Проблемы

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

В России происходит бум профориентации.

В последние годы помимо традиционных тестов, консультантов по выбору профессии и стажировок у нас появляются проекты по примерке профессий («профессиональные пробы»), становятся популярными экскурсии в компании, развивается менторство, снова набирают популярность колледжи, открываются отделы по профориентации и развитию карьеры при школах и университетах.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации Где искать себя: обзор ресурсов для профориентации

Мы решили внимательнее приглядеться к опыту наших зарубежных коллег, где тема самоопределения уже давно в тренде, и никого не удивишь оплачиваемыми стажировками в ООН, турами для подростков в Африку или возможностью пойти в подмастерья (apprenticeships). Мы всё равно удивились, выбрали 5 самых популярных форматов и добавили десяток ссылок на стоящие проекты.

Тематические парки

Самый известный тематический парк создал Уолт Дисней. Открыв в 1955 году DisneyLand, он превратил сказочный мир героев своих мультфильмов в реальность.

Позже компания Disney открыла парк Epcot — модель мира, каким он будет в будущем, — объединив развлечение (entertainment) и образование (education) в единую концепцию edutainment. Формат тематических парков стал использоваться и для профориентации.

Самый известный проект, город профессий Kidzania, появился в Мексике в 1999 году. Сегодня парки Kidzania существуют в 25 городах по всему миру.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Это огромный симулятор взрослой жизни.

Источник: london.anglican.org

Это огромный симулятор взрослой жизни — целый город с корпорациями и магазинами, больницами и университетами, где можно построить карьеру, заработать и потратить деньги, научиться работать в команде и строить репутацию, даже не перейдя в старшие классы школы. В этой же концепции работает небольшой парк Minicity в Любляне, Кидбург и Мастерславль в России.

Программы менторства

Никогда не рано встретиться с человеком, который уже прошёл длинный путь и может поделиться своим опытом выбора университета, построения карьеры, образа жизни.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Ментор — человек, подающий пример.

Источник: joyreactor.cc

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации Познай себя: профориентация в тестах

Особенно популярны такие программы для детей и подростков из малообеспеченных семей. Например, в проект SMART можно попасть с 5-го класса. Здесь у ребёнка появляются тьютор и ментор.

Фактически «тьютор» (в данном случае — просто калька с английского tutor) еженедельно помогает подопечному разобраться с домашней работой, грамотно распределить время и обсуждает приоритеты в учёбе.

Менторы встречаются с подопечными реже – 1 раз в 2 месяца, обсуждая не учёбу, а, скорее, жизненные радости и сложности.

Интересно, что появляются и новые форматы менторства: онлайн, speed-менторство (когда на встречу с условным «ментором» отводится всего час с некоторой периодичностью) или, например, взаимное (peer-to-peer) менторство, когда ровесники или близкие по образованию, уровню люди помогают друг другу, как например, в проекте The Peer Project: здесь ментором можно стать с 15 лет.

Стажировки

Пожалуй, самый популярный формат профориентации — стажировка. Оплачиваемые, бесплатные или платные стажировки, в своей стране или за рубежом. Например, проект Go Overseas собрал у себя на сайте десятки существующих программ со всего мира: от изучения бизнеса в Лондоне до работы переводчиком в России.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Стажировка в Метрополитен-музее.

Источник: metmuseum.org

Будучи школьником, можно пройти стажировку в одном из многочисленных музеев, сделать исследование в зоопарке, познакомиться с дипломатическими миссиями в рамках пятинедельной cтажировки в ООН, получая при этом стипендию, или отправиться преподавать пятиклассникам, конечно, под наблюдением более опытного преподавателя.

Кое-что ещё:

Список оплачиваемых стажировок в США можно посмотреть здесь.

Волонтёрство

В отличие от стажировок (internship programs), волонтёрские программы (volunteer programs) направлены на решение социальных задач: обучение детей из малообеспеченных семей, облагораживание территории, помощь некоммерческим организациям. Кроме того, вакансии, которые называются стажировками, обычно требуют большего опыта, более высокого уровня образования и навыков.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Источник: experiencegla

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации Опять о профориентации. Кто виноват и что делать?

Что российской действительности совсем несвойственно — часто приходится платить за волонтёрские программы, причём не только за питание и проживание.

Например, двухнедельное приключение в Коста-Рике обойдется как минимум в 3 000 долларов, а поездка в Южную Африку для развития «осознанного отношения к миру животных» около 3 500 долларов, и эта стоимость не включает в себя питание и билет.

На такую программу можно попасть даже если тебе меньше 18 — такие услуги предлагает Global Vision International, Global Leadership Adventures, причём отправиться помогать можно и всем классом.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Тематические ссылки:

Свободный год (GAP year)

В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, чтобы лучше понять, куда поступать, спокойно подготовиться к подаче документов в колледж. Кроме того, высокие уровни безработицы (прежде всего в Европе) вынуждают молодёжь всё позже выходить на работу. В Берлине и Амстердаме вы не раз встретите людей, которые только в 27 начинают свою корпоративную карьеру.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Свободный год — замечательная возможность остановиться и подумать ещё раз.

Источник: adicted.io

Это вовсе не значит, что до этого они ничего не делали: наверняка с 16 лет разносили пиццу, работали в веломастерской, съездили поволонтёрить в Африку и, конечно, же почти без денег проехали всю Азию.

Свободный год после школы — время, когда ты сам выбираешь, какой опыт получить, но сотни и тысячи проектов предлагают тебе помощь в организации твоих приключений.

