если докажет, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц».

Иными словами, штраф можно отменить, если удастся доказать, что в момент совершения правонарушения автомобилем управлял не его собственник.

Подтвердить это помогут:

  • полис ОСАГО с записью о допуске других лиц к управлению ТС;
  • договор аренды или лизинга на машину;
  • показания свидетелей.

Штраф также можно отменить, если выяснится, что оборудование работает неправильно. Такое случается довольно часто, ведь оборудование несовершенно. Камеры могут неправильно посчитать количество осей или принять выступающие части кузова за его границы. Операторы стационарных постов, в свою очередь, могут использовать устаревшее оборудование или неправильно его настроить.

Пример: пост АСВГК в Марксовском районе Саратовской области фиксирует у большинства большегрузов двускатную переднюю ось. Как такие машины вообще могут передвигаться – в местном отделении полиции объяснить затрудняются.
Возможно ли избежать административной ответственности?

Что делать, чтобы не получить штраф?

Владельцам транспортных компаний необходимо заниматься профилактикой штрафов – как с юридической, так и с технической стороны.

Чтобы не получить штраф, нужно устранить возможность появления перегруза. Помогут датчики груза на осях или мобильные весы.

Водитель должен лично присутствовать при погрузке машины и следить, чтобы количество грузовых мест совпадало с указанным в документах. И, конечно, водитель должен быть добросовестным, иначе его «калым» может обернуться многотысячным штрафом.

Собственник грузовика может заранее подготовить документы о его передаче в аренду. При этом договор лучше заверить у нотариуса: суды скептически относятся к соглашениям, заключенным в простой письменной форме.

Водителям необходимо объяснить, что подписывать какие-либо бумаги фразой «согласен с нарушением», когда инспектор предлагает «заплатить штраф 500 рублей и спокойно ехать дальше», ни в коем случае нельзя.

А если «письмо счастья» всё-таки пришло, важно не медлить: срок на обжалование составляет 10 дней. Чтобы не пропустить письмо, необходимо регулярно проверять почтовый адрес по месту регистрации ИП или юридическому адресу компании. А еще можно подписаться на «штрафы» в «Госуслугах». 

По материалам https://fleetguru.eu

Одиночный пикет | ОВД-Инфо

Одиночные пикеты не нужно согласовывать с властями, но есть правила, за нарушение которых могут задержать. Например, по закону не предполагается передвигаться с плакатом или вставать рядом с другими пикетирующими.

Как и в случае с любыми другими акциями, важно знать свои права.

Отвечаем на десять вопросов об одиночных пикетах и рассказываем, как обжаловать задержание, если что-то пошло не так.

Короткая версия — в карточках, а ниже — подробный текст.

Правила проведения одиночных пикетов: частые вопросы и ответы на них

1) Разрешены ли одиночные пикеты в период пандемии?

Практически в каждом городе есть местные нормы, которые запрещают или ограничивают проведение публичных мероприятий в период пандемии. В некоторых городах одиночные пикеты запрещены — например, в Санкт-Петербурге.

Однако вне зависимости от таких формальных запретов Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) может признать, что вы имели право выйти на акцию. Ограничения права на свободу собраний недопустимы, если они чрезмерны и дискриминационны.

Учитывая, что пикеты в ряде городов запрещены уже больше года, в то время как разрешены массовые спортивные мероприятия, открыты кафе и развлекательные заведения, есть неплохие шансы доказать в ЕСПЧ неправомерность ограничений.

Аргументы на этот счет есть в нашем шаблоне правовой позиции.

2) Можно ли нескольким людям одновременно встать с плакатами на одну тематику?

Несколько одиночных пикетов, «объединенных единым замыслом и общей организацией», суд может признать «единым мероприятием». Это означает, что уже после проведения одиночных пикетов суд может объявить, что их нужно было согласовывать, а значит, организаторы и участники нарушили закон.

