Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 « О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»:
- 1) Размеры охранных зон
- а) вдоль воздушных линий электропередачи — в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии:
- до 1 кВ – 2 м.
- 1-20 кВ – 10 м.
- 35 кВ – 15 м.
- 110 кВ – 20 м.
- 150, 220 кВ — 25 м
- б) вдоль подземных кабельных линий электропередачи — в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами — на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы);
- 2) В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
- 3). В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:
- а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
- б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;
- в) посадка и вырубка деревьев и кустарников;
- г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
- д) проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке;
- е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
- ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);
- з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
- и) полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).
- 3) В целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи (ВЛ), устанавливаются санитарные разрывы — территория вдоль трассы высоковольтной линии, в которой напряженность электрического поля превышает 1 кВ/м.
- Охранная зона и санитарно-защитная зона линий связи
Согласно Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 578; СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03:
- 1) На трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации:
- а) устанавливаются охранные зоны:
- для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, — в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны;
- для кабелей связи при переходах через судоходные реки, озера, водохранилища и каналы — в виде участков водного пространства по всей глубине от водной поверхности до дна, определяемых параллельными плоскостями, отстоящими от трассы кабеля при переходах через реки, озера, водохранилища и каналы на 100 метров с каждой стороны;
- для наземных и подземных необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов на кабельных линиях связи — в виде участков земли, определяемых замкнутой линией, отстоящей от центра установки усилительных и регенерационных пунктов или от границы их обвалования не менее чем на 3 метра и от контуров заземления не менее чем на 2 метра;
- б) создаются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях:
- при высоте насаждений менее 4 метров — шириной не менее расстояния между крайними проводами воздушных линий связи и линий радиофикации плюс 4 метра (по 2 метра с каждой стороны от крайних проводов до ветвей деревьев);
- при высоте насаждений более 4 метров — шириной не менее расстояния между крайними проводами воздушных линий связи и линий радиофикации плюс 6 метров (по 3 метра с каждой стороны от крайних проводов до ветвей деревьев);
- вдоль трассы кабеля связи — шириной не менее 6 метров (по 3 метра с каждой стороны от кабеля связи);
2).
На трассах радиорелейных линий связи в целях предупреждения экранирующего действия распространению радиоволн эксплуатирующие предприятия определяют участки земли, на которых запрещается возведение зданий и сооружений, а также посадка деревьев. Расположение и границы этих участков предусматриваются в проектах строительства радиорелейных линий связи и согласовываются с органами местного самоуправления.
3) Уровни электромагнитных излучений не должны превышать предельно допустимые уровни (далее — ПДУ) согласно приложению 1 к СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.
Границы санитарно-защитных зон определяются на высоте 2 м от поверхности земли по ПДУ.
Зона ограничения представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни электромагнитных полей превышают ПДУ. Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень электромагнитного поля не превышает ПДУ.
- Зоны подтопления
- Защита от подтопления должна включать в себя:
- · локальную защиту зданий, сооружений, грунтов оснований и защиту застроенной территории в целом;
- · водоотведение;
- · утилизацию (при необходимости очистки) дренажных вод;
- · систему мониторинга за режимом подземных и поверхностных вод, за расходами (утечками) и напорами в водонесущих коммуникациях, за деформациями оснований, зданий и сооружений, а также за работой сооружений инженерной защиты.
Указанные мероприятия должны обеспечивать в соответствии со СНиП 2.06.
15-85 понижение уровня грунтовых вод на территории: капитальной застройки — не менее 2 м от проектной отметки поверхности: стадионов, парков, скверов и других зеленых насаждений — не менее 1 м.
На территории микрорайонов минимальную толщину слоя минеральных грунтов следует принимать равной 1 м; на проезжих частях улиц толщина слоя минеральных грунтов должна быть установлена в зависимости от интенсивности движения транспорта.
12. Зона затопления паводком 1% обеспеченности
Зона затопления от весеннего половодья 1% обеспеченности реки Битюг определена на основании максимально отмеченного уровня реки. Однопроцентное затопление Борщевского сельского поселения, присутствует в пойменной части, где застройка единична. Во время сильного паводка затапливается первая береговая терраса вплоть до бровки склонов.