Например, так выглядит программа gap year в Гватемале от проекта Максим Новель:

  • 20 недель изучения испанского;
  • 8 недель – работа с детьми;
  • 4 недели – работа с морскими черепахами;
  • 4 недели – преподавание английского;
  • 4 недели – забота о животных;
  • 1 неделя – обучение сёрфингу;
  • 1 неделя – обучение дайвингу и сертификация;
  • 2 недели – каникулы с проживанием

Тематические ссылки:

Несмотря на то, что в России сейчас бум профориентационных инициатив, стажировки и волонтёрство как форматы только-только становятся доступными для старшеклассников, а менторство по-прежнему живёт внутри корпораций или находится в зоне ответственности благотворительных фондов, работающих исключительно с детьми из детских домов.

В ближайшее время помимо нашей традиционной программы «Образ жизни: город» мы хотим объединить людей с интересными историями жизни и тех, кто пока не знает, как ему развиваться дальше. Если вам интересно стать спикером или организовать бесплатное мероприятие у себя в школе – напишите нам и мы будем вместе экспериментировать.

Авторы: Аня Бородай, Диана Колесникова, Ира Никитина

В оформлении материала использовано изображение с официального сайта Kidzania.

Больше ресурсов:

Children’s Volunteering Resource GuideВолонтерские программы на ГаитиВолонтерство для тех, кто младше 18The Road Less traveledDisabilities, Opportunities, Internetworking, and TechnologyCareer planning for high schoolersMy next moveOccupational outlook handbookСтажировки в музее50 Community Service Ideas for Teen VolunteersСоставление карьерного планаСтажировка летомTeen & High School Volunteer Abroad Programs | Under 18 Mission Trips40 Ways Kids Can Volunteer, Toddler to TeenFind Volunteer Opportunities for KidsHow Volunteer Opportunities for Kids Work129 Great Examples of Community Service ProjectsВиды наставничества6 ways to give millennials the mentorship programs they wantБольшой проект по менторствуTrends in mentoringTypes of career help

24 октября 2016, 12:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Зачем в школе нужна профориентация?

Что такое профориентационная практика и как она устроена в «Золотом сечении»? Рассказывает руководитель нашей профориентационной программы Наталья Белова.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Если современная школа хочет оставаться эффективной образовательной средой, она должна ставить перед своими учениками актуальные цели, особенно в старших классах. Учебный процесс не может строиться вокруг того, как ученикам удачно сдать ЕГЭ. Школа должна стать открытой системой, которая будет привлекать внешние ресурсы дополнительно к внутренним.

Один из таких ресурсов — площадки для профориентации школьников. Они позволяют вывести учебный процесс за рамки школы и помочь ученикам реализовать свой потенциал в образовательном пространстве всего города.

С советских времен летняя практика ассоциируется у нас с покраской забора или работой в школьном огороде. Но сегодня, используя ресурсы партнёров, мы можем организовать самые разные варианты практики и подобрать те, что лучше всего подойдут для самоопределения каждого конкретного ученика.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

В «Золотом сечении» программа профориентационной практики действует уже 12 лет и за это время неоднократно менялась. Сейчас это обязательная часть индивидуального плана обучения каждого ученика 9 и 10 классов. В рамках практики ученик в июне, после экзаменов, выходит на место работы в одну из партнёрских компаний. В 9 классе практика длится семь дней, в 10 классе — десять.

Но как бы наша профориентационная программа ни менялась, одно остаётся неизменным: её цель — помочь учащимся проверить гипотезу о будущей профессии.

Никто не может с уверенностью сказать, каким будет рынок труда даже через пять-десять лет. Некоторые привычные профессии отмирают, другие трансформируются под влиянием технологий, к тому же постоянно возникают новые профессии.

Мы не можем указать ученику, кем конкретно ему стать.

Но мы можем помочь ему осознать, каковы вызовы современного мира, какие компетенции и личностные качества нужно развивать, чтобы быть востребованным на постоянно изменяющемся рынке труда.

Именно для этого и необходима профориентация. Она помогает ученику:

  • узнать больше об интересной профессии, что может в дальнейшем отразиться на выборе вуза и карьеры;
  • закрепить на практике знания, умения и навыки, полученные в школе;
  • сформировать важные компетенции, такие как дисциплинированность, коммуникативность, адаптивность, осознанность, ответственность;
  • реализовать свой проект в реальных условиях — в том случае, если место практики непосредственно связано с проектной работой ученика.

При организации практики нужно учитывать, что случай каждого ученика индивидуален. Конечно, идеальный ученик способен осознанно составлять индивидуальный учебный план, выбирать себе направление обучения, спецкурсы и место прохождения практики. Но степень вовлечённости в учебный процесс у разных школьников разная, поэтому многим нужна дополнительная мотивация или помощь в принятии решений.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Ученику нужно помочь осознать основания своего выбора — для этого на протяжении всего предыдущего обучения в школе развивается культура выбора. Также школьникам может понадобиться помощь в том, чтобы спланировать свою деятельность, оценить собственные силы, определить адекватные дедлайны. Главное, что итоговый выбор всегда должен совершать сам учащийся. Это принципиальная позиция школы.

Итак, практика — это не только непосредственно выход на рабочее место. Выбор профессиональной области, определение с местом практики, подготовка — всё это часть профориентационного процесса.

Вот какие этапы включает практика, которую проходят учащиеся нашей школы.