Конституционный суд предложил считать одиночные пикеты единой акцией, если они «с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые (или — более того — идентичные) наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы».

Летом 2018 года Пленум Верховного суда предложил судьям ориентироваться на следующие критерии: «Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов».

3) Какое должно быть расстояние между пикетирующими?

Оно зависит от региона. В двух третях регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, между одиночными пикетами установлено максимально возможное расстояние — 50 метров. Самое близкое — 10 метров — установлено в Московской области, Новгородской области и Чувашии.

4) Какое расстояние должно быть до станции метрополитена?

Таких ограничений нет. На одиночные пикеты распространяются территориальные ограничения, которые федеральный закон накладывает на все публичные мероприятия. В частности, их запрещено проводить на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям президента, зданиям судов и местам лишения свободы.

5) Можно ли пикетчику разговаривать с проходящими людьми, или нужен партнер для разъяснений?

Можно, но см. пункт 6.

6) Могут ли люди стоять рядом с пикетчиком без плакатов?

Да, могут. Но иногда одиночный пикет превращают в групповой провокаторы, которые встают рядом со своим плакатом, иногда полиция приравнивает к участникам акции людей, стоящих поодаль без плакатов, или же журналистов, снимающих акцию. Лучше озаботиться фото- и видеофиксацией происходящего, чтобы в случае чего доказать, что пикет был именно одиночный.

7) Можно ли выходить на пикет, если меня привлекали к административной ответственности из-за публичных акций?

Если коротко, то да, можно, но риски в случае задержания возрастают.

Человек считается привлеченным к административной ответственности в течение года после оплаты штрафа, ареста, обязательных работ и т. д. Через год прошлые административные наказания перестают юридически влиять на что-либо.

Если год с предыдущего административного правонарушения еще не прошел, то и в этом случае закон о публичных мероприятиях не содержит ограничений для проведения одиночных пикетов.

Однако, он предусматривает правило, что организатором акции не может быть лицо «два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 — 20.3, 20.18, 20.

29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию [то есть, в течение года после отбытия наказания]». При этом закон четко не определяет статус одиночного пикетчика — участник или организатор.

Мы считаем, что одиночные пикетчики — это участники акции и на них не могут распространяться ограничения для организаторов. Не всегда полицейские согласны с такой правовой позицией, но нам уже удавалось отстаивать ее и выигрывать суды.

Читайте также:  Перевод сотрудника в другую организацию без его согласия

Так или иначе, стоит иметь в виду, что при повторном (в течение года после отбытия предыдущего наказания) привлечении к административной ответственности по статье 20.2 КоАП (самая популярная статья, по которой преследуют участников акций), могут вменить ее восьмую часть за повторность, а она предусматривает штраф до 300 тысяч рублей или арест до 30 суток.

8) Влияет ли пикетная очередь на статус одиночного пикета и не превращает ли она его в массовое мероприятие?

Мы считаем, что пикетная очередь не является массовым публичным мероприятием, так как отсутствует важный признак — одновременность публичного выражения. Положительная судебная практика на этот счет встречалась. Однако риск, что пикетную очередь признают массовым мероприятием, есть. Он существенно увеличился после принятия поправок в Закон о публичных мероприятиях:

Ч. 1.1 ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция):

Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

9) А если пикеты проводятся в разные дни?

Конституционный суд постановил: если одиночные пикеты проходят в течение нескольких дней и каждый день в них участвует не более одного человека, такие пикетирования не являются единым публичным мероприятием. То есть согласовывать их не надо.

10) Нужно ли показывать документы полиции? Имеют ли они право забирать паспорт?

Для установления личности достаточно озвучить ФИО, год и место рождения. Но чтобы избежать конфликта, можно показать полицейским паспорт из рук. Забирать паспорт полиция не имеет права, однако на практике так часто происходит.

11) На что ссылаться пикетирующим, если их пытаются задержать?