Территории населенных пунктов, расположенных на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды и подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обвалованием.
Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне.
Превышение гребня дамбы обвалования над расчетным уровнем следует устанавливать в зависимости от класса сооружений согласно СНиП 2.06.15-85 и СНиП 33-01-2003.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
1.4. Зоны с особыми условиями использования территорий
Общее регулирование правового статуса зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) появилось с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 342-ФЗ). До этого момента в законодательстве лишь разрозненно содержались некоторые общие положения о таких зонах, однако главным образом их статус регулировался нормативно-правовыми актами в отношении конкретных видов зон, что существенно затрудняло применение этих норм и приводило к многочисленным судебным спорам.
В целях установления единых подходов к правовому регулированию режима ЗОУИТ и ограничений использования земельных участков[1] ЗК РФ был дополнен новой главой 19 «Зоны с особыми условиями использования территорий».
Кроме того, были внесены изменения в ЗК РФ в части регулирования вопросов возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением ЗОУИТ (ст.ст. 57, 57.1 ЗК РФ), а также в иные нормативно-правовые акты.
Большинство новых норм ЗК РФ в отношении ЗОУИТ вступило в силу со дня официального опубликования закона № 342-ФЗ (04.08.2018).
Вместе с тем сроки вступления новых норм в силу уже несколько раз переносились.
Так, в конце 2019 года были внесены первые значительные изменения в переходные положения закона № 342-ФЗ, которые фактически предусматривали отложение начала действия нового регулирования на несколько лет – на 2022 и 2025 гг. (закон № 455-ФЗ[2], изменения вступили в силу 31.12.2019).
В конце 2021 г. сроки начала действия новых норм были перенесены повторно[3] – на 2025 и 2028 гг., что свидетельствует о неготовности системы функционировать по новым правилам и в целом ставит под сомнение переход к новым правилам установления ЗОУИТ.
Указанные изменения во многом приводят к тому, что нормы гл. 19 и ст. 57.1 ЗК РФ становятся некой декларацией, которая начнёт в полном объёме действовать только с 2025 г., а по некоторым вопросам даже с 2028 г. (если не состоится очередной перенос срока).
При этом внесение анализируемых изменений в 2019 и 2021 гг. имеет ряд недостатков с точки зрения юридической техники. Так, сложности в применении норм создаёт то, что сами положения ЗК РФ не претерпели изменений, и, чтобы понять, действует ли конкретная норма или нет, нужно разобраться в большом количестве переходных положений (ст. 26 закона № 342-ФЗ).
Понятие и виды ЗОУИТ
Необходимо отметить, что, несмотря на большой объём нового регулирования ЗОУИТ, определение и признаки ЗОУИТ так и не были сформулированы законодателем. В п. 4 ст. 1 ГрК РФ определение ЗОУИТ по-прежнему даётся лишь путём перечисления некоторых видов ЗОУИТ, а в ст. 104 ЗК РФ указываются только цели установления ЗОУИТ.
- На основании системного толкования законодательства можно выделить следующие признаки ЗОУИТ:
- 1) наличие пространственных границ;
- 2) существование ограничений прав на земельные участки (в части использования/размещения объектов капитального строительства, использования участков для определённых видов деятельности), попадающие в ЗОУИТ, которые устанавливаются не в пользу конкретного лица;
- 3) установление их в связи с существованием определённых объектов капитального строительства, территорий, природных объектов;
- 4) установление их в публично-значимых целях: либо необходимость охраны указанных объектов капитального строительства, территорий, природных объектов, либо, наоборот, необходимость обеспечения безопасной эксплуатации определённых объектов в целях защиты жизни, здоровья граждан.
- Используя указанные признаки, под ЗОУИТ можно понимать территории, в границах которых в публично-значимых целях устанавливаются ограничения использования земельных участков, направленные на охрану определённых объектов капитального строительства, территорий, природных объектов либо обеспечение безопасной эксплуатации определённых объектов в целях защиты жизни, здоровья граждан.
