Архивный фонд российской федерации

В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

Документы Архивного фонда Российской Федерации организуются по исторически и/или логически связанным совокупностям — архивным фондам. По отношению к некоторым видам архивных документов допускается их нефондовая организация.

  • Архивный фонд Российской Федерации — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.
  • Архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.
  • Разновидностями архивного фонда являются:

— архивный фонд государственного органа, органа местного самоуправления, организации, состоящий из образовавшихся в процессе их деятельности документов. К такому архивному фонду относятся архивные документы, федеральных органов государственной власти.

— объединенный архивный фонд, состоящий из образовавшихся в процессе деятельности документов двух или более организаций, а также документов граждан и других документов, имеющих между собой исторически и/или логически обусловленные связи и предназначенных для хранения в Архивном фонде РФ.

— архивный фонд личного происхождения (семьи, рода), состоящий из документов, образовавшихся в процессе жизни и деятельности отдельного гражданина, семьи, рода, включенных в состав Архивного фонда РФ. К такому архивному фонду относятся документы, хранящиеся у частных лиц.

По степени ценности документы Архивного фонда Российской Федерации делятся на:

ценные — проекты правил, инструкций, регламентов, методических указаний и рекомендаций; учредительные договоры, изменения и дополнения к ним, протоколы учредительных собраний негосударственных организаций; реестры акционеров, реестры владельцев ценных бумаг и прочие распорядительные, управленческие и контролирующие, правовые и организационные документы;

особо ценные — переписка с исполнительными органами государственной власти РФ, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; договоры с руководителем организации, с членами коллегиальных исполнительных и других органов. Заявления, разрешения, переписка о допуске к ознакомлению с документами; лицевые счета работников, тарификационные ведомости, табели и наряды работников вредных профессий и т.п.

уникальные – уникальные документы из архивов ФСБ о жертвах «голодомора 1930-х гг.»; сборник «Советская космическая инициатива в государственных документах 1946 — 1964 гг.» под редакцией Ю.М.

Батурина, написанный после рассекречивания уникальных документов; документы считающиеся древними, т. е.

созданные до 1626 года (как подлинники, так и изготовленные тогда же копии и фрагменты сохранившихся и несохранившихся подлинников, и т. д.).

Все отнесенные к составу Архивного фонда Российской Федерации документы, вне зависимости от их происхождения, вида носителя, степени секретности, места хранения и формы собственности, являются ценными.

В составе Архивного фонда Российской Федерации выделяются особо ценные документы, имеющие непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которых устанавливается особый режим учета, хранения и использования.

В составе особо ценных документов выделяются уникальные документы, не имеющие себе подобных по содержащейся в них информации и (или) их внешним признакам, невосполнимые при утрате с точки зрения их значения и (или) автографичности.

В архивных фондах существуют и документы временного хранения. Это документы ликвидированных организаций, или поступившие в архивы вследствие чрезвычайных обстоятельств, выделяются к уничтожению в установленном порядке.

  1. По категориям доступа архивные документы делятся на открытые, ограниченного доступа и на хранящиеся на особых условиях доступа к ним.
  2. Открытыми являются все архивные документы, доступ к которым не ограничен в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.
  3. К архивным документам ограниченного доступа относятся:
  4. — архивные документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или иные охраняемые законодательством Российской Федерации тайны;
  5. — архивные документы, содержащие сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу его безопасности;
  6. — архивные документы, собственники или владельцы которых, передавая их в архив, установили в договоре условия доступа к ним и их использования.
  7. Доступ к указанным архивным документам до утраты ими секретности или конфиденциальности, а также их использование осуществляются в установленном порядке.

Архивный фонд Российской Федерации

  • Филиал Негосударственного образовательного учреждения
  • высшего профессионального образования
  • «СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
  • в г. Уфе 
  • ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 
  • Факультет: Государственной службы и финансов
  • Специальность: Менеджмент организации  
       

       По дисциплине: Документальное обеспечение управления

 

Тема: Архивный фонд Российской Федерации 
      

Выполнил: студент V курса

г.Уфа, 2009 г.

      СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение 3
  2. 1. Состав и структура Архивного фонда РФ 5
  3. 1.1 Общие понятия об Архивном фонде РФ и архивах 5
  4. 1.2 Состав и структура Архивного фонда РФ 8
  5. 2.

    Порядок комплектования и использования документов Архивного фонда РФ 14

  6. 2.1 Классификация документов Архивного фонда РФ 14
  7. 2.2 Комплектование и учёт документов Архивного фонда РФ 18
  8. 2.

    3 Использование документов архива 23

  9. Заключение 27
  10. Библиографический список литературы 28 
  11.       Введение 

      Архивное дело с древнейших времён было дело именно государственным.

Даже когда возникли частные архивы, их документы служили главным образом правовым обоснованием при регулировании взаимоотношений с государством или при посредстве государства.

      Сколько-нибудь устойчивая государственность просто не могла существовать без письменности, документа как основы управления и права. Наконец, государственный аппарат для своего нормального функционирования должен обладать особым механизмом, где бы текущая документная информация какое-то время сохранялась. Потребности государственного аппарата вызвали к жизни первые архивы.

      Архивы являются самой ценной частью социальной памяти, так как они долговечны, специально создаются для хранения документов и концентрируют информацию о наиболее глубинных сторонах жизни именно данного общества. Иначе говоря, архивы реализуют важнейшую социальную функцию — обеспечивают долговременную память общества.

  •       Одной из отличительных черт общественного сознания и научной культуры нашего времени, связанных с попытками осмыслить прошлое, создать объективную картину исторического развития и использовать опыт прошлого в практической деятельности, является интерес к архивам и ретроспективной документной информации.
  •       Архивы призваны осуществлять следующие основные функции:
  •       — сохранить документы, то есть сохранить национальную историю, национальную память,
  •       — обновлять эту память, то есть свежие документы о текущих событиях должны своевременно поступать в архивы. Эти три или два процента от общего объема документов должны быть репрезентативны, отражать все основные события, которые происходят в стране, чтобы потом можно было судить о главных событиях, которые происходят сейчас,
  •       — документы должны быть объединены в справочно-поисковые системы, чтобы можно было быстро найти интересующую информацию,
  •       — это иметь доступ к ним и использовать при необходимости.

      Существуют маркетинговые исследования Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела. В процессе деятельности всех юридических лиц разных форм собственности в год образуется около 400 млрд. листов документов, из них 3% поступает на хранение в архивы. Документы, поступающие на вечное хранение в архивы, это документы Архивного фонда РФ.

      Основной учетной единицей Архивного фонда РФ является дело, или единица хранения. Дело — это папка, в которой может быть от пяти до 300 и более листов. Они могут быть разными по объему.

По данным последней паспортизации государственных и муниципальных государственных архивов, в них содержится 213 млн. дел. Помимо этого еще более 100 млн.

дел содержится в ведомственных архивах, то есть в архивах министерств, ведомств и организаций, которые потом могут сдавать эти документы.

      В советское время законов, посвященных архивному делу, не было. Не было их и в дореволюционной России.  Первым законодательным актом в этой сфере стали Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде и архивах от 7 июля 1993 г. N 5341-I. 17 марта 1994 года Указом Президента № 552 было утверждено Положение об Архивном фонде.

      Утверждение 22 октября 2004 года нового Закона об архивной деятельности в РФ стало началом формирования современной правовой базы в сфере  организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, что, в свою очередь, послужит делу осуществления государственной политики в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации, направленной на создание условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы, содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения. 

      1. Состав и структура Архивного фонда РФ

 

  1.    1.

    1 Общие понятия об Архивном фонде РФ и архивах 

  2.       В статье 3 Федерального закона от N125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» дается следующее определение: «Архивный фонд Российской Федерации — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению».
  3.       Под архивным фондом понимается совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.
  4.       Под архивом понимается совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей.
  5.       Под архивным делом понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
  6.       Под государственным архивом понимается федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации, или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
  7.       Под муниципальным архивом понимается структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
  8.       Под архивным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.