На то, что они реализуют свое конституционное право на проведение мирных собраний, согласно статье 31 Конституции, и право на выражение мнения, согласно статье 29 Конституции. При этом они не нарушают общественный порядок, а участие в одиночном пикете согласований не требует.

12) Какие еще есть ограничения?

  • Согласно закону о митингах, участники публичных мероприятий не вправе:
  • 1) скрывать свое лицо (если только речь не о ношении медицинской маски во время пандемии);
  • 2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (кроме спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иметь при себе и (или) распивать алкоголь;
  • 3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

При этом из закона неясно, какой статус у человека, проводящего одиночный пикет — участник или организатор. Для организаторов есть дополнительные ограничения: ими могут быть только совершеннолетние граждане России.

Кроме того, если предполагается «сборно-разборная конструкция», например, куб, то по закону о пикете все же надо уведомить власти — за три дня до его проведения.

Правила защиты своих прав, если что-то на одиночном пикете пошло не так

Если же что-то пошло не так и вас задержали на одиночном пикете, то следующие советы помогут вам минимизировать негативные последствия задержания и отстоять свое право на свободу выражения и собраний.

Защита своих прав: оборона

  • Прочитайте нашу инструкцию о том, как себя вести во время задержания, на что вы имеете право в отделении полиции, а чего лучше там не делать: Инструкция идеального задержанного.
  • В дополнение к инструкции советуем познакомиться с нашим правовым телеграм-ботом, который поможет вам быть с нами на связи и будет давать нужные советы при задержании и в суде.
  • Если после задержания на вас составили протокол о совершении административного правонарушения, то предлагаем ознакомиться с нашей инструкцией по защите в суде.
  • В любом из указанных случаев звоните нам на круглосуточную горячую линию: 8 800 707-05-28.

Защита своих прав: наступление

Итак, если вас задержали на одиночном пикете, то параллельно с защитой своих прав и доказательством своей невиновности можно предпринять ряд действий, чтобы признать задержание незаконным, а также донести информацию о нарушениях до ответственных чиновников.

Мы считаем, что нарушение права на одиночный пикет не должно оставаться незамеченным и сходить с рук нарушителям. Ниже приведены несколько вариантов действий и вы можете выбрать удобные для вас.

1. Обращение с жалобой на задержание и нарушения в отделе полиции начальнику этого отдела полиции или в прокуратуру (или и туда, и туда одновременно)

Для таких жалоб не установлен срок, но чем раньше — тем лучше. Вы можете подать жалобу сразу в отделении, куда вас доставили. После оформления протоколов о задержании и других документов, перед тем, как покинуть полицию, вы можете попросить лист бумаги и написать такую жалобу, отдать ее в дежурную часть и попросить талончик о регистрации документа.

  1. Подробнее о том, как подготовить и подать жалобу начальнику отдела полиции или в прокуратуру читайте в нашей специальной инструкции.
  2. У этого варианта есть как свои плюсы, так и минусы.
  3. Из плюсов можно отметить следующее:
  • к таким жалобам меньше формальных требований, их проще и быстрее составить;
  • мы предполагаем, что проведение проверки по вашей жалобе — это дополнительные хлопоты для полицейских, что может охладить их пыл в отношении других одиночных пикетчиков.

Минус — к сожалению, практическая эффективность таких жалоб неоднозначна. Вам могут ответить через месяц отпиской или вообще не ответить.

2. Обратиться в суд с административным иском в отношении полицейских

При обращении с административным иском в суд следует запомнить несколько правил:

  • Такой иск можно подать в течение 3 месяцев после задержания на одиночном пикете;
  • Нужно оплатить госпошлину — 300 рублей;
  • Привлечь в качестве ответчиков сотрудников, которые совершали незаконные действия (бездействовали). В случае, если их данные (ФИО, должность) человеку неизвестны, то в качестве ответчиков указывается ведомство, где они служат (отдел полиции, региональное управление). В ходе подготовки к рассмотрению дела по существу следует ходатайствовать перед судом о предоставлении ответчиком информации об этих сотрудниках (сведения из рапортов сотрудников, задержавших и доставивших в отдел полиции, сотрудники, сопровождавшие человека при нахождении его в отделе и т. д.).
  • Приложить к административному исковому заявлению документы, подтверждающие доводы требований.
  • Подать исковое заявление можно непосредственно в канцелярию суда или направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
  • Подавать надо в суд по месту нахождения ответчика — отдела полиции, куда вас доставили после задержания.