Перечень видов ЗОУИТ, состоящий из 28 позиций, приведён в ст. 105 ЗК РФ, введённой в 2018 году. В целом все перечисленные в данной статье виды ЗОУИТ в той или иной мере существуют и в настоящее время, но их регулирование является несистематизированным.
За время существования данной статьи её содержание в части видов ЗОУИТ практически не претерпело изменений (так, например, в 2021 г. единственным изменением является упразднение такого вида ЗОУИТ, как рыбоохранная зона, а также замена рыбоохранной зоны озера Байкал на рыбохозяйственную заповедную зону озера Байкал).
Необходимо отметить, что соответствующий перечень ЗОУИТ является закрытым, из чего следует, что для введения новой ЗОУИТ недостаточно предписаний специальных нормативных правовых актов, но необходимо и наличие данного вида ЗОУИТ в перечне ст. 105 ЗК РФ, без которого такая ЗОУИТ не может быть установлена.
Введение закрытого перечня ЗОУИТ, безусловно, необходимо приветствовать. Такой закрытый перечень существенно снижает риски для правообладателя участка, так как в настоящее время даже профессионалы не могут с уверенностью утверждать, что выявили все ограничения в отношении участка, так как количество вариаций возможных ограничений стремится к бесконечности.
Вместе с тем по вопросу закрытого перечня видов ЗОУИТ необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, при возникновении соответствующего спора суды, руководствуясь правилами действия закона во времени, будут исходить из того, что ЗОУИТ, установленные до 04.08.
2018, существуют вне зависимости от попадания в перечень ст. 105 ЗК РФ, поскольку на момент их установления исчерпывающий перечень видов ЗОУИТ не был установлен.
Во-вторых, не все территории, в границах которых предусмотрены различного рода ограничения использования участков, вошли в перечень ст. 105 ЗК РФ.
В связи с этим в отсутствие законодательно установленного перечня признаков и определения понятия ЗОУИТ не исключены споры, связанные с тем, относятся ли сущностно те или иные зоны к ЗОУИТ и могут ли они существовать при отсутствии в перечне ст. 105 ЗК РФ.
Так, например, суды признавали подлежащими включению в ЕГРН в качестве ЗОУИТ лесопарковые зоны[4] и лесопарковые зелёные пояса[5], несмотря на доводы Росреестра о том, что в числе ЗОУИТ, установленных в ст. 105 ЗК РФ, отсутствуют виды, к которым могут быть отнесены лесопарковые зоны и лесопарковый зелёный пояс.
В соответствии с предписаниями п. 1 ст. 106 ЗК РФ Правительством РФ должны быть утверждены новые положения в отношении каждого вида ЗОУИТ (за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу закона, например, водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы).
Новые положения о ЗОУИТ среди прочего должны определять порядок подготовки и принятия решений об установлении (изменении, прекращении) существования указанных зон, исчерпывающий перечень объектов, в связи с которыми устанавливаются ЗОУИТ, требования к предельным размерам указанных зон, перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон, основания для изменения таких зон и прекращения их существования.
При этом законом № 342-ФЗ не установлен срок, в течение которого соответствующие постановления должны быть приняты Правительством РФ, ввиду чего можно предположить, что переходный период регулирования статуса ЗОУИТ растянется на достаточно длительный срок.
Так, с 04.08.2018 до настоящего времени было принято всего три соответствующих акта: Постановление Правительства РФ от 21.08.
2019 № 1080[6] (по государственной геодезической сети, нивелирной сети и гравиметрической сети), Постановление Правительства РФ от 31.08.2019 № 1132[7] (по зоне охраняемого объекта) и Постановление Правительства РФ от 17.03.
2021 № 392 (по охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды)[8].
- При этом важно учитывать, что только с принятием Правительством РФ новых положений о ЗОУИТ начнут применяться следующие нормы, введённые законом № 342-ФЗ:
- 1) способы определения ограничений использования земельных участков в границах ЗОУИТ
- Законом предусмотрено, что должен устанавливаться исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществление которых допускается/запрещается в границах ЗОУИТ. В отношении же строительства ОКС ограничения могут определяться тремя способами:
- а) установление исчерпывающего перечня видов объектов, их разрешённого использования;
- б) установление требований к параметрам объектов, размещение которых допускается/запрещается в границах указанной зоны;
в) установление требований к объектам, размещение которых допускается, исходя из оценки влияния (размещаемого объекта на объект (территорию), в целях охраны которых установлена ЗОУИТ / таких объектов (территории) на размещаемые ОКС), при условии, что оценка соответствия данным требованиям может являться предметом экспертизы проектной документации (Федеральным законом от 02.08.2019 № 283-ФЗ отменена норма об обязательности государственной экспертизы проектной документации в указанном случае)[9].
2) запрет требовать согласования размещения объектов капитального строительства или осуществления иных видов деятельности в границах ЗОУИТ (за исключением придорожных полос)[10]
В настоящее время согласование определённых действий с уполномоченными органами/организациями является часто встречающимся способом установления ограничений, например, согласование часто предусмотрено режимом охранных зон линейных объектов.
Новое регулирование предполагает, что ограничения использования участков в границах ЗОУИТ должны будут чётко следовать из законодательства, в т. ч. новых положений о ЗОУИТ, а не определяться уполномоченными органами/организациями применительно к конкретному случаю.
Вместе с тем до утверждения новых положений о ЗОУИТ с чётким определением перечня ограничений простое неприменение норм о необходимости получения согласований (формально п. 3 ст. 106 ЗК РФ о запрете согласований вступил в силу с 04.08.
2018) приведёт к пробелам в правовом регулировании и необеспеченности режима ЗОУИТ, что не должно допускаться.
Именно об этом и попытался высказаться Конституционный суд в Постановлении от 13.10.2022 № 43-П[11]. Согласно фабуле дела гражданин К. направил в местную администрацию уведомление о планируемом строительстве садового дома на принадлежащем ему участке, расположенном в границах охранной зоны линии электропередачи.
По результатам рассмотрения обращения администрацией вынесено уведомление о недопустимости размещения объекта в связи с отсутствием согласования собственником линии электропередачи (пп. «а» п. 10 Правил установления охраны зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон[12]).
Электросетевая организация в согласовании планируемого строительства отказала.
В судах трёх инстанций гражданину К. в удовлетворении требований о признании уведомления администрации незаконным было отказано. Рассмотрев жалобу гражданина К., который ссылался на несоответствие пп. «а» п. 10 Правил требованиям п. 3 ст. 106 ЗК РФ, Конституционный суд указал следующее:
- установление в п. 3 ст. 106 ЗК РФ общего запрета требовать согласования размещения зданий/сооружений в границах ЗОУИТ само по себе объективно направлено на исключение произвола и повышение открытости и предсказуемости при принятии уполномоченными органами градостроительных решений;
- вместе с тем отказ от института предварительного согласования строительства/реконструкции на земельных участках в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства несёт в себе конституционно неприемлемый риск нарушения надёжной и безопасной работы этих объектов, ставящих под угрозу жизнь и здоровье граждан;
- в связи с этим механизм согласования строительства/реконструкции зданий и сооружений с собственником объектов электросетевого хозяйства должен быть максимально приближен к модели регулирования, которая с 2018 года установлена применительно к ЗОУИТ в ЗК РФ и согласуется с закреплёнными в ГрК РФ порядками выдачи разрешений на строительство и уведомления о планируемых строительстве/реконструкции объекта ИЖС. При этом произвольный отказ электросетевых организаций в согласовании планируемого строительства недопустим.
Покупка участка ИЖС в зоне подтопления
- Здравствуйте Михаил.
- Порядок определения границ зон затопления, подтопления регулируется соответствующим положениями утвержденными Правительством Российской Федерации.
- Так согласно постановлению Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360
- Об определении границ зон затопления, подтопления следует:
1.
Настоящие Правила устанавливают порядок определения границ зон затопления, подтопления.
2. Границы зон затопления, подтопления определяются в отношении территорий в соответствии с требованиями согласно приложению.
http://docs.cntd.ru/document/4…
Соответственно, если участок находится в водоохранной зоне, такими данными, как генеральный план, правилами землепользования и застройки , схема градостроительного зонирования на которой указаны зоны затопления, действительно подтверждается то, что участок находится в зоне затопления, в выдаче разрешении на строительство откажут правомерно, при этом невнесении сведений о границе зоны затопления в государственный кадастр недвижимости не является основанием для признания такого отказа незаконным, следует обратить именно на это соответствующие внимание, при отсутствии таких документов и сведений, признать отказ в выдаче разрешения в судебном порядке будет уже вполне возможно
Важное значение имеет правоприменительная практика, которая представляет собой единство властной деятельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности правового опыта.
Так в Семилукский районный суд Воронежской области с исковым заявлением к администрации Семилукского муниципального района обратился правообладатель земельного участка о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в связи с тем, что сведения о границе зоны затопления не внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки земельный участок истца расположен в водоохранной зоне р. Ведуга и в зоне затопления паводковыми водами.
- В ходе судебного разбирательства суд установил, что схема градостроительного зонирования, на которой указаны зоны затопления, составлена компетентной организацией, занимающейся топографо-геодезической деятельностью, оснований которой не доверять у суда не имеется и доводы истца о невнесении сведений о границе зоны затопления в государственный кадастр недвижимости не могут являться безусловным основанием для удовлетворения требований.
- Фактически создан прецедент, которым четко несформулированный в федеральном законодательстве запрет, поддержан судом.
- Это имеет крайне важное значение в правоприменительной практике и должно положительно отразиться при принятии решений по строительству объектов на территориях в зонах ограниченного использования.
http://uaig.ru/article/141-o-z…
12 сентября 2018, 14:14
Сахамин Афанасьев ответил на вопросы об установлении границ зон затопления в населенных пунктах республики
В адрес Минэкологии Якутии посредством соцсетей поступают вопросы, касающиеся определения границ зон затопления в населенных пунктах республики.
Ранее ведомство сообщило, что анализ территорий населенных пунктов, попадающих в зоны затопления показывает, что в 93 населенных пунктах требуется строительство защитных сооружений.
На интересующие вопросы граждан ответил министр экологии, природопользования Республики Саха (Якутии) Сахамин Афанасьев, сообщает пресс-служба Минэкологии Якутии.
— Сахамин Миланович, скажите пожалуйста, всвязи с чем установлены зоны затопления населенных пунктов?
Проблема затопления территорий в России и в республике существовала во все времена. Однако в конце XX – начале XXI века она приобрела значительные масштабы в результате проведения стихийной застройки речных пойм как отдельными строениями, так и целыми населенными пунктами.
Размещение строений в пределах пойм, водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в настоящее время является повсеместной проблемой. Несоблюдение водного законодательства, размещение населенных пунктов в зонахзатопления зачастую приводит к возникновению значительного ущерба от затопления населенных пунктов.
Результат – унесенные и разрушенные стихией жилые дома, хозяйственные постройки, объекты социально-производственного назначения, возникновение риска для жизни и здоровью граждан, а также погибшее поголовье скота. После нанесенного паводком ущерба, предстоит целый комплекс аварийно-восстановительных работ, выплата материальной помощи и многое другое.
С целью уменьшения влияния последствий наводнений было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 (в редакции от 17 мая 2016 года) «Об определении границ зон затопления, подтопления» (вместе с «Правилами определение границ зон затопления, подтопления»), которое отсылает к ст. 67.
1 Водного кодекса РФ о запрете капитального строительства в зонах затопления.
Постановление устанавливает правила определения границ зон затопления, подтопления, приводятся основные органы исполнительной власти, которые определяют и несут ответственность за реализацию проекта: «Границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления…». Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на основании данных МЧС РФ о затопляемых территориях и муниципальных образований, территории которых подвергются затоплению, проведена работа по определению границ зон затопления на территории Республики Саха (Якутия). Результаты инженерных изысканий и гидрологических расчетов прошли несколько этапов согласования: с Росгидрометом, Росприроднадзором, Министерством чрезвычайных ситуаций России, Росреестром.
— Каким органом федеральной исполнительной власти утверждены сведения?
-Сведения о зонах затопления внесены в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) приказом Федерального агентства водных ресурсов.
— Возможно ли гражданам узнать, относится их участок к зоне затопления? Можно ли проверить эти сведения?
— Сведения о зонах затопления внесены в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) приказом Федерального агентства водных ресурсов.
В порядке информационного взаимодействия, одновременно с внесением сведений о зоне с особыми условиями использования территории, в реестре недвижимости формируются сведения об обременениях на земельные участки или их части, попадающие в границы такой зоны.
Зоны затопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий.
Это необходимо для того, чтобы на данных территориях соблюдался определённый режим в целях предотвращения негативного воздействия на них. Это важно, поскольку затопление может привести к большим имущественным потерям. Наивысшие расходы воды и уровни наблюдаются во время половодья.
Затопление обычно происходит из-за заторов во время прохождения весеннего половодья в силу гидрологического режима и метеорологических условий в этот период. Картографические материалы с координатами зон затопления и сведения о них направлены в Управление архитектуры при Главе Республики Саха (Якутия) в целях внесения данных в градостроительных документах.
— Принимают ли участие органы местного самоуправления в определении границ зон затопления?
— Да, органы местного самоуправления принимают непосредственное участие в этом вопросе.
Так как в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 органы местного самоуправления при определении границ зон затопления предоставили сведения о попадающих под затопление строений, количество населения.
Также они будут вносить изменения в генпланы поселений.
Заинтересованность органов местного самоуправления в охране рек, протекающих по территории муниципальных образований, предотвращении их загрязнения и засорения вполне объяснима, поскольку этот вопрос тесно связан с собственными полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов благоустройства, организации отдыха населения, водоотведения. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны затопления, подтопления отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
С внесением границ зон затопления в ЕГРН эти зоны относятся к ЗОУИТ, то есть к зонам с особыми условиями использования территорий.
Зона затопления с вероятностью 1% обеспеченности — это зона возможного катастрофического затопления, в которой ожидаются или вероятны, что пострадают люди, а также возможны повреждение или уничтожение имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Такие наводнения происходили на территории Якутии в 2013 и в 2018 годах, в Иркутской области — в 2019 году.
А в полномочиях ОМСУ, в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выделяя участки в границах зон затопления, ОМСУ будут заранее подвергать население ЧС, невозможности вести строительство. Также необходимо отметить, что всем Администрациям 123 населенных пунктов, где установлены границы зон затопления, еще до внесения границ зон затопления в ЕГРН для учета при вводе новых построений, были направлены картографические материалы с указанием этих зон затопления.
— То есть на этих участках, которые включены в зону затопления, нельзя вести строительство?
— В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 67.1. Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления запрещается строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления.
При этом, информация о сооружениях инженерной защиты должна содержаться в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования. То есть, объект должен иметь защитное сооружение, которое вносится в документы территориального планирования.
Тогда вносятся изменения в границы зон затопления.
— Почему границы зон затопления населенных пунктов республики были установлены в этом году? Могут ли эти внесенные данные измениться в последующие годы?
— Отмечу, что начиная с 2016 года ведется работа по установлению границ зон затопления. В 2017 году установлены по 9 населенным пунктам, в 2018-2019 годах по 35 населенным пунктам, в 2020 году с выходом поручения Президента РФ завершены работы по всем 93 населённым пунктам. Согласно п.
19 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.
2014 № 360, границы зон затопления могут быть изменены при внесении соответствующих изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий муниципальным образованием при строительстве новых сооружений инженерной защиты от затопления.
— Сахамин Миланович, ведется ли сегодня строительство инженерных сооружений в республике в зонах затопления? В каких районах есть функционирующие инженерные сооружения для защиты сел от затопления?
— Строительство защитных сооружений требует больших финансовых затрат, которые предоставляются из федерального бюджета в виде субсидии. Построены защитные сооружения в г. Ленске, Олекминске, с. Ытык-Кюель, г. Якутске. Построенные защитные сооружения г. Среднеколымска, с.
Намцы и Едейцы, в 2021 году должны быть внесены в документы терпланирования и будут изменены границы зон затопления. В настоящее время бюджетная заявка направлена в Росводресурсы по финансированию строительства Инженерной защиты г. Верхоянск.
При получении федерального финансирования в размере около 1 миллиарда рублей (1 025 502,620 тыс. рублей) строительство объекта начнется с 2022 года.