      Законодательство об Архивном фонде РФ и архивов опирается на соответствующие законы республик в составе РФ, иных правовых актов РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Законодательные и иные правовые акты, касающиеся вопросов, связанных с архивным фондом РФ и архивами, должны соответствовать законодательству РФ. В случае расхождений между законодательством РФ и указанными актами действует законодательство РФ.

  •       К исключительному ведению РФ в лице ее органов государственной власти относятся:
  •       1) разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела;
  •       2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;
  •       3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
  •       а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;
  •       б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
  •       в) государственных внебюджетных фондов;
  •       г) государственных академий наук и организаций государственных академий наук;
  •       д) федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации;
  •       4) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
  •       5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации.   
  •       К полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относятся:
  •       1) проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта Российской Федерации;
  •       2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
  •       а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;
  •       б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;
  •       в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее — организации субъекта Российской Федерации);
  •       3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.

      Таким образом, новый Закон определил понятие архивного документа как материального носителя (а не документа) с зафиксированной на нем информацией. Виды материальных носителей не уточняются, что обусловлено в первую очередь постоянным развитием технологий в сфере информатизации. 

Архивный фонд Российской Федерации: история и современность

  • Автономное образовательное 
    учреждение Вологодской области
  • среднего профессионального 
    образования
  • «Вологодский колледж 
    связи и информационных технологий»
  • РЕФЕРАТ
  • на тему: Архивный фонд Российской Федерации: история и современность
  • Выполнила студентка гр.ДО-310
  • Хлыновской Татьяны
  • Вологда
  • 2013 
  • Создание Архивного фонда 
    Российской Федерации и органов 
    управления им.

Архивный фонд Российской Федерации — это исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам, подлежащих постоянному хранению в соответствии с российским законодательством. Обеспечивая вечное хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, архивы способствуют укреплению федерализма, формированию гражданского общества, становлению правового государства, формированию демократических взглядов, воспитанию россиян в духе гражданственности, патриотизма, толерантности.

  1. Документы включаются в состав Архивного фонда 
    Российской Федерации на основании 
    экспертизы их ценности, которая проводится экспертно-проверочными комиссиями специально уполномоченных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации 
    в области архивного дела, государственных, муниципальных архивов совместно 
    с собственниками или владельцами 
    документов в соответствии с «Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук»
  2. В систему 
    Федерального архивного агентства 
    России входят:
  3. — государственные 
    органы управления архивным делом 
    республик в составе РФ, краев, 
    областей, автономных областей и 
    округов, городов, районов;
  4. — архивные учреждения: федеральные государственные архивы 
    и центры хранения документации, центральные государственные архивы 
    и центры хранения документации 
    республик в составе РФ, государственные 
    архивы и центры хранения документации 
    краев, областей, автономных областей 
    и округов, городов, районов. 
  5. Государственными 
    архивами с постоянным составом документов являются:
  • Государственный архив Российской федерации,
  • Российский государственный архив древних актов (РГАДА),
  • Российский государственный исторический архив (РГИА),
  • Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА),
  • Российский государственный архив военно-морского флота (РГАВМФ),
  • Российский государственный архив экономики (РГАЭ),
  • Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ),
  • Российский государственный военный архив (РГВА),
  • Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ),
  • Российский государственный научно-технический архив (РГНТА, бывший ЦГАНТД) с филиалом в Москве,
  • Российский государственный архив фотодокументов (РГАФД),
  • Российский государственный архив кинофотодокументов с филиалом в г. Владимире (РГАКФД),
  • Центр хранения современной документации,
  • Центр хранения документов молодежных организаций,
  • Центр хранения историко-документальных коллекций,
  • Центр хранения страхового фонда.
  • — научно-исследовательские 
    учреждения (ВНИИДАД) и другие 
    организации и предприятия, обеспечивающие 
    ее деятельность .
  • Образование единого Государственного архивного фонда (ЕГАФ).
  • Единый 
    Государственный архивный фонд был 
    образован в 1918 г. В состав ГАФ 
    входят следующие группы документов:
  • 1) Архивы 
    дореволюционной России.