Подробнее о том, как вообще подавать административный иск в отношении полиции, какие нужны документы, как оплатить госпошлину и т. д. — читайте в нашей инструкции.

Эта инструкция рассказывает об обжаловании широкого круга действий властей, для того, чтобы помочь вам обжаловать именно задержание на одиночном пикете и сопутствующие нарушения в отделении полиции, мы составили специальный шаблон подобного административного иска.

Плюсы обращения с таким иском:

  • в суде больше шансов на успех;
  • иск повысит шансы на позитивное решение ЕСПЧ.

ВАЖНО: если после задержания на пикете на вас вообще не составили протокол или суд вернул протокол обратно в полицию, то подача административного иска — необходимое условие для последующего обращения в ЕСПЧ.

3. Заявление о совершении преступления

Особым видом нарушений при задержании на одиночном пикете является хищение имущества (изъятие без надлежащего оформления, например, телефона или иных ценных вещей) или избиение и причинение полицейскими иного физического вреда. В этих случаях необходимо обращаться с заявлением о совершении преступления.

  • О том, как быть в случае изъятия, в том числе и хищения, мобильного телефона — читайте в нашей специальной инструкции.
  • В случае причинения физического вреда в отделении полиции рекомендуем позвонить на нашу горячую линию (8 800 707-05-28) или написать нам в телеграм-бот. Кроме того, вы можете связаться с нашими коллегами — правозащитниками из Комитета против пыток или Фонда «Общественный вердикт». Помните, что скорость действий очень важна, не откладывайте звонок правозащитникам!

4. Обращение к Уполномоченному по правам человека

Во всех случаях нарушения права на одиночный пикет мы рекомендуем обращаться к Уполномоченному по правам человека. Мы считаем, что это позволит сделать более видимыми как нарушения ваших прав, так и ситуацию с нарушениями прав участников одиночных пикетов в целом.

Подробнее о том, как обратиться к Уполномоченному по правам человека читайте в нашей специальной инструкции.

5. Иск о компенсации морального вреда

В случае, если суд принял решение об отсутствии в действиях человека состава административного правонарушения или события правонарушения, тогда у человека возникает право получения компенсации морального вреда.

Чтобы реализовать это право, можно подать иск в суд общей юрисдикции. При подаче взимается пошлина в 300 рублей, реквизиты для ее оплаты можно найти на сайте суда, в который подается иск. По делам о компенсации морального вреда нет срока давности, поэтому иск можно подать в любой момент.

Подавать иск нужно в суд по месту нахождения одного из ответчиков. Перед тем как обратиться с заявлением в суд, важно направить ответчикам иск с приложением всех документов заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии квитанции об отправке надо приложить к иску, который уже подается в суд.

Если по вашему делу не было принято никаких судебных решений — например, материалы дела так и остались в отделе полиции или после фактического задержания полицейские не оформили протоколы, — до подачи иска о компенсации морального вреда необходимо признать действия полицейских незаконными. Для этого нужно обратиться в суд с административным иском. После признания действий полицейских незаконными, вы сможете обратиться с иском о компенсации морального вреда.

Оспаривание штрафов за превышение допустимой массы и нагрузки на ось

  • обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • защита экспедиторов от привлечения к ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ;
  • защита перевозчиков и грузоотправителей;
  • при невозможности отменить постановление — уменьшение размера штрафа.
  • Устная консультация — 10 000 рублей.
  • Обжалование постановления — 25 000 рублей.
  • Уменьшение размера штрафа — 12 000 рублей.