Читайте также:  Взаимное дарение квартир близкими родственниками

Подготовка к практике (ноябрь–февраль)

Главное на этом этапе — определение своих интересов, целей и ценностей, формирование собственной жизненной стратегии.

Подростку нужно определиться с тем, чем для него может быть полезен выход на практику и к чему он стремится в долгосрочной перспективе.

Нам важно, чтобы ученик воспринимал себя как целостную личность и делал выбор исходя из своих личностных качеств, а не из чужих желаний.

Школа помогает ученикам сделать осознанный выбор с помощью профориентационных тестирований, интервью с тьютором и психологом. В конце подготовительного этапа ученик определяет для себя одну или несколько областей профессиональных интересов и строит гипотезу: в какой профессиональной области он хотел бы поработать и почему?

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

На этом этапе определяется конкретное место прохождения практики. Ученик действует по схеме: резюме — мотивационное письмо — собеседование.

Резюме практиканта

Резюме не только позволяет подростку презентовать себя работодателю, но и способствует самоосознанию: составляя резюме, ученик пытается увидеть себя со стороны, зафиксировать свои успехи, достижения и сильные стороны. Затем резюме обсуждается с тьютором — поддержка взрослого очень важна, поскольку зачастую представления ученика о своих способностях и навыках бывает завышенным или заниженным.

В 10 классе подросток дополняет резюме новыми достижениями, описывает знания и практические навыки, полученные на спецкурсах. Это позволяет ученику ясно оценить, как он изменился и чему научился всего лишь за год.

Мотивационное письмо

Если при составлении резюме ученик описывает исключительно себя, то в мотивационном письме ему нужно соотнести это с интересующей профессиональной областью и компанией, в которой он будет проходить практику.

В письме ученик размышляет над тем, каким он видит время своей практики: чем он будет заниматься, что хочет освоить, чего достичь. Мы стремимся к тому, чтобы школьник рассматривал практику как отличную возможность проявить себя, а не готовился к тому, что будет там только послушно выполнял задания.

Собеседование

Теперь ученику предстоит презентовать себя в реальном разговоре. Собеседование может происходить как вживую, так и онлайн.

Для того, чтобы собеседование прошло эффективно, важно заранее обсудить с работодателем модель разговора: какие вопросы работодатель будет задавать, как будет действовать, если ученик окажется недостаточно подготовленным к дискуссии.

Ситуации бывают разные: есть активные ученики, которые отлично подготовились к собеседованию и сами задают работодателю вопросы; есть те, кто плохо понимает смысл будущей профессии или за кого выбор сделали родители; а кто-то идет на практику, чтобы впервые соприкоснуться с выбранным направлением.

Опыт показывает, что чем лучше к собеседованию подготовлен работодатель, тем продуктивнее встреча и сама практика.

Также важно, чтобы работодатель объяснил ученику, что того ждёт на практике. Часто ребята, которые приходят на место практики, стесняются задавать вопросы и боятся, что мешают взрослым. Их нужно заранее подготовить к тому, как действовать в новой для себя обстановке.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Как мы уже говорили, период практики занимает от семи до десяти дней. Ежедневно ученик обсуждает со своим непосредственным руководителем итоги рабочего дня.

Это помогает практиканту на примере каждой конкретной задачи определить, что получилось сделать, что нужно доработать, к каким типам задач нужно найти другой подход.

По итогам этих разговоров практикант и работодатель определяют задачи на следующий день. Всё это ученик фиксирует в своём дневнике.

Также во время практики практикант обсуждает свои успехи со школьным тьютором. Тьютор помогает подростку определиться со своим отношением к практике, осознать её как ещё один шаг на пути саморазвития. Общение с тьютором проходит в разных форматах: индивидуальный разговор по телефону/скайпу; личные встречи раз в три дня; общий чат тьюторской группы.

Обсуждение итогов

По завершении практики проводится итоговая рефлексия. Она состоит из трёх частей: рефлексия с работодателем; рефлексия в группе по сходному типу практики; общая рефлексия школьного центра.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

В процессе рефлексии каждому ученику предстоит ответить на следующие вопросы:

  • Что случилось со мной в процессе летней практики?
  • Какие процессы в практике стали моим опытом?
  • Как и где я планирую использовать этот опыт?
  • К каким выводам я пришел/пришла?

Итоговая рефлексия необходима, если мы хотим, чтобы практика была для наших учеников максимально эффективной. Им нужно осознать практику как собственный индивидуальный опыт, ассимилировать его, представив как ещё один шаг по личной траектории их образования и саморазвития.

При должной организации процесс профориентации, где всё по-настоящему, где всё зависит от личной заинтересованности и активности ученика, позволяет подростку почувствовать собственную значимость и компетентность. Практика в реальных условиях, обучение у специалистов своего дела — это то, что помогает подростку осознать, что ждёт его в жизни после старших классов.

В конечном итоге, в этом и состоит одна из важнейших задач школы — мы должны стремиться к тому, чтобы у наших выпускников было осознанное и ответственное отношение к собственной жизни.