2) Документы, 
образованные в результате деятельности 
всех высших, центральных и местных 
органов государственной власти 
и государственного управления, прокуратуры, военных учреждений, научных, учебных, культурно-просветительских 
организаций, предприятий и отдельных 
лиц Советской России; материалы 
учреждений, находящиеся за границей (посольства и т.д.).

  1. 3) Документы 
    центральных и местных органов 
    духовного управления, церквей и 
    монастырей всех вероисповеданий.
  2. 4) Документы 
    органов власти и управлений 
    различных правительств, притязавших 
    на государственную власть на 
    какой-либо территории, входящей 
    в состав СССР.
  3. 5) Документы 
    государственных и общественных 
    деятелей, учёных, деятелей культуры 
    и искусства, дореволюционного 
    периода и советской эпохи.

6) Письменные 
памятники истории, права, литературы, искусства; научно-техническая документация, кинофотофонодокументы; иллюстрированные, рукописные, печатные и другие материалы, выпускавшиеся со специальной целью агитации и пропаганды (плакаты, листовки и др.); микрофотокопии документов.

  • 7) Копии 
    документов иностранных архивов, 
    освещающих историю России.
  • Документы ГАФ 
    не могут продаваться и покупаться учреждениями, предприятиями или 
    частными лицами.
  • Образование Государственного архивного фонда (ГАФ) СССР.
  • Государственный архивный фонд (ГАФ) представляет собой 
    совокупность документов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное или иное государственное 
    значение, независимо от времени их образования, техники и способа 
    воспроизводства.
  • В него входят все документальные материалы, находящиеся на государственном 
    хранении, а так же те материалы, которые в соответствии со специальными правилами подлежат передачи на государственное 
    хранение из учреждений и организаций.

В документах Государственного архивного фонда 
СССР нашли отражение все стороны 
общественной, социально-экономической, научной, культурной деятельности народа с древнейших времен до наших дней. Находящиеся в составе Государственного архивного фонда СССР архивные материалы — это документальные памятники истории, содержащие многоаспектную информацию об историческом опыте прошлого.

ГАФ образован с целью централизованного учёта и хранения документов, их всестороннего изучения и использования.

Архивное строительство 
в СССР в 60-80-е гг. XX в.

28 июля 1961 года Совет Министров СССР 
принял постановление «Об утверждении 
положения о Главном архивном 
управлении при Совете министров 
СССР и сети центральных государственных 
архивов СССР». В числе основных 
задач главархива было названо обеспечение сохранности документов ГАФ СССР; научное и организационно-методическое руководство государственными и ведомственными архивами.

Создавалась следующая 
сеть центральных государственных 
архивов СССР:

  • Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР;
  • Центральный государственный архив(ЦГА) народного хозяйства СССР;
  • ЦГА Советской армии;
  • ЦГА Военно-морского флота СССР;
  • ЦГА литературы и искусства СССР;
  • ЦГА древних актов;
  • ЦГА кинофотофонодокументов;
  • Центральный государственный исторический архив СССР;
  • Центральный государственный военно-исторический архив СССР.

В 1960-1980-х 
гг. был издан ряд постановлений, относящихся к архивному делу, а именно к организации сохранности 
документов, разработке системы делопроизводства, осуществлению мероприятий по упорядочению хранения кинодокументов и звукозаписей.

Строились специальные здания для 
архивов, в том числе и для 
ряда ведомств. Во многих учреждениях 
архивохранилища были оборудованы 
в соответствии с существующими 
требованиями. Отдельное внимание уделялось 
вопросам комплектованием архивов.