К ответственности привлекают как перевозчиков, так и грузоотправителей. При этом фиксация административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.21.1 КоАП, допускается и в полностью автоматическом режиме. Автоматические комплексы весового и габаритного контроля позволяют производить измерение параметров автомобиля без необходимости его остановки.

Возможно ли избежать административного штрафа за превышение общей массы автомобиля или нагрузки на ось? Да, безусловно.

Опытные юристы нашей компании разбирают каждый случай индивидуально, находя в документах нестыковки, искажённую информацию, благодаря чему появляется возможность оспорить постановление о привлечении перевозчика или грузоотправителя к административной ответственности, либо снизить размер штрафа до минимально возможного.

Читайте также:  Получение пособий на детей для ИП

Размер штрафов за превышение нагрузок на ось или общей массы транспортного средства

Для наглядности мы свели все штрафы за превышение допустимых нагрузок в две таблицы. В первой таблице приведены штрафы при фиксации перегруза инспектором, во второй — зафиксированные в автоматическом режиме.

Штрафы за превышение нагрузок при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или Ространснадзора

Размер превышения и соответствующая часть ст. 12.21.1 КоАП Наказание для водителя Сумма штрафа для должностного лица Сумма штрафа для юридического лица*
2-10% (1) 1000-1500 руб. 10-15 тыс. 100-150 тыс.
10-20% (2) 3000-4000 руб. 25-30 тыс. 250-300 тыс.
20-50% (3) 5000-10000 руб.** 35-40 тыс. 350-400 тыс.
>50% (6) 7000-10000 руб.*** 45-50 тыс. 400-500 тыс.

* В соответствии с примечанием к ст. 12.21.1 КРФоАП за административные правонарушения, предусмотренные указанной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), несут административную ответственность как юридические лица

** или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев

*** или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев

Штрафы согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ при фиксации их автоматизированным комплексами весогабаритного контроля

Размер превышения и соответствующая часть ст. 12.21.1 КоАП Сумма штрафа, налагаемого на собственника (владельца) транспортного средства
2-10% (1) 150 тысяч рублей
10-20% (2) 300 тысяч рублей
20-50% (3) 400 тысяч рублей
>50% (6) 500 тысяч рублей

Обратите внимание: при фиксации правонарушения автоматическими средствами контроля весогабаритных параметров к ответственности привлекается собственник, вне зависимости от наличия или отсутствия у него статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Требование возместить ущерб, причинённый дорожному покрытию

Крайне важно понимать, что уплата административного штрафа не препятствует предъявлению перевозчику требования о возмещении причинённого вреда дорогам. К гражданской ответственности перевозчик может быть привлечён в течение срока исковой давности, составляющего 3 года.

Мы предлагаем перевозчикам услугу по защите от противоправных требований о возмещении вреда автомобильным дорогам, позволяя тем самым сосредоточиться на управлении бизнесом, отдав решение юридических вопросов на откуп профессионалам. Работа по защите перевозчиков и грузоотправителей строится следующим образом:

  • изучение ситуации и документов;
  • направление клиенту краткого заключения по интересующему его вопросу;
  • заключение договора на оказание юридических услуг, выдача доверенности;
  • оспаривание необоснованного постановления о привлечении перевозчика или грузоотправителя к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Обжалование и отмена постановлений о привлечении к административной ответственности о превышении нагрузок в период временных (весенних) ограничений

Следует особо отметить возможность обжалования постановлений, вынесенных по частям 1-6 и 10 статьи 12.21.

1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в период действия весенних ограничений на автомобильных дорогах. Чаще всего такие ограничения вводятся в регионах.

Сотрудники Ространснадзора и ГИБДД неверно квалифицируют эти правонарушения, назначая перевозчикам и грузоотправителям высокие штрафы — от 100 до 500 тысяч рублей.

