Проблемы

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницы

Расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома в городе или в деревне нормы СНиП и СанПиН устанавливают четко: максимальный предел удаления соответствует 100 метрам, но существует минимальный, который должен обязательно выполняться. Уличный мусоросборник располагается неподалеку от жилья, но в нем могут находиться любые мусорные отходы – от безопасных до опасных, ядовитых.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницы

Расстояние от мусорки до жилого дома – норма, определенная СанПиН, дабы не допустить попадания в жилые и подсобные помещения живущих в мусоре грызунов (крыс, мышей) и микроорганизмов.

Параметры удаления по СанПиН необходимы и для ограждения людей от миазмов, зловония и едкого дыма, если отходы в мусорном баке загорятся.

Это естественные меры безопасности, направленные на защиту здоровья граждан.

Нормы размещения мусорных контейнеров от жилых домов

Регламенты СанПиН (санитарные правила) принимаются на основе проводимых научных изысканий и нацелены на безопасность граждан, их бытовые удобства. Исходя из этого расстояние до мусорных баков от дома не может быть, по санитарным нормам, менее 20 и более 100 метров.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницы

Когда дистанция между домом и мусорным контейнером получается меньше регламентированного по СанПиН норматива, она не выполняет установленного предназначения.

Но когда расстояние от мусорки больше, оно будет создавать дискомфорт для жильцов, вынужденных каждый день ходить с мусором на большую удаленность. В многоквартирных домах живут разные категории населения, и особо сложно подобные рейды к мусорнику выполнять пожилым людям.

В 2021 году за вывоз отходов и содержание в порядке мусоросборочных емкостей должна отвечать компания, которая выиграла тендер на данную деятельность. Прежде за выполнением этих обязательств (своевременностью вывоза мусора, санобработкой мусорных контейнеров и площадок под баки) должен был следить глава управления жилищным фондом района.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницыНебольшая мусорная свалка напротив жилого дома

Принимать решение, как располагать площадки с мусорными контейнерами, должно не менее 3 участников процесса – органы санитарного надзора, управление по архитектуре и жилищное управление.

В случаях, когда норма, определяющая должный отступ от мусорного бака или контейнера до жилого дома, по каким-либо причинам невыполнима, решение выносится специальной комиссией.

Законодательство

Расстояние от мусорной площадки до жилого дома, как минимальное, так и максимальное, устанавливается несколькими документами:

  1. СанПиН 42-128-4690-88.
  2. СанПиН 2.1.2.2645-10 (санитарно-эпидемиологические правила и требования), который был принят в 2010 году постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации.
  3. СП (СНиП), утвержденные в разное время, устанавливают расстояния от ИЖС, расположенных в частном секторе, где выполнение нормативов подчас невозможно соблюсти.
  4. Федеральный закон 503-ФЗ – изменения в законодательстве, которые вступили в действие в 2019 году и более известны как Закон о мусоре – о новом порядке складирования и вывоза отходов на мусорные свалки. Где обязанности по вывозу мусорных отходов перекладываются на местные власти и определенного на конкурсной основе регионального оператора (компании, занимающейся вывозом и складированием различных категорий отходов, твердого и бытового мусора).
  5. СП 42.13330.2016.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницы

Регламентируемое расстояние от дома до мусорной площадки определятся по санитарным нормам. Помойка может располагаться на удалении от жилого дома от 20 до 100 метров и должна строго соответствовать приведенным нормам расстояний.

Текст документа указывает не только необходимую дистанцию, но и правила установки мусоросборников на специально оборудованной площадке, а также периодичность, с которой нужно выполнять опорожнение баков с мусором или контейнеров с твердыми отходами.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницыРасположение баков мусорки по нормам СанПиН и СНиП (СП)

Дополнительные нормативы

Сборник СанПиН 42-128-4690-88 дает возможность подсчитать необходимое количество специальных емкостей под мусор: сколько должно их находиться на территории около жилых домов. Основой для расчетов берут численность населения в конкретном сегменте и нормы накопления отходов разного типа.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницыМеталлическая емкость под мусор

Отметим, что на частной территории расстояние от дома до контейнеров, особенно в СНТ, где площадь участка ограничена, владелец может сократить до 8 м по письменному согласованию с соседями или правлением садового товарищества. Это исключение, которое можно учесть, определяя, сколько метров должно быть удаление в частном доме.

Причем это возможно только при условии, что остальные дистанции выдержаны в строгом соответствии со СНиП (СП). Расстояние от дома до мусорного контейнера не может быть ограничено 8–10 м без специального разрешения. И если присутствие мусорки вызывает нарекания у собственников других земельных наделов, вопрос может разрешаться разными способами:

  • приглашением комиссии от районной администрации для разрешения проблемы расстояния от дома;
  • участием независимых и незаинтересованных в разрешении вопроса представителей общественности;
  • задействованием в решении спорной ситуации депутата от местного совета;
  • в судебном порядке, подачей иска об административном нарушении, если нормы размещения мусорных баков, помойки или контейнеров от дома противоречат СНиП (СП) или СанПиН.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницы

В последнем случае основания для иска могут быть созданы и при нарушении правил расположения мусорных контейнеров, а не только норм удаленности. Контейнерные площадки для мусорных баков не должны стоять возле пешеходных дорожек (даже просто узких тропинок или проходов), у проезжей части или газона, оборудованного по правилам.

Если в доме ведутся строительные работы, за хозяином сохраняется право на установку в частном секторе баков или специальных контейнеров для мусора, но разрешается это не более чем на сутки, да и то с разрешения СЭС и районной архитектуры. Это же правило действует относительно домов и общественных зданий, при проведении ремонта или переоборудования, чтобы складировать мусор.

Допустимое расстояние до детской площадки

Подчеркнем, что дистанция до детской площадки от мусорных баков зачастую служит предметом конфликтов и обращения с жалобами в местную администрацию.

Для этого норматива расстояния от мусорки нет отдельных ограничений, но в пункте 2.2.

3 СанПиН 42-128-4690-88, детская площадка, спортивная площадка и жилое здание (как и места для отдыха) не могут находиться ближе к помойке, чем 20 метров.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницы

Норма расположения мусорных контейнеров во всех перечисленных случаях составляет от минимальных 20 до максимальных 100 метров.

Минимум 20 м
Максимум 100 м

Необходимыми к исполнению является и другое требование: минимально и максимально ограниченное удаление от дома до мусорного бака или контейнера не должно включать в себя ни детскую, ни спортивную площадку или даже зону отдыха. Единственное, что разрешается располагать в непосредственной близости от мусорки, – это площадку для выгула собак.

Но баки не могут стоять ни рядом с пешеходной дорожкой, ни рядом с проездом для велосипедистов. Для жилых домов в зоне плотной застройки решением специальной комиссии данное расстояние может быть уменьшено до 9 м (это расстояние от торца или стены дома, но не от окна жилого помещения и от парадного входа). Хотя по СанПиН оно не может быть меньше 10 м.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницыЧистые мусорные контейнеры

Минимальная дистанция может соблюдаться при условии, что места для мусорных баков оборудованы специальным образом. Для этого тоже есть отдельные требования – ограждение с трех сторон, место для подъезда мусоровоза и плотно закрывающиеся крышки баков, не допускающие распространения миазмов.

На ограждении должен быть специальный предупреждающий значок.

Расстояние до общественных зданий

Санитарная безопасность детей – это весомая доля основной заботы надзорных органов. Не каждый детский сад оборудован собственным хоздвором, к которому обеспечен подъезд мусоровоза. Но если таковой имеется, его удаленность считается от самого близкого павильона или места, отведенного для игр детей.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницыРядом с общественным зданием

Норму максимального удаления можно отсчитать от крайней двери хозяйственной пристройки. В любом случае, если площадка для мусорных баков находится за забором детского садика, дистанция до нее не может быть меньше 20 м, причем расстояние отсчитывается не от здания, а от ограждения.

В иных случаях применяются следующие нормы:

  1. Для расчета удаления от школы до мусорника или помойки к учету обязательны 2 момента: расположение и дальность. Мусорные баки могут располагаться только с той стороны здания, где нет парадного входа и наблюдается минимальное движение школьников. Есть рекомендация располагать контейнеры с мусором возле черного хода, но это возможно только при условиях, что ими не пользуются и мусорные баки закрыты. Минимальное удаление от помойки должно соблюдаться не только от самого здания, но и от школьных мастерских (если таковые имеются), и от спортивной площадки. Обязательное требование по обеспечению подъезда спецмашины к площадке для мусорных контейнеров – дорога к бакам с отходами не должна проходить по школьному двору. Это обязательно для обеспечения безопасности детей, которые могут быть на этой территории.
  2. Руководство магазина обязана не только разместить контейнеры с мусором на удалении не менее 20 метров, но и следить за корректностью их наполнения и чистотой вокруг площадки для мусоросборников, а также вокруг строения, в котором размещается торговая точка. Как и в случае со школой, баки размещаются с черного хода, а если подходящего места нет, то при достижении отдельной договоренности с жилищами МКД и региональным менеджером по вывозу мусора – рядом с остальными контейнерами на близлежащей площадке, расположенной на удаленности не менее 20 метров. В обязанности магазина входит и установка урн для посетителей, но уже со стороны фасада.
Читайте также:  Сокращение декретниц при сокращении штата: порядок и выплаты

Пухто для вывоза мусора на промышленном предприятии

На производственных территориях работают свои правила. Крупные промышленные предприятия, находящиеся вдали от жилых домов, должны организовывать отдельное складирование разных типов отходов в закрытые контейнеры.

Удаление от других зданий регламентируется нормами противопожарных инструкций, а вывоз предприятие должно осуществлять самостоятельно. Мелкие фирмы могут заключать договор с региональным оператором и оплачивать по факту наполнения и существующим расценкам.

В частном секторе

В коттеджном поселке учитывается не расстояние от контейнеров с отходами до забора, а удаленность от стены дома, улицы, тротуара и источников воды для питья. То же относится и к поселению дачников или СНТ, где небольшие наделы не позволяют выдерживать нормативы: согласно СНиП удаленность считается не от забора, а от фасада дома.

Когда мимо поселка или села проходит железная дорога, предусматривается такое же расстояние от края насыпи, по которой проложены рельсы и проезжает поезд.

В подобном случае учитывается не столько безопасность, сколько эстетика: чтобы пассажиры не видели в окна мусорные баки и свалки с отходами. Тем не менее норма удаления мусорных контейнеров от частного жилого дома остается неизменной. Ее минимальное значение, согласно СанПиН, – это 20 метров. Максимальное – 100 метров.

В случае, если мусорные баки размещаются вдоль проезжей части, по решению местного совета или исполнительной власти их закрывают от дороги специальным ограждением. Это выполнимо только в том случае, когда нет возможности расположить контейнеры в более подходящем месте.

По нормам ПУЭ и ГОСТ запрещается расположение мусорки или даже 1–2 баков рядом с подстанциями, в охранной зоне ЛЭП. Ситуацию не спасет даже договоренность с оператором. Также мусорные баки запрещено размещать в опасной близости от газопровода или заправочной станции.

За оборудование и обслуживание мусорной площадки в частном секторе, коттеджном поселке и даже в сельской местности по новым правилам должна нести ответственность обслуживающая компания.

Именно она отвечает за правильное расположение мусорных контейнеров и баков рядом со зданиями.

Причем для этого с ней должен быть заключен договор, а услуги – проплачиваться по новым нормативам. Только в этом случае региональный оператор отвечает за вывоз отходов из мусорных контейнеров, чистоту территории и ее соответствие установленным нормам освещенности.

Под ответственность региональной компании, занимающейся вывозом мусорных отходов, подпадает вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) на свалки. Помимо этого, она обеспечивает свободный подъезд для мусоровозов рядом с жилыми домами.

На каком расстоянии от окон многоквартирного дома можно устанавливать скамейки и урны

Собственница квартиры в МКД неоднократно обращалась в организацию с досудебными жалобами на то, что скамейка и урна установлены почти вплотную к стене дома, их разделяет всего 7 см. Компания на жалобы не реагировала, поэтому владелица помещения пошла в суд.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницыДолжна ли УО ремонтировать проезды и тротуары во дворах домов

Установленные не по нормативу скамья и урна нарушали права жителей МКД

Суд определил, что осенью 2017 года в рамках реализации муниципальной программы по формированию современной городской среды муниципальное казённое учреждение «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» выполнило работы по благоустройству придомовой территории. Подрядчик установил во дворе у подъездов скамьи с урнами.

Объекты действительно установлены с нарушениями, слишком близко к стене дома. Это противоречит

  • действующим строительным нормам и правилам СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»,
  • дизайн-проекту «Городская среда».

Жильцы квартир на первых этажах вынуждены держать окна зашторенными и, из-за шума и запахов, доносящихся от отдыхающих на скамейках, не могут открывать их в тёплое время года.

Скамьи и урны – часть общедомового имущества

Исходя из свидетельских показаний, при осуществлении работ по благоустройству дворовой территории перенос скамеек никто не согласовывал с жителями дома. Между тем, скамейка с урной, установленные рядом с подъездом, примыкающие к стене дома, относятся к элементам благоустройства придомового земельного участка, который находится в общедолевой собственности владельцев помещений МКД.

Суд отметил: изначально решение об установке элементов благоустройства должно было принять общее собрание, согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. В рассматриваемом деле этого не сделано.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницыЗачем УО благоустраивать двор дома и какие объекты там установить

Общедомовое имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства

В проекте жилой застройки следует предусматривать площадки для досуга взрослых граждан, это сказано в п. 2.13 СНиП 2.07.01-89. Там же прописано, что при удельном размере 0.1 кв.м такие площадки располагаются на расстоянии 10 м до окон жилых и общественных зданий.

Настоящие нормы и правила относятся к проектированию новых и реконструкции существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке.

Действие этого СНиПа не распространяется на случаи, когда объект установлен по проекту при строительстве здания и входит в состав общедомового имущества.

При этом, действие таких норм и правил в силу закона обязаны исполнять собственники общего имущества МКД.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, которое обеспечивает:

  • надёжность и безопасность многоквартирного дома;
  • безопасность для жизни и здоровья людей, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
  • доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, земельным участком под домом;
  • соблюдение прав и интересов собственников помещений и иных лиц (п. 10 Правил № 491).

Необходимо соблюдать нормативы размещения скамеек у дома

На каком расстоянии от окон МКД должны устанавливаться урны и скамейки

Собственники жилых помещений в многоквартирных домах (МКД) довольно часто обращаются в управляющие компании (УО) с жалобами для досудебного урегулирования любой сложившейся конфликтной ситуации.

В большинстве случаев жалобы касаются соблюдения правил установки на придомовой территории малых архитектурных форм, скамеек или урн.

Если УО не реагирует должным образом на поступившие жалобы, то собственник обладает полным правом обращения в судебную инстанцию по вопросу разрешения спора, касающегося установки или ремонта таких объектов, расположенных на территории МКД.

Действующие правила и нормативы

Установка УО без соблюдения действующих нормативов любых объектов, включая скамьи и урны на придомовой территории, является прямым нарушением прав, которыми наделены на вполне законных основаниях жители МКД.

Например, судом может быть определено, что в соответствии с реализацией муниципальной программы «Формирование современной городской среды» все выполненные УО работы по благоустройству территории МКД не соответствуют требованиям, предъявляемым к установке таких объектов.

Выявленные нарушения, как правило, противоречат следующим требованиям:

  • действующие строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89;
  • дизайнерская проектная документация «Городская среда».

Если владельцы квартир испытывают сложности, связанные с сильным шумом от отдыхающих на обустроенных придомовых территориях или неприятных запахов, исходящих от слишком близко установленных урн, то их требования проверить соблюдение правил благоустройства являются обоснованными. Остановимся подробнее на нормативах и правила установки урн и скамеек.

В общедомовое имущество включены урны и скамьи

Как показывает практика, при осуществлении благоустройства дворовой территории переносить урны или скамейки необходимо по согласованию с владельцами жилых помещений МКД.

Все перечисленные выше объекты, устанавливаемые вблизи подъездов домов, представляют собой элементы, используемые в благоустройстве придомовых территории, а также, соответственно, общедолевую собственность владельцев жилья МКД. Исходя из этого, решать вопросы установки таких объектов необходимо на общем собрании, в соответствии с действующей ч.

2 ст. 44 ЖК РФ. Если в суде будет установлен факт отсутствия такого решения, то действия УО будут признаны неправомерными, выполненными без соблюдения действующих нормативов.

Законные требования по содержанию общедомового имущества

В проектной документации застраиваемых жилыми домами территорий в обязательном порядке должно быть предусмотрено наличие площадок для проведения досуга взрослыми гражданами, что регламентировано п. 2.13 СНиП 2.07.01-89.

В данных строительных нормативах и правилах указаны удельные габариты таких площадок и их размещение, включая расстояние до окон, расположенных в МКД и общественных зданиях. Этот документ учитывается при проектировании новых построек и реконструкции уже существующих населённых пунктов, а также обеспечивает соблюдение основных требований, предъявляемых к их планированию и застройкам.

Следует учитывать тот факт, что СНиП 2.07.01-89 не распространяется на объекты, установленные в соответствии с проектной документацией на стадии возведении здания, а также относящиеся к общедомовому имуществу, но все действующие нормы и правила обязательны для исполнения собственниками общедомового имущества.

Согласно действующему законодательству, общедомовое имущество должно быть:

  1. Надёжным и безопасным в эксплуатации.
  2. Доступным для использования жилыми и/или нежилыми помещениями.
  3. Доступным для использования помещениями общего пользования.
  4. Соответствующим правам и интересам собственников и других лиц (п. 10 Правил №491).
  5. Соответствующим нормативам и правилам размещения.

Размещая различные объекты благоустройства необходимо ориентироваться на регламенты, прописанные в 7.5 СП 42.13330.2016.

Минимальные расстояния от окон до места установки объектов благоустройства:

  • игровые детские площадки (дошкольный и младший школьный возраст) – 12 м;
  • площадки, предназначенные для выгула собак – 40 м;
  • площадки для отдыха взрослых граждан – 10 м;
  • спортивные площадки – 10-40 м;
  • хозяйственные зоны – 20 м;
  • автостоянки – 11,3 м.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в процессе установки в обязательном порядке должны быть соблюдены все нормативы и требования.

Читайте также:  Присылают налог на списанную машину

Делаем выводы

При наличии факта нарушения прав собственников МКД исковые требования к УО должны быть удовлетворены, а компания обязана не только демонтировать установленные объекты, которые использованы в благоустройстве придомовой территории, но также в полном объёме возместить истцу расходы, понесённые при оплате государственной пошлины. 

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницы

Москвичи поспорили из-за мусорных урн: удобство или угроза взрыва — МК

Благоустройство города складывается из мелочей. Причем в прямом смысле: москвичи стали жаловаться на отсутствие урн в городе. На известный городской портал подано уже больше ста жалоб.

Некоторые из них имеют явный фантастический оттенок: мусорные ящики появляются у подъездов на пару месяцев, а потом исчезают.

«МК» разобрался, кто отвечает за урны в московских дворах и нужны ли они вообще около наших подъездов.

— Возле подъездов вообще нет урн! Мимо дома ходит огромное количество людей к метро и обратно. Мусор выбросить некуда. Бросают просто на землю! — жалуется жительница дома по улице Маршала Василевского Наталья Емельянова.

И таких сообщений о мусоре там, где должен быть мусорный бак, — десятки. Более того, урны имеют печальную тенденцию исчезать. Например, житель дома на Волгоградском проспекте Денис Павлов жалуется, что урна у дома пропала, потому что не была забетонирована.

То же самое происходит на улице Добролюбова, на Ленинском проспекте («В данный момент из шести подъездов урну имеет только один.

Неудивительно, что она вечно переполнена и мусор рассыпается вокруг»), на улице Рогова в Щукине («Наш подъезд опять лишили мусорки!») и на многих других улицах.

На первый взгляд создается впечатление, что урны в столице начали массово исчезать. Однако опрошенные «МК» муниципальные депутаты рассказали, что никакой общегородской программы по ликвидации урн нет. Как разъяснил «МК» муниципальный депутат района Зюзино Константин Янкаускас, за придомовую территорию и урны иже с ней несет ответственность ГБУ «Жилищник» районов.

— Если у подъезда исчезла урна, то жителю нужно обратиться именно в эту организацию или в управу района и попросить ее вернуть, — разъяснил мундеп. — Почему исчезают урны? Либо они отслужили свой срок, либо кто-то их утащил. Их воруют иногда в качестве альтернативного места для курения.

К слову, урна, самая простая, стоит около 800 рублей. Кто и зачем решил спиливать или выкапывать обычную железку (даже вместо пепельницы) — большой вопрос.

— Каждый год в каждом районе формируется адресный перечень благоустройства, — говорит Янкаускас. — Если двор попал в эту программу, то там среди прочего могут установить урну у подъезда, на детской площадке и на другой территории.

Этот перечень по закону формируется на основе обращений жителей, муниципальных депутатов, актов ОАТИ и на основе обходов территории, которые осуществляет управа.

Если четких обращений нет, то, как правило, в проекте может не оказаться того, что жителям нужно.

На практике ситуация немного иная.

Жители могут писать подобные обращения несколько лет, просить установить хоть искусственное покрытие на детской площадке, хоть ту же урну, но получать от управы один и тот же ответ: перечень согласовали, ваше обращение не вошло.

Муниципальные депутаты называют систему согласования адресов благоустройства непрозрачной. Это похоже на правду, так как на том же городском портале часть относительно старых жалоб по определенным районам (например, по Кузьминкам) осталась без ответа.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницы k-k-s.ru

Лидером же по обращениям среди районов стал Бутырский. Правда, большая часть из них написана одним и тем же пользователем…

— Согласно недавнему обходу (последний был в субботу, 3 ноября, с представителями управы и ГБУ «Жилищник»), в нескольких дворах установка по вот таким заявкам привела к тому, что урны поставили около подъездов и «съели» одно парковочное место… — рассказала «МК» муниципальный депутат района Бутырский Марина Денежкина.

При дефиците парковок во дворах Москвы — это реальная проблема. Фантик можно и в кармане поносить, а вот машину в карман уже не положишь… «Добро они сделали своими урнами или нет?» — задается риторическим вопросом муниципальный депутат. «Они» — это, скорее всего, люди из «Жилищника».

Возможно, ответ даст постановление правительства Москвы №1018 еще от 1999 года. Процитируем его: «У каждого подъезда жилых домов… должны быть установлены урны.

Урны устанавливают на расстоянии 50 м одна от другой на улицах первой категории, рынках, вокзалах и в других местах массового посещения населения, на остальных улицах, во дворах, парках, садах и на других территориях — на расстоянии до 100 м».

Видимо, чтобы выдержать у подъездов положенное расстояние в 100 метров, наши коммунальщики и ставят урны где только можно или не ставят вообще. Но тогда они нарушают пункт номер один…

К слову, Марина Денежкина подняла старый больной вопрос: «А вообще нужны ли урны у каждого подъезда?»

— Урна может стоять у детской площадки, — считает депутат. — Около подъезда она не нужна. Во-первых, мы тогда сам подъезд оберегаем от негативных актов, которые называются террористическими. Во-вторых, курить к подъезду в жилом доме никто не ходит.

История с урнами и терроризмом действительно актуальна. Однако Москва, кажется, так еще и не определилась: хочет она чистоту возле каждого дома или нет?

— Если наш город развивается по пути раздельного сбора мусора, то отдельная урна у подъезда — это явно не средство достижения этой цели, — считает урбанист Петр Иванов. — И тогда ее надо убрать, ведь туда могут выбрасывать что попало. Даже бытовой мусор, если несовершенные мусоропроводы к этому располагают.

Во многих домах мусоропроводный зев не раскрывается настолько широко, чтобы засунуть туда пакет с мусором. И проще реально выйти из подъезда и выбросить свое добро в урну. Это вопрос правил игры. Если мы играем в раздельный сбор, то убираем урны и создаем мусоросборники для этого.

Все упирается в городскую политику.

К слову, столица пытается сейчас воевать на два фронта: мы как бы за раздельный сбор и экологию, но урны все равно наше всё… Между тем в Москве помимо проектов по раздельному сбору мусора появляются прозрачные контейнеры из сетки для сбора пустых пластиковых бутылок. В частности, такие контейнеры заметили во дворах на Варшавском шоссе жители района Чертаново Центральное.

А КАК У НИХ?

После серии терактов 1990-х годов власти Парижа приняли решение отказаться от закрытых мусорных урн в пользу прозрачных мешков на креплениях.

Такой вариант сбора мусора позволяет быстро среагировать на подозрительные предметы, хотя местные жители сразу же заметили, что мешки с мусором уродуют улицы города.

Однако практика прижилась — из Парижа такие мешки перекочевали также в Италию и на Мальту.

После терактов 2010-х годов французские власти некоторое время обсуждали возможность установления специальных сверхпрочных урн, которые удерживали бы силу взрыва внутри. Однако такая идея весьма дорогостоящая, распространения она пока не получила.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27829 от 9 ноября 2018

Заголовок в газете: Урны пошли прахом

Блог

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницы

Как уже, наверное, многие убеждались и не раз, что зачастую муниципальные Правила благоустройства идут вразрез с федеральными нормами закона, а то и прямо им противоречат. И самое интересное, что и суды часто идут на поводу у органов муниципального самоуправления (ОМСУ), также основывая свои решения только на муниципальных правовых актах, забывая о юридической силе нормативно-правовых актов и не находя противоречий между ними (или просто не ищут их?)

В этой статье мы рассмотрим дело о привлечении управляющей организации (УО) города Твери к административной ответственности по закону субъекта РФ за нарушение Правил благоустройства муниципального образования (МО), которое дошло до Верховного суда РФ.

Поначалу, увидев в новостных лентах об этом решении Верховного суда, я порадовалась, что есть положительные сдвиги в практике привлечение к административной ответственности, что суды стали вставать на сторону управляющих организаций. Однако на деле оказалось все совсем не так.

Суды не признавали УО невиновной (было бы чудом, не так ли?), а просто прекратили дело за малозначительностью, отменив штраф. Обычная практика судов, чтоб уж не казалось народу, что все привлекаемые 100% виновны всегда, но не в пользу управляющих организаций все равно.

Один плюс — штрафа не будет, но вину УО все равно суды признали, «подсластив пилюлю» малозначительностью.

Административная комиссия города Твери провела проверку в отношении управляющей организации и обнаружила нарушения: графические изображения на фасадах домов и отсутствие урн возле подъездов, за что и вынесла постановление о привлечении УО к административной ответственности на основании областного закона об административных правонарушениях.

Управляющая организация не согласилась с этим и обжаловала постановление комиссии в арбитражный суд. Арбитражный суд первой инстанции признал нарушения, вмененные управляющей организации, малозначительными.