В этот период архивисты начали активный поиск 
альтернативных вариантов развития отечественного архивного дела. В 
острых дискуссиях по профессиональным вопросам проявлялось осознание 
архивными работниками растущего 
кризиса; того тупика, в который попали архивы в результате бюрократическо-административной централизации управления.

Научная общественность и широкие круги 
интеллигенции начинают всё более 
активно выступать с требованиями демократизации архивов, расширения доступа 
к ним. Возрождается научно-теоретическая 
мысль.

Публикуются теоретические 
работы выдающихся архивистов, таких 
как Автократов В.Н., Илизаров Б.С. Они выдвигают новаторские концепции относительно самой сути архивов, их роли в общественной жизни.

Для проведения научных исследований в 
области архивоведения в 1966 г. при 
Главархиве СССР был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), существующий и в настоящее время.

Перед ним была поставлена конкретная задача, сформулированная как особо важное правительственное поручение: возглавить работу всех заинтересованных ведомств и учреждений по созданию Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), которая велась с 1963 г.

, но не давала практических результатов.

От 
ВНИИДАД требовались разработки и создание единых государственных 
стандартов на организационно-распорядительную документацию, включающую сведения воедино 
требований к структуре и размерам бланков, расположению основных реквизитов, правилам машинописного оформления.

Благодаря нормативным документам правительства 
СССР в стране была разработана ЕГСД, система научно-справочного аппарата к документам Государственного архивного 
фонда (ГАФ), установлена централизация 
хранения документов, упорядочение хранения кинофотодокументов и звукозаписей, внедрение техники в архивное дело.

Но 
архивное дело развивалось без опоры 
на науку, по указаниям властей. Наблюдалась 
тенденция размывания ГАФ СССР.

Главархив практически ни чего не мог сделать, чтобы препятствовать созданию новых ведомственных фондов, юридически обособленных документальных собраний в рамках отдельных отраслей.

К уже известным ранее архивам, которым было предоставлено право постоянного или продлённого длительного хранения добавились архивы МВД и КГБ СССР и др.

Сдавая 
свои фонды в государственные 
архивы, эти ведомства и организации 
засекречивали документы, основываясь 
только на собственных представлениях о том, что подлежит такому режиму хранения. В результате не только материалы, но и вся работа архива стала секретной.

Ведомства-фондообразователи, прикрываясь секретностью, в обстановке полного произвола и беззакония зачастую формировали сдаваемые в архивы комплексы материалов, уничтожая «неудобные» документы.

Уже никому не под силу было остановить непрерывно углубляющийся кризис архивной системы, основанной на централизации управления архивами, которые на практике всё более обособлялись и уходили из-под контроля Главного архивного управления (ГАУ).

  1. 4 апреля 1980 года Совет министров СССР 
    принял постановление «Об утверждении 
    положения о Государственном 
    архивном фонде СССР и Главном 
    архивном управлении при Совете 
    министров СССР».
  2. В этом документе было несколько новых 
    моментов, которые еще не вошли 
    в практику работы архивных учреждений: о создании страховых фондов на особо 
    ценные документы не только в государственных но и в ведомственных архивах; о привлечении к ответственности лиц, виновных в хищении, сокрытии, порче, незаконном уничтожении и купле продаже документов; о расширении состава ГАФ СССР за счет механографических документов; об изменении сроков хранения документов; об организации государственного учета ГАФ в учреждениях государственной архивной службы.
  3. В новом 
    Положении о ГАФ СССР в концептуальном разделе «Общие положения» без всяких оговорок местом постоянного государственного хранения наряду с госархивами называются «отраслевые ведомственные фонды и другие ведомственные архивы», хотя раньше в постановлениях оговаривалось, что создание отдельных ведомственных фондов производится только по специальному постановлению правительства.

Архивный фонд РФ

Содержание

Введение

Один из важнейших резервуаров 
памяти человечества — архивы. Архивное дело с древнейших времён было дело именно государственным.

Сколько-нибудь устойчивая государственность просто не могла существовать без письменности, документа как основы управления и права.