При вынесении инспектором постановления, в котором правонарушение неверно квалифицировано, его следует обжаловать в суд.

Суд обязан произвести окончательную юридическую квалификацию совершенного правонарушения и переквалифицировать действия перевозчика на другую статью (или частью статьи) КРФоАП (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.

2005 года № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).

Срок обжалования постановления

Законодательство Российской Федерации предусматривает достаточно сжатый срок для обжалования постановлений об административных правонарушениях — 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КРФоАП). Крайне важно не пропускать этот срок и обращаться за квалифицированной юридической помощью как можно раньше.

Несмотря на возможность восстановления пропущенного срока, отведенного на обжалование постановления, настоятельно рекомендую его не пропускать.

Физико-математические расчеты нагрузок на оси

Однако, суды не принимают такие расчеты как доказательство ошибочного измерения весовых параметров. Причин тому две:

  • теоретические расчеты, даже выполненные с учетом большого количества переменных, не могут учесть все особенности размещения груза в кузове транспортного средства, внесение в конструкцию автомобиля изменений, влияющих на его вес. Также невозможно достоверно установить количество топлива в баках грузовика, нельзя утверждать, что перевозчик не догрузил транспортное средство другим грузом, о чем умолчал при вводе данных для расчета;
  • все комплексы весо-габаритного контроля имеют сертификат о поверке. Этот сертификат подтверждает, что результаты измерений весового оборудования имеют погрешность, не превышающую указанную в сертификате (в акте взвешивания эта погрешность указывается).

Никакие теоретические расчеты не могут опровергнуть результаты измерения веса на поверенных (сертифицированных) весах, поэтому этот довод не является определяющим при разрешении вопроса об отмене постановления о нарушении ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Привлечение экспедитора к административной ответственности по ст. 12.21.1 КРФоАП

Привлечение экспедитора к ответственности за перегруз противоречит принципу назначения административного наказания лицу, в отношении которого установлена вина, в связи с чем является неправомерным.

Для того, чтобы экспедитора не привлекли к административной ответственности по ч. 1-6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо предоставить инспектору, который проводит административное расследование, мотивированное пояснение по существу правонарушения, предоставить доказательства отсутствия в действиях экспедитора вины.

Чтобы составить такое пояснение необходимо ознакомиться с имеющимися документами. Объем и перечень документов, подтверждающих отсутствие вины экспедитора в выявленном перегрузе, определяется юристом после краткой беседы.

При обращении за юридической помощью помните: чем раньше вы обратитесь к квалифицированному юристу, тем проще и быстрее разрешится проблема. Не допустить вынесение постановления об административном правонарушении эффективнее и менее затратно, чем отменять постановление в суде.

Уплата штрафа в двойном размере

Если не получать «письмо счастья»

Думать так — считать себя умнее государства. Просто логически подумав можно понять, что не имеет права на существование лазейка в законе, воспользоваться которой можно не только умышленно, но и случайно (не имея привычки проверять почтовый ящик, например).

Законодательство любой страны не может учесть всех особенностей и нюансов, возникающих при его применении. Чтобы устранить этот недостаток, Верховный суд РФ периодически выпускает Постановления Пленума, в которых разъясняет как следует применять ту или иную правовую норму, чем руководствоваться судам при вынесении решений, постановлений, приговоров и других судебных актов.

Не стало исключением и неполучение нарушителем постановлений и определений административных органов.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” разъясняет, что уведомлять участвующих в деле об административном правонарушении лица можно любым доступным способом, который позволяет проконтролировать получение такого уведомления. При этом лицо считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда “Судебное”, утвержденных приказом ФГУП “Почта России” от 31 августа 2005 года № 343.

Не слушайте советчиков, у которых брат друга соседа нарушал каждый день, но не получал письма и поэтому не заплатил ни копейки. Регулярно проверяйте почтовый ящик по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а если случилась неприятность и вы получили извещение или постановление из ГИБДД или Ространснадзора — обращайтесь к юристу.