При этом обоснованием обязанности установки урн возле подъездов МКД суд посчитал все те же Правила благоустройства.

В Правилах имеется пункт, согласно которому у подъездов МКД должны быть установлены урны для мусора (с согласия собственников).

Читайте также:  Налоговый вычет за обучение родителям работающего студента

Однако собственники спорного дома на своем общем собрании в начале 2019 года приняли решение об отказе установки урн возле подъездов, которое УО и исполнила в дальнейшем, что как раз и послужило основанием для штрафа.

В результате суд установил вину УО только в отношении исписанного фасада МКД, что и послужило основанием считать данное правонарушение малозначительным, не представляющим общественной опасности и не причинившим никому вреда.

Самое интересное, что обжаловали решение обе стороны. УО считала, что отсутствует ее вина вообще по двум составам правонарушений, а административный орган был недоволен прекращением производства и исключением одного из составов (об урнах), в которых суд не усмотрел вины УО.

В Постановлении Четырнадцатого апелляционного арбитражного суда от 02 октября 2019 года г. по делу № А66-9606/2019 суд практически продублировал полностью все решение суда первой инстанции. Однако посчитал неверным вывод суда об отсутствии состава правонарушения по урнам.

Независимо от решения собственников УО должна была выполнить Правила благоустройства и урны установить. За чей только счет? Ведь федеральными нормами жилищного законодательства РФ говорится об обязательном финансировании приобретения какого-либо общего имущества МКД, а также его содержания. Не за собственный же счет УО это должно быть сделано.

Но ни одной ссылки на федеральные нормы закона в решениях суда нет.

Административная комиссия обжаловала постановление апелляционной инстанции, в результате ВС РФ вынес отказное Определение от 9 декабря 2019 г. № 307-ЭС19-22574:

«...Переоценка выводов судов о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.

При изложенных обстоятельствах доводы административного органа о неверном применении судом апелляционной инстанции нормы части 2 статьи 4.4 КоАП РФ о назначении наказания правового значения не имеют.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено».

Однако управляющая организация также обжаловала апелляционное постановление, 05 февраля 2020 года жалоба оставлена без удовлетворения, что неудивительно после выводов ВС РФ по делу.

Постановление 13 АСС от 17 декабря 2013 г. по делу № А21-6855/2013: вменялось также нарушение Правил благоустройства, правда, кроме урн, нарушений было несколько. УО оштрафована на 50 тыс. рублей, суды признали вину УО.

Постановление 13 ААС от 23 декабря 2014 г. по делу № А21-6040/2014: также вменялось отсутствие урн у многоквартирных домов, суды 2х инстанций признали УО виновной.

Таким образом, независимо от того, что решили собственники МКД насчет урн возле своих подъездов, управляющие организации обязаны их там установить (при отсутствии) и содержать, если это закреплено в Правилах благоустройства муниципалитета.

Иначе ожидайте проверок административных комиссий и наложения штрафов за их отсутствие. Не все суды считают правонарушения УО малозначительными. Вернее, очень редко они так считают.

А выкладывать несколько десятков тысяч рублей штрафов намного дороже, чем поставить урны возле подъездов МКД под Вашим управлением.

С уважением, Снежана Соболевская.

Компания «Бурмистр.ру» разработала сервис «Тестирование». Здесь любой тест можно пройти без учета времени и после ответа пользователь может сразу проверить, правильно ли он ответил, а также посмотреть норму законодательства, откуда взят ответ.Это позволит не бездумно выучить ответы, а вдумчиво подготовиться и значительно расширить или «обновить» свои знания. 

Права жильцов: как избавиться от магазина в подъезде и помойки под окнами

С приходом лета особенно хочется, чтобы во дворе родной многоэтажки было комфортно, спокойно и свежо от зелени в палисаднике. Но что делать, если под окнами вместо цветущей сирени «благоухают» помойные контейнеры? Можно ли выжить из дома шумный магазин, который расположился в подвале или на первом этаже?

О законных способах борьбы с этими и другими распространенными помехами, нарушающими интересы жильцов – в очередном выпуске нашей рубрики. 

Торговле здесь не место

«Нас достал магазин, который пару лет назад открылся в подвале дома, — жалуется на одном из форумов в Интернете Ольга из Брянска. – По вечерам рядом собирается молодежь, покупают энергетики, кричат, ругаются, дерутся.

Летом шумит кондиционер, не давая нормально спать. Можно ли с этим как-то бороться?» Обнадежим: можно. При этом методы и средства борьбы за свои права будут зависеть от места, где обосновалась торговая точка, досаждающая жильцам.

На практике встречается три основных варианта.

Вариант первый: магазин расположился в подвале жилого дома. Это помещение находится в общей долевой собственности хозяев квартир (согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, перечисляющей виды общедомового имущества).

Жильцы владеют, пользуются и распоряжаются таким имуществом по своему усмотрению в соответствии с решениями, которые принимаются на общем собрании квартировладельцев (части 2 и 4 статьи 36 ЖК).

Соответственно, на общем собрании может быть вынесен вердикт о прекращении арендных отношений с владельцем магазина.

При этом стоит иметь в виду важные нюансы. Как правило, выживать из дома торговую точку приходится через суд. А договоры аренды подвала с предпринимателями-торговцами зачастую заключают муниципальные власти.

Чиновники сдают общедомовые помещения, пользуясь тем, что право долевой собственности жильцов не оформлено официально. В такой ситуации квартировладельцам, чтобы отстоять свои права, нужно ссылаться в суде на упомянутую статью 36 Жилищного кодекса.

А также указывать, что заключенный без ведома жильцов договор аренды подвала нарушает интересы собственников жилых помещений и не позволяет распорядиться имуществом по волеизъявлению общего собрания.

Практикующие адвокаты отмечают, что в подобных судебных процессах в большинстве случаев берет верх приоритет интересов жильцов. Так что дело, скорее всего, будет выигрышным.

Кому сложнее и кому легче

Второй вариант – магазин на первом этаже дома. В таких случаях торговцы приобретают или арендуют площади, переведенные в статус нежилых помещений. Это вполне вписывается в действующее законодательство (глава 3 Жилищного кодекса РФ).

Поэтому будьте готовы к тому, что процедура выдворения магазина будет наиболее сложной. Придется действовать по принципу «вода камень точит»: постепенно и последовательно собирать доказательства, подтверждающие, что работа супермаркета систематически нарушает покой, комфорт жильцов.

То есть, таким образом создаются препятствия для полноценного использования жилых помещений по их прямому назначению.

Подтверждениями могут быть записи с камер наблюдения, акты независимого эксперта с шумомером. Также зафиксировать факты можно с помощью нотариуса – это будет весомым и полноценным доказательством для суда (см.

главу XX Основ законодательства РФ о нотариате).

В качестве основания для защиты своих прав следует ссылаться на статью 304 Гражданского кодекса РФ («Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения»).

Наконец, третий вариант – магазин (ларек, киоск) располагается во дворе. Для жильцов это… наиболее выгодно. Потому что путь избавления от торговой точки будет самым простым по сравнению с предыдущими вариантами.

Существует нормативный акт, прямо и безоговорочно запрещающий размещение предприятий торговли во дворах жилых домов. Это СанПиН 2.1.2.

2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, действующая редакция – от 27 декабря 2010 года).

Пункт 2.10 СанПиН не допускает, чтобы на территории дворов жилых зданий располагались «любые предприятия торговли, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки и павильоны». Отвечает за соблюдение указанного правила Роспотребнадзор. Соответственно, именно в этот орган следует адресовать жалобу на нарушение СанПиН.

Установка под окнами жилого дома урны-пепельницы

До помойки – 20 метров

Еще одна «популярная» проблема – близкое соседство мусорных контейнеров. «У нас помойка раскинулась во дворе прямо возле детской площадки, и до окон некоторых квартир рукой подать – кошмар!» — возмущается посетительница форума Ирина.

Рычагом для переноса мусоросборников будет уже упомянутый СанПиН 2.1.2.2645-10. Пункт 8.2.

5 предусматривает, что контейнеры  и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны быть расположены на расстоянии не менее 20 метров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом.

Обратите внимание: для повышения скорости и эффективности решения проблемы стоит одновременно передать письменные жалобы на нарушение этого пункта в следующие инстанции:

— муниципальный орган, который отвечает за организацию работы жилищно-коммунальных служб (управа, районная администрация и т.п.);- подразделение Роспотребнадзора соответствующего административного округа (района);

  • — прокуратуру района.
  • На заметку

Вот еще несколько полезных пунктов СанПиН 2.1.2.2645-10, которые могут пригодиться жильцам для защиты своих интересов:

— Во дворах жилых зданий запрещается размещать заведения общепита, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви и автостоянки (кроме гостевых) (пункт 2.10).

— Расстояние от стен жилых домов до основных стволов деревьев с кроной диаметром до 5 м должно составлять не менее 5 м. Для деревьев большего размера расстояние должно быть более 5 м, для кустарников — 1,5 м. Высота кустарников не должна превышать нижнего края оконного проема помещений первого этажа (пункт 2.4).

Анна Добрюха, юрист