Наконец, государственный аппарат для своего нормального функционирования должен обладать особым механизмом, где бы текущая документная информация какое-то время сохранялась. Потребности государственного аппарата вызвали к жизни первые архивы.

Архивы являются самой ценной частью социальной памяти, так как они долговечны, специально создаются для хранения документов и концентрируют информацию о 
наиболее глубинных сторонах жизни 
именно данного общества. Иначе говоря, архивы реализуют важнейшую социальную функцию — обеспечивают долговременную память общества.

Целью данной работы является изучение Государственного архивного фонда РФ и видов архивов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть 
общие понятия об Архивном фонде РФ.

2. Охарактеризовать 
виды архивов.

Данная тема в 
литературе изучена и представлена в большом числе учебных пособий 
и научных работ различных 
авторов, таких как: Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова, Е.В. Булюлина и других.

1. Государственный Архивный фонд Российской Федерации

Государственный Архивный фонд Российской Федерации – это исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам, подлежащих постоянному хранению в соответствии с российским законодательством [1, ст. 3].

Обеспечивая вечное хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, архивы способствуют укреплению федерализма, формированию гражданского общества, становлению правового государства, формированию демократических взглядов, воспитанию россиян в духе гражданственности, патриотизма, толерантности.

В состав Архивного 
фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

Документы включаются в состав Архивного 
фонда Российской Федерации на основании 
экспертизы их ценности, которая проводится экспертно-проверочными комиссиями специально уполномоченных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области архивного дела, государственных, муниципальных архивов совместно с собственниками или владельцами документов в соответствии с «Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» [1, ст. 3].

Основной учетной единицей Архивного 
фонда РФ является дело, или единица 
хранения. Дело – это папка, в которой может быть от пяти до 300 и более листов. Они могут быть разными по объему.

По данным последней паспортизации государственных и муниципальных государственных архивов, в них содержится 213 млн. дел. Помимо этого еще более 100 млн.

дел содержится в ведомственных архивах, то есть в архивах министерств, ведомств и организаций, которые потом могут сдавать эти документы Законодательное регулирование архивного дела в Российской Федерации.

Работа по распределению 
документов между архивами и упорядочению документальных комплексов внутри каждого 
архива называется организацией документов Архивного фонда РФ.

При организации 
архивных фондов и архивных документов учитывается принадлежность документов к различным формам собственности, разным историческим периодам, видам носителей информации, а также другие факторы.

От рациональной организации Архивного фонда Российской Федерации зависит успех поиска документов.

В архивоведческой 
литературе синонимом термина «организация» 
является термин «классификация» документов и дел.

Классификация – это основа организации Архивного фонда РФ. Классификация документов Архивного фонда РФ включает в себя три ступени (этапа) с учётом уровней объектов классификации. Классификация осуществляется:

  • — в пределах АФ РФ в целом;
  • — в пределах архива;
  • — в пределах архивного фонда [4].

Организация документов на первом уровне, т.е. Архивного фонда 
РФ в целом, лежит в основе построения сети государственных хранилищ, которую образуют все федеральные архивы, архивы субъектов федерации, муниципальные архивы, отраслевые фонды, научно-отраслевые институты и хранилища в системе Российской академии наук, музеи, библиотеки.

Именно здесь хранятся все документы, представляющие ценность для общества и исторической науки.

Одни из них складывались в течение столетий, другие были созданы в связи с появлением новых систем документации и носителей информации, третьи возникают на наших глазах вместе с новыми учреждениями, фирмами, органами управления, в деятельности которых неизбежно создаются документы.

Объем Архивного 
фонда Российской Федерации составляет более 600 млн. единиц хранения на различных носителях, или более 8,5 тыс. км архивных полок.

Документы Архивного фонда Российской Федерации в законодательно определенном порядке хранятся: постоянно в федеральных государственных архивах, государственных архивах субъектов Российской Федерации, муниципальных архивах, федеральных и других государственных и муниципальных библиотеках и музеях, а также в организациях Российской академии наук; временно в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования; на депозитарном хранении в ряде федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 808 от 27 декабря 2006 года [2, c. 86].