Где рассматривается дело об отмене постановления?

Однако, п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” гласит буквально следующее: при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.

Таким образом, при подаче жалобы об отмене постановления следует направлять жалобу в суд, который обслуживает территорию, на которой было совершено правонарушение. Однако, ошибка при определении подсудности не повлечёт фатальных последствий; суд самостоятельно направит дело в нужный суд.

Уменьшение размера штрафа

Если в результате изучения документов юрист установит, что отмена постановления об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.1 КоАП РФ, маловероятна, вам будет предложено уменьшить штраф в 2 раза. После вынесения постановления на уменьшенную сумму, у вас будет 20 дней на уплату 50% от этого, уже уменьшенного штрафа.

Читайте также:  Продажа доли земельного участка

Например: вам пришло постановление о том, что автоматической системой весогабаритного контроля (проще говоря, рамкой) был выявлен перегруз транспортного средства на величину от 10 до 20 процентов. Указаное правонарушение квалифицируется по ч. 2 ст. 12.21.

1 КРФоАП, размер штрафа составляет 300 тысяч рублей.

После того, как мы уменьшим эту сумму в два раза, будет вынесено постановление на сумму 150 тысяч рублей, а в течение 20 дней после вынесения постановления вы сможете уплатить половину этой суммы, то есть 75 000 рублей.

Наша результативность — 99%!

За период с начала 2015 года мы собрали статистику по результативности наших услуг по защите прав перевозчиков и грузоотправителей, связанных с превышением допустимой осевой или общей нагрузки.

Результативность (количество случаев, в которых мы приняли решение о целесообразности защиты наших представляемых и занялись отменой постановления по ст. 12.21.1 КоАП РФ) на первом этапе обжалования постановления уполномоченного органа составила 93%.

Оставшиеся 7% неудовлетворённых обжалований в подавляющем большинстве случаев успешно удовлетворялись при подаче апелляционной жалобы. Хороший ли это результат? Судить Вам.

Определение о прекращении дела об административном правонарушении

Возможно ли избежать административной ответственности в случае добровольного устранения правонарушения

Ситуация

В мае 2014 г. в частном унитарном предприятии «Трейдинг» (далее – УП) проводилась плановая проверка хозяйственной деятельности, в ходе которой был выявлен целый ряд недостатков, в т.ч. и недоплаченные суммы налогов.

Бухгалтер организации до окончания проверки исчислила и перечислила в бюджет недоплаченные суммы налогов. По итогам этой проверки проверяющим органом был составлен акт о выявленных нарушениях и принято постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица по ч. 5 ст. 13.6 КоАП.

Руководитель УП не согласился с результатами проверки и решил обжаловать и акт, и постановление.

  • Рассмотрим, может ли добровольное устранение выявленных правонарушений освободить от административной ответственности и как обжаловать документы о наложении такой ответственности.
  • Документ:
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
  • Возможно ли освобождение от административной ответственности?

Административная ответственность за неуплату или неполную уплату суммы налогов, сборов (пошлин), таможенных платежей установлена ст. 13.6 КоАП.

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) превышает 5 % от общей суммы налогов, сборов (пошлин), влечет наложение штрафа в размере от 16 до 20 базовых величин (ч. 5 ст. 13.6 КоАП).

Если организация до окончания налоговой проверки добровольно перечислила недоплаченные или неуплаченные суммы налогов, то это может рассматриваться как добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание (подп. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП), что является основанием смягчения административной ответственности. При наличии данного смягчающего обстоятельства применяется норма ст. 7.9 КоАП, которая позволяет уменьшить полагающийся за правонарушение штраф в 2 раза.

Что касается полного освобождения от административной ответственности, то оно возможно только при наличии условий или обстоятельств, закрепленных в гл. 8 КоАП. В частности, к таким условиям относятся малозначительность правонарушения или наличие обстоятельств, смягчающих ответственность.