Примечание. Партнёры «Золотого сечения» по программе профориентации

Вот лишь некоторые площадки, предоставленные как родителями наших воспитанников, так и нашими партнёрами, на которых учащиеся смогли получить профессиональный опыт:

  • фабрика Ahmad;
  • музей А. С. Пушкина;
  • кафедра экологии РАН;
  • кафедра океанологии МГУ;
  • НИИ Микробиологии;
  • центр психологического консультирования;
  • «Старая аптека»;
  • коллегия адвокатов Павла Астахова;
  • телеканалы «СТС», «Россия 1», «Первый», «Бобер», «Дождь»;
  • радиостанция «Эхо Москвы»;
  • журнал «Собеседник»;
  • МГТУ им. Баумана;
  • сеть магазинов Bosco di Ciliegi;
  • архитектурные агентства АВD и «Господин оформитель»;
  • театры Марка Розовского и Стаса Намина, «Театр Луны», «Гоголь-центр»;
  • «Лукойл»;
  • рекламное агентство Strong;
  • «Московский кредитный банк» и др.

Психолог- профориентатор — о главных проблемах и стереотипах выбора профессии

В России люди не привыкли ходить к психологам. Это стереотип, который существует уже не одно десятилетие. Однако в последнее время, например, в вопросах выбора профессии, жители страны все чаще прибегают к помощи специалистов.

Психолог по профориентации поможет разобраться, как из миллиона вариантов выбрать несколько перспективных направлений работы, а также подскажет конкретный план развития по выбранным траекториям, исходя из собственных склонностей и желаний.

О том, почему выбирать профессию стоит заранее и как это сделать эффективно, ITMO.NEWS рассказала психолог отдела профориентации и работы с талантами Университета ИТМО Татьяна Климова.

Вместе с экспертом ищем ответ на вопрос: «Что делать, если на выборе профессии настаивают родители, а у вас есть собственная мечта?»

Обращаться к психологу не принято/бесполезно. Почему это не так?

Жители России нечасто обращаются за помощью к психологам. Лучшими советниками, как правило, для них становятся друзья и родственники. Но в последнее время ситуация начала меняться.

Свою роль сыграл тренд на профориентацию: проблема выбора профессии и осознанный подход к этой теме начал обсуждаться на самом высоком уровне, говорит Татьяна Климова.

Кроме того, появляется гораздо больше возможностей и способов, благодаря которым можно определить для себя несколько вариантов профессионального развития.

«Появилось больше свободы действий. Я все чаще вижу, что люди постепенно начинают доверять специалистам, обращаться за квалифицированной помощью и в принципе изучать этот вопрос. Последнее тоже очень важно», — говорит эксперт.

Другой сдерживающий фактор – неудачный опыт. Зачастую обращаться к специалистам по профориентации не спешат те, кто уже проходил ее один раз (например, в школе) и не вынес для себя ничего полезного. По словам Татьяны Климовой, уже столкнувшиеся с негативным опытом школьники, как правило, ожидают, что:

  • а) кабинет специалиста по профориентации — это место, где с ними будут строго и формально разговаривать;
  • б) профориентация — это просто сухой тест, после которого без объяснения выдадут результаты;
  • в) профориентация в университете — это официально и очень серьезно, поэтому нужно сто раз подумать, прежде чем задать тот или иной вопрос.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации Татьяна Климова

«Когда встреча назначается в университете, ребята, с одной стороны, хотят очень многое узнать, но с другой — боятся и очень часто стесняются спрашивать, потому что вуз в их понимании — это очень строгая, серьезная структура, пока незнакомая среда.

Поэтому на встречах я всегда сначала спрашиваю, был ли у ребят опыт профориентации раньше, почему они считают его неудачным и почему им не удалось вынести из него пользу, — продолжает Татьяна.

— В нашем случае влияние оказывает и сам университет: Университет ИТМО — неклассический вуз, это позволяет мне использовать в своей работе более творческий подход».

Чем могут помочь специалисты по профориентации

К специалисту по профориентации можно прийти, если вы не знаете, какую профессию выбрать, а также если вы просто хотите удостовериться в правильности своего выбора. При этом профориентацию недостаточно проходить онлайн – в таком случае все равно останутся вопросы, которые лучше прояснить при очной беседе со специалистом.

«Очень полезно получить взгляд со стороны: одно дело, когда вам что-либо говорят родители, другое — когда вы также получаете оценку специалиста, которая дается в соответствии с проверенными и отработанными методиками и сопровождается подробным объяснением, почему результат именно такой», — говорит Татьяна Климова.

Прежде чем прийти на очную беседу со специалистом по профориентации в Университете ИТМО, необходимо зайти на сайт ITMO.START.

Имея свой профиль на портале, посетитель может управлять им и получать всю необходимую информацию о профориентационных активностях вуза.

После регистрации участник может подать заявку на профориентацию, результаты которой помогут определиться с меганаправлением Университета ИТМО и узнать больше о своих склонностях и интересах.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

После того, как посетитель портала отправил заявку на профориентационную консультацию (подробнее о том, как это сделать, можно почитать здесь), ему сначала приходит тест.

«Профориентация во многом похожа на собеседование на работу или процесс по составлению резюме. По сути, это шаг во взрослую жизнь, — рассказывает Татьяна Климова.

— Заполнение теста в среднем занимает полтора часа, после чего участник отправляет его мне с указанием, что он хочет прийти на консультацию, далее мы назначаем встречу. Эти шаги необходимы, чтобы исключить немотивированных участников.

Многие думают, что они просто посидят на консультации и все. Так не работает: в этот процесс действительно нужно вложить свое время и усилия, чтобы получить результат».

На очной консультации школьник знакомится с психологом, а также получает результаты теста с подробным пояснением. Беседа проходит индивидуально и длится около часа, а уже выйдя из кабинета психолога, школьник может поделиться ее результатами с родителями.

На консультации специалист по профориентации рассказывает школьнику про профессии, навыки, основы целеполагания, обсуждает, как справиться с большой загруженностью и определиться с приоритетами, а также рассказывает о возможностях Университета ИТМО, которые помогут развить те или иные склонности школьника и получить новые знания в интересной области.

Читайте также:  Может ли работодатель требовать получения зарплатной карты в банке-партнере

По итогам беседы участник получает индивидуальное письмо, где прописываются возможности и ресурсы, которые он может посмотреть и изучить самостоятельно.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

С какого возраста стоит начать проходить профориентацию

С 14 лет. Именно с этого возраста вопрос становится актуальным, школьники начинают предметно задумываться о будущей профессии и более осознанно планировать свою дальнейшую деятельность, отмечает эксперт.

При этом прийти на профориентационную консультацию в Университет ИТМО может как условный «чистый технарь», так и школьник, который понимает, что ему интереснее развиваться в гуманитарных направлениях или работать на стыке. В Университете ИТМО есть разные мегафакультеты, где могут найти свое применение люди с различными компетенциями.

Пять типичных проблем и как их можно решить

Школьники приходят к специалисту с комплексом вопросов: как выбрать направление, если вообще не представляешь, какие возможности есть вокруг, что нужно для развития своих способностей и так далее. Рассмотрим основные и разберемся, как в их решении может помочь профориентация.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Проблема 1: «На выборе профессии настаивают родители, а я хочу заниматься совсем другим»

Одним из условий профориентационной консультации является ее индивидуальный характер, поэтому на беседе со специалистом присутствует только школьник. Уже после этого психолог вместе со школьником проводит беседу с родителями, где обсуждает результаты. Причем в первую очередь слово дают ребенку, чтобы он смог обсудить с родителями то, что он узнал во время беседы со специалистом.

Как справляться с ситуацией, когда взгляды школьника и его родителей на будущую профессию не совпадают?

«В этой ситуации я сначала, безусловно, слушаю подростков, пытаюсь понять, что им интересно. Бывают так, что ребята хотят одно, а родители настаивают совершенно на другом. Например, подросток хочет быть предпринимателем, а родители настаивают на хим-био. Здесь всегда есть выход.

Необходимо выстроить путь, исходя из этих условий. Первое: можно получить образование на бакалавриате по тому направлению, что советуют родители и которое близко подростку, а в магистратуре сделать упор на развитие предпринимательских навыков.

Второе: ребята могут еще раз поговорить с родителями и объяснить, что они хотят.

Были случаи, когда с родителями разговаривала и я, потому что одно дело, когда родители общаются со школьником, относясь к нему как к ребенку, другое — когда они выслушивают экспертное мнение и начинают по-другому смотреть на точку зрения своего ребенка», — говорит Татьяна Климова.

Проблема 2: «Я точно знаю, что буду программистом: это не так сложно, популярно и зарплаты в IT самые высокие»

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Нацеленность лишь на материальный результат и моду — тоже не лучший вариант. Важно понимать специфику работы, а также проверить — владеете ли вы на данный момент хотя бы минимальным уровнем навыков и знаний, которые необходимы для развития в этой области. И в принципе хотите ли работать над этим.

«Ко мне иногда приходят ребята, которые хотят быть программистами, потому что в этой сфере много денег, это популярно, там свободный график работы и так далее.

В этот момент я всегда задаю вопрос: “А какие языки программирования вы уже знаете?” Часто получаю ответ, что никаких. Желание не всегда соотносится с возможностями.

Если ты это действительно хочешь, отлично, теперь давай думать, какие действия помогут тебе достичь цели», — отмечает психолог.

Проблема 3: «Не могу выбрать конкретное направление: вокруг столько всего интересного»

Чаще всего к специалисту по профориентации приходят именно с этим вопросом. Поэтому более актуальная задача для психолога — не мотивировать учиться усерднее, а напротив — помочь разобраться школьникам, которые и так берут на себя много задач, какое направление им ближе всего.

«Ребята действительно много учатся, очень много успевают, но при этом совсем не слышат себя, не понимая, чего они на самом деле хотят. В этом случае особенно может помочь общение. Безусловно, есть очень много школьников, которые успешно развиваются в разных сферах, но при этом я никогда не ограничиваю их.

Задача профориентатора — не сказать “Иди только туда” или “Все, ты будешь строителем”. Мы всегда расписываем несколько вариантов событий, оставляя при этом свободу выбора. Профориентация — это не когда тебе называют профессию, после чего ты идешь и учишься на нее.

Это способ из миллиарда профессий определить несколько, из которых можно выбрать», — говорит специалист.   

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Проблема 4: «Хочу быть психологом, но не люблю людей»

В каждой профессии можно найти применение разным качествам. Именно поэтому с участниками профориентационных консультаций всегда обсуждаются индивидуальные особенности: любят ли они работать в коллективе или предпочитают самостоятельность, не боятся ли они многозадачности или хотят, чтобы все было по полочкам.

«Ко мне иногда приходят ребята, которые говорят, что любят психологию, но при этом не хотят общаться с людьми.

Что делать? Это значит, что подростку нужно идти не на психологию коммуникаций и в консультирование, а, например, в исследовательскую деятельность, где он сможет работать с базой данных, с цифрами, со статистикой.

Часто становится откровением, что даже в пределах одной профессии можно применить абсолютно разные, порой даже противоположные склонности. Это справедливо и в отношении программиста: кто-то исключительно пишет код, а кто-то управляет командой или выступает, как евангелист it-направления», — говорит Татьяна Климова.

Проблема 5: «Что если я сейчас сделаю неправильный выбор, а потом буду кусать локти всю жизнь?»

Профориентация позволяет снизить беспокойство. Далеко не все могут сделать в восьмом классе выбор на всю жизнь, и ничего страшного в этом нет. На консультации со специалистом лучше сконцентрироваться на собственных склонностях и актуальных интересах, и, исходя из этого, построить план на ближайшую перспективу.

Профориентацию рекомендуют проходить каждый год, если нет четкой определенности. Тогда будет возможность проследить за динамикой развития и увидеть новые стороны профессий.

Профориентация для подростков, Санкт-петербург: "Вектор" и другие организации

8-11 классы школы — время определяться, куда поступать и чем заниматься в дальнейшем. Подросткам сложно сделать взвешенный выбор. Формально профориентацией учащихся занимается школа, но она не всегда справляется с этой задачей. Не стоит пускать процесс на самотек. Выяснили, где в 2021 году школьники в Петербурге могут пройти тест на профориентацию — бесплатно и за деньги.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Центр профориентации «Вектор»

«Вектор» – старейший государственный центр профориентации в России, работает с 1986 года. Здесь проводят профессиональные консультации, курсы по профориентации и рынку труда, экскурсии на предприятия, игры и тренинги на тему выбора профессии. Также для учеников 8–11 классов ежегодно организуют районные «Лаборатории профессий», в которых участвуют городские вузы и колледжи.

Индивидуальная профориентационная консультация длится 3–3.5 часа. Она включает диагностику склонностей, интересов и способностей, психологическую консультацию с подростком и встречу с родителями. Кроме того, здесь помогут подобрать профессию и вуз с учетом состояния здоровья (актуально для подростков с ограниченными возможностями или хроническими заболеваниями).

Записаться на индивидуальную или групповую консультацию можно на сайте центра.

Для школьников все услуги бесплатны.

Цент развития и выбора профессий «АРТ Личность»

Первый этап профориентации в центре — групповое четырехчасовое тестирование. По его итогам проводится полуторачасовая консультация с интерпретацией результатов. При желании — в присутствии родителей.

На выходе подросток получает профориентационную карту, где указаны структура его интеллекта, особенности личности, ценности, склонности и установки в сфере труда.

Тестирование и консультация могут проходить как офлайн, так и онлайн.

Стоимость — 6500 руб.

Центр довузовской подготовки и профориентации

В Центре проводится профориентационное исследование по методике МГУ. Оно состоит из 2 этапов: компьютерное часовое тестирование и получасовая консультация с психологом, где интерпретируются результаты.

По окончании профориентации выдается отчет, который включает профиль способностей, карту интересов ребенка, перечень его черт характера, развернутые интерпретации результатов теста и список подходящих профессий.

Пройти тестирование и консультацию можно как онлайн, так и офлайн в одном из 5 офисов Центра.

Стоимость — 3900 руб.

Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

Центр, созданный на базе факультета психологии МГУ. Стандартное профориентационное консультирование проходит в 2 этапа: компьютерное тестирование длительностью около часа и часовая индивидуальная консультация, где интерпретируются результаты теста. Тестирование и консультации сейчас проводятся только онлайн.

Стоимость — 3900 руб.

Есть расширенные программы. Например, «Профориентация +» — тестирование плюс профориентационная игра «Профессьянс», стоимость — 5900 руб.

; профориентация с тьюторской поддержкой включает тестирование, индивидуальный план подготовки в вуз и сопровождение наставника, стоимость — 14 900 руб.

; «Профориентация 360» — тестирование, тренинг профессионального самоопределения и консультация специалиста, стоимость — 8900 руб.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Центр карьеры и профориентации

Здесь также проводят тестирование по методике, разработанной в МГУ.

Те же два этапа: часовое компьютерное тестирование, на котором исследуются интересы, способности и личностные особенности подростка; затем по его итогам часовая консультация с психологом-профконсультантом.

В конце предоставляется список рекомендованных профессий. Тестирование проводится как онлайн, так и офлайн в одном из трех отделений Центра.

Стоимость — 3700 руб.

Proflabs One

Месячный курс профориентации состоит из четырех занятий по два академических часа каждое. Проходят они в небольших группах и включают упражнения и профориентационные игры.

Стоимость — 4500 руб.

Есть еще услуги по индивидуальной профориентации: работа с личным наставником, который помогает оценить ресурсы подростка, его возможности и перспективные профессиональные направления. Программа состоит из двух встреч, первая (около трех часов) посвящена анализу личности, вторая (около полутора часов) — выбору стратегии.

Стоимость — 20 000 руб.

Отделение профессионально-личностного консультирования СПбГУ

Индивидуальная консультация здесь включает тестирование (около 2–2,5 часа) и последующую беседу с психологом.

Профориентация для школьников в Петербурге предоставляется бесплатно по предварительной записи по телефонам +7 (812) 363 65 01 и +7 (812) 328 94 17 или электронной почте [email protected] — в теме письма нужно указать «Профориентационная консультация».

Читайте также:  Какие действия признаются намеренным ухудшением жилищных условий?

Курсы «Вместе»

Профориентация здесь включает компьютерное тестирование по методике МГУ и часовую консультацию по его итогам.

Подросток получает индивидуальную карту развития, куда входят данные по подходящим специальностям и перечень ЕГЭ по каждой, информация по вузам Петербурга и аналитическая информация по востребованности профессий в ближайшие годы, составленная совместно с экспертами в области HR.

Стоимость — 15 000 руб.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Профориентация для школьников в ЛЭТИ

В ЛЭТИ для учащихся 10–11 классов дважды в год (в первые дни летних каникул и в дни осенних) проводятся ознакомительные профориентационные практики. Их участники знакомятся с направлениями подготовки специалистов, принимают в участие в профориентационных играх, общаются со студентами.

Участие в практиках бесплатное.

Кроме того, в центре «Абитуриент» при ЛЭТИ есть стандартная профориентационная услуга: компьютерное тестирование и последующая консультация социального психолога-профконсультанта.

Стоимость — 2100 руб.

Центр профориентации «Про мир»

Здесь профориентация для подростков в СПб подразумевает компьютерное тестирование и интерпретацию его результатов с психологом.

Школьнику расскажут, какие профессии подходят ему на основе способностей и черт характера, в каких вузах можно получить соответствующее образование, как подготовиться к поступлению, скорректировать выявленные тестом слабые места, развить способности.

Кроме того, профконсультант обрисует ситуацию на современном рынке труда, расскажет о востребованных вузах и профессиях.

Стоимость — от 2000 руб.

Читайте по теме:

  • 1
  • 0
  • 3670

Профориентация школьников 5 -11 классов в Санкт-Петербурге

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Профориентация  поможет школьнику определиться с выбором будущей профессией. Вы узнаете свои интересы и склонности, в каких профессиях сможете стать максимально успешными. Данный профориентационный тест включает углубленную комплексную диагностику и консультацию психолога-профориентатора для целенаправленного выбора профессии и учебного заведения.

  • Профиль способностей
  • Карта интересов
  • Перечень черт характера
  • Развернутые интерпретации результатов теста
  • Перечень подходящих профессий

1 этап — Компьютерное тестирование. Определяет профессиональные склонности, интересы, способности, наиболее подходящие профильные направления в учебе

 2 этап — Индивидуальная консультация профориентатора. Определяет профессиональные склонности, интересы, способности, наиболее подходящие профильные направления в учебе

Академия дополнительного профессионального образования является старейшим региональным Представительством «Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Все тестовые комплексы разработаны квалифицированными психологами – тестологами и IT–специалистами под научным руководством доктора психологических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, научного руководителя Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологиии HR–Лаборатории «Human Technologies» А.Г. Шмелева.

По отзывам,  данный комплекс профтестирования является одним из лучших в РФ.

«ПРОФНАВИГАТОР» — предназначен для тестирования школьников 5 и 7 классов. Подскажет вам направления дополнительного развития подростка (секции, кружки, обучающие курсы для ребенка). «ПРОФМАСТЕР» — тестирование школьников 8 и 9 классов.

Рекомендован для выбора направления среднего профессионального образования или профильного класса. «ПРОФОРИЕНТАТОР» — тестирование школьников старших классов. Разработан для выявления профессиональной направленности старших школьников, выбора профессии.

Почему важно прохождение профориентации  в 8-11 классах?

Пройдя профориентацию, школьник  начинает объективно оценивать свои возможности, видит свои сильные и слабые стороны. Понимает, какие профессии позволят ему состояться во взрослой жизни и как раскрыть свой внутренний потенциал

Профтестирование в 10 и 11 классе — это наиболее важный и ответственный этап школьной профориентации, поскольку именно в это время завершается  процесс первого осознанного выбора профессии школьника с учётом интересов и своих желаний. Результат профориентации  -это дополнительная уверенность в правильном выборе своего профессионального будущего  и карьерного пути.

Профориентация школьников – уверенный шаг к УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЕ!

Как проходит профориентация в центре? Сколько это занимает времени?

Ответ:

Профориентация в нашем центре  состоит условно из двух этапов: сначала ребенок проходит тестирование за компьютером ( это занимает примерно час), потом по результатом тестирования с вами беседует психолог (30 минут). Таким образом, вся процедура занимает 1,5 часа.

Может ли ребенок прийти к вам самостоятельно или обязательно должен присутствовать родитель?

Ответ:

По правилам консультация психолога должна проводиться только в присутствии родителей несовершеннолетнего ребенка.

Но ребенок, если он достаточно самостоятелен, может прийти сам на тестирование в Центр профориентации Академии, а родители могут подойти чуть позже, минут через 40 – час, чтобы побеседовать с психологом.

Но важно не опаздывать, т.к. без присутствия родителей консультация начаться не может!

все вопросы и ответы по профориентации и профтестированию

Профориентация. Как заинтересовать подростка выбором будущего

На первый взгляд может показаться, что современные дети намерены жить по принципу Феди из «Приключений Шурика»: «Кто не работает, тот ест!» Но все не так. Ребята прекрасно понимают, как устроен мир, и от работы не отказываются.

Проблема в том, что подавляющее большинство взрослых не любят то, чем занимаются. Для них это всего лишь средство, чтобы заработать на жизнь, которой они, кстати, тоже не наслаждаются. Поэтому дети воспринимают такую позицию как норму.

В деньгах нет ничего плохого, они помогают нам жить, как мы хотим, и покупать, что хотим. Но ведь счастье не только в них.

На вопрос, что включает в себя профессия, школьники отвечают: любой человек стремится максимально реализовать себя, получать от своей профессии и удовольствие, и хорошие деньги. Однако, оглядываясь на окружающих, ребенок видит совершенно противоположную картину.

Причина вторая. Страх перед взрослой жизнью

Все дети хотят как можно быстрее повзрослеть. Зачастую страх перед неизвестностью оказывается гораздо сильнее. Непонятно, в каком направлении двигаться, и нужен ли он этому миру вообще. Ситуация обостряется, если подросток еще не понял, какая профессия ему интересна.

Причина третья. Непонимание, как и из чего выбирать

«В старших классах от подростка ждут конкретики: кем он собирается стать, когда вырастет, и чего хочет от жизни в целом. Но у ребенка нет объективных инструментов для выбора своего будущего».

Причина четвертая. Боязнь поступления

Поступление уже давно стало синонимом слова «стресс». На этом этапе подростку кажется: он делает самый главный выбор в своей жизни. Оказывается, это не совсем так. В жизни мы постоянно выбираем: от продуктов в магазине до рабочего места.

«Выбор работы — это выбор образа жизни. Крайне важно, чтобы то, как ребенок видит свое будущее, совпадало с тем, чего он действительно хочет».

Причина пятая. Нет желания и мотивации действовать

Во многих школах нет грамотной профориентации, которая помогла бы подростку определиться. Бывает, приходят студенты психолого-педагогических университетов, проводят тестирования, связанные с профориентацией, но результаты тестов дети никогда не увидят. Это тоже негативно сказывается на их мотивации. В итоге ребята так и остаются в недоумении, что же делать дальше.

Профориентация VS самоопределение

Эти понятия неотделимы. Самоопределение всегда направлено внутрь личности, здесь главную роль играют способности и стремления человека. Его можно охарактеризовать как план на 5-10 лет.

«Мир профессий очень нестабилен. Даже если ты занимался чем-то одним на протяжении 15-ти лет, в одно мгновение все может измениться. Доказательством этого стала пандемия, когда многим людям пришлось переквалифицироваться. И об этом нужно разговаривать с подростком. Он должен понимать значимость самосовершенствования и быть конкурентоспособным».

Профориентация — когда человек внимательно наблюдает за внешним миром и опытом других людей, после чего делает свой выбор.

«Что? Где? Когда?» в профориентации: знатоки против подростков

1. Родители

Родственники часто навязывают детям собственное видение их будущего. Особенно это касается родителей, желающих, чтобы подросток достиг вершин, которые оказались им не по силам. Авторитетное мнение взрослого подавляет ребенка, и профориентация завершается его пассивным согласием.

2. Учителя

Случайно брошенная учителем фраза о том, что кто-то из ребят хорошо пишет сочинения, порой превращается в настойчивый совет: ему следует стать журналистом.

Если подросток доверяет мнению педагога, то при выборе профессии оно может стать для него определяющим.

При этом ребенок проигнорирует тот факт, что в мире на самом деле куда больше направлений, и, возможно, ему было бы интереснее заниматься чем-то другим.

3. Друзья

Профориентация для школьников — ДМЦ УДП РФ

Получить консультацию позвонить по телефону +7 (495) 727-11-66

Выбор профессии – один из самых важных выборов, который совершает каждый человек. И очень хочется, чтобы выбранная профессия не только доставляла удовольствие, но и соответствовала финансовым ожиданиям.

В Программу «Профориентация для школьников» входит: тестирование и консультирование детей с 10 лет, где мы выявляем профессиональные намерения, оказываем помощь в выборе профессии, учитывая желание, состояние  здоровья ребенка, индивидуальные и типологические особенности личности, определяем профессиональную зрелость и умение соотносить свои способности с информацией о профессии.

Выбор профессии — важнейшая жизненная проблема для каждого ученика, заканчивающего школу.

Подростки живут мечтами и пробами сил, и им бывает сложно самим правильно оценить профессиональные склонности, интересы и соотнести их с состоянием своего здоровья и функциональными возможностями организма.

Работа, не соответствующая индивидуальным типологическим особенностям организма, может являться причиной появления нервно-психических расстройств и соматических заболеваний.

На кого рассчитана программа «Профориентация для школьников»

  • Дети 10–13 лет —  определение профиля обучения в школе и профессиональные намерения ребенка.
  • Дети 14-15 лет — определение профиля обучения в школе, выбор учебного заведения и профессиональные способности.
  • Дети 16-17 лет — выбор учебного заведения, специализации обучения в ВУЗе, профессиональные склонности.

Все строго индивидуально!

Что включает

  • 1 блок – диагностика сферы интересов
  • 2 блок – оценка уровней развития различных способностей
  • 3 блок – выявление личностных особенностей
  • 4 блок – оценка психофизиологических характеристик
  • 5 блок – соотнесение полученных результатов к наиболее подходящей профессии

В тестировании используются пакеты компьютерных методик, оценивающие: интересы и потребности ребенка, личные качества и интеллект, способности, психофизиологические характеристики, особенности ребенка, мотивацию и ценности.

После прохождения тестирования  ребенок получает «Индивидуальный психологический профиль», куда входят:

  • развернутые текстовые интерпретации результатам по всем показателям тестов
  • индивидуальный графический профиль с результатами по каждому измеряемому тестом качеству
  • рекомендации по профессиональному выбору
  • рекомендации по развитию и укреплению тех сторон личности ребенка, которые помогут получить искомую профессию.

Поможем определиться с призванием

После прохождения теста Вы получите рекомендации по профессиональным сферам, где ваш ребенок можете достичь максимальной эффективности.

Расскажем про сильные стороны

Вы получите экспертное заключение с подробным описанием склонностей и способностей вашего ребенка.

Дадим рекомендации по развитию

Вы также получите рекомендации по развитию деловых качеств и компетенций ребенка.