Архивы призваны осуществлять следующие 
основные функции.

Первая функция 
– сохранить документы («Документ» — это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»), то есть сохранить национальную историю, национальную память.

Вторая функция 
– обновлять эту память, то есть свежие документы о текущих событиях должны своевременно поступать в архивы. Эти три или два процента от общего объема документов должны быть репрезентативны, отражать все основные события, которые происходят в стране, чтобы потом можно было судить о главных событиях, которые происходят сейчас.

Третья функция 
– документы должны быть объединены в справочно-поисковые системы, чтобы можно было быстро найти интересующую информацию.

Наконец, четвертая функция, самая 
близкая всем гражданам нашей 
страны, — это иметь доступ к ним 
и использовать при необходимости [3,c. 97].

Ежегодно объем документов Архивного 
фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных 
архивах, увеличивается в среднем на 1,7 млн. единиц хранения [5].

Таким образом, Архивный фонд представляет собой совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой и подлежащих постоянном хранению.

В архиве документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы организуются по исторически и/или логически связанным совокупностям – архивным фондам.

Отнесение документов к составу Архивного фонда РФ производится на основании экспертизы их ценности, в порядке, устанавливаемом Федеральной архивной службой.

2. Виды архивов

  1. Современная система архивов России представлена четырьмя видами:
  2. — государственные архивы,
  3. — ведомственные архивы,
  4. — негосударственные архивы,
  5. — муниципальные архивы.

Каждый из этих видов архивов в свою очередь представлен неким множеством, составляющие которого формально и неформально имеют не только общие черты, но и существенные различия [3, c. 127].

  • Государственные архивы представлены двумя видами:
  • — архивы федерального уровня;
  • — архивы субъектов Российской Федерации.
  • Государственный архив – федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации, или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

Федеральные государственные архивы включают исторические, т.е. некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов. Но сколько бы не существовало архивов, все самые важные архивные сведения стекаются в Архивный фонд Российской Федерации [6, c. 3 – 4].

  1. Ведомственный архив – это и центральный архив министерства, и архив подведомственной организации, и специально выделенная комната, шкаф, стеллаж для хранения документов постоянного и долговременного сроков хранения.
  2. В зависимости от состава документов, которыми комплектуется ведомственный архив, и государственных обязанностей организаций по осуществлению ведомственного хранения могут создаваться ведомственные архивы следующих видов:
  3. — архив организации, хранящий документы только данной организации;
  4. — центральный архив министерства, ведомства, центрального органа общественной организации, хранящий документы центрального аппарата министерства, ведомства, центрального органа общественной организации, а также документы организаций непосредственного подчинения, и, при необходимости, других организаций в соответствии со списком организаций источников комплектования архива, утвержденным руководителем министерства, ведомства, центрального органа общественной организации;
  5. — центральный отраслевой архив министерства, ведомства, центрального органа общественной организации (при министерстве, ведомстве, центральном органе общественной организации), хранящий документы организаций отрасли (системы) всех уровней подчиненности (независимо от их территориальной расположенности) в соответствии со списком организаций — источников комплектования архива, утвержденным руководителем министерства, ведомства, центрального органа общественной организации;
  6. — объединенный ведомственный архив, хранящий документы нескольких организаций министерства (ведомства), связанных определенной системой соподчиненности или однотипных по профилю деятельности;
  7. — объединенный междуведомственный архив, хранящий документы организаций нескольких отраслей (систем) [4].
  8. Негосударственные архивы – архивные фонды и архивные документы представляют собой историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность и находящиеся в собственности общественных объединений и организаций, с момента отделения церкви от государства, действующих на территории РФ, в частной собственности.
  9. К категории частных (негосударственных) архивов относятся:
  10. — архивы физических лиц,
  11. — архивы предприятий, учреждений 
    и организаций, находящиеся в 
    частной собственности физических 
    лиц,