Справочно:

основания освобождения от административной ответственности:

1) малозначительность правонарушения (ст. 8.2 КоАП);

2) наличие обстоятельств, смягчающих ответственность:

– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения (применяется только для физических лиц) (п. 2 ч. 1 ст. 7.2 КоАП);

– добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание (п. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП);

– совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п. 6 ч. 1 ст. 7.2 КоАП);

3) примирение с потерпевшим (применяется только для физических лиц) (ст. 8.4 КоАП);

4) статус военнослужащего или лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ст. 8.5 КоАП);

5) наличие психического заболевания (ст. 8.6 КоАП);

6) отнесение лица к жертвам торговли людьми (8.7 КоАП);

7) отсутствие получения выгоды имущественного характера (применяется только для юридических лиц) (ст. 8.8 КоАП).

Поскольку мы не знаем всех обстоятельств рассматриваемой ситуации, то представляется сомнительным наличие в ней обстоятельств, рассматриваемых КоАП как освобождающие от ответственности. Поэтому полное освобождение организации от административной ответственности по этим основаниям трудно представить.

Рекомендация

Обращаем внимание на одно важное обстоятельство: при решении вопроса об освобождении от административной ответственности всегда следует четко исчислить «сумму правонарушения».

Если эта сумма небольшая, то есть вполне эффективный ход: настаивать на том, что совершенное правонарушение не является административным и соответственно не подпадает под административную ответственность.

Основанием такого решения является ст. 5.5 КоАП.

Порядок обжалования акта проверки

Если у руководителя организации есть возражения по акту проверки, то он должен изложить их в письменном виде, подписать и представить в тот контролирующий (надзорный) орган, который проводил проверку, не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта.

Руководитель проверки проверяет обоснованность доводов, изложенных в возражениях, и по ним в течение 15 рабочих дней составляет письменное заключение, которое направляет проверяемой организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает представителю организации под роспись (п. 71 Указа № 510).

Кроме того, при необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемой организации тем же контролирующим (надзорным) органом, который проводил и первоначальную проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемой организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается представителю организации под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).

Порядок обжалования постановления

Что касается вынесенного по результатам проверки постановления о привлечении к административной ответственности, то оно обжалуется в порядке, установленном гл. 12 ПИКоАП.

Жалоба подается в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд по месту наложения административного взыскания. В настоящее время не ограничивается возможность заявителя направить жалобу одновременно нескольким адресатам, например вышестоящему должностному лицу и в вышестоящий орган.

Жалоба составляется в письменном виде и подписывается руководителем организации. Форма такой жалобы законодательством не предусмотрена, но требования к содержанию установлены ст. 12.1-1 ПИКоАП. К жалобе следует приложить копии необходимых документов, в т.ч. подтверждающих соответствующие полномочия представителей организации.

Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении рассматривают судья, должностное лицо, уполномоченное рассматривать жалобу, в месячный срок со дня ее поступления (ст. 12.7 ПИКоАП).

Рекомендация

Не пропустите срок подачи жалобы: 10 суток со дня объявления постановления.

Если лицо, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовало при рассмотрении дела – то не позднее 10 суток со дня получения копии постановления (ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП).

В случае пропуска установленного срока или нарушения порядка подачи жалобы она возвращается организации или лицу, подавшему жалобу (ч. 2 ст. 12.4 ПИКоАП).

  1. Документ:
  2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).
  3. Важно!
  4. Сроки наложения административного взыскания за совершение:
  5. – административного правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его совершения;
  6. – длящегося административного правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения;
  7. – административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, – не позднее 3 лет со дня его совершения и 6 месяцев со дня его обнаружения.
  8. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные:

– ст. 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8–13.11 КоАП – совершенные физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 1 года со дня их совершения;

– ст. 13.14 КоАП – административное взыскание может быть наложено не позднее 2 лет со дня их совершения и 2 месяцев со дня их обнаружения.

Павел Булавский, юрист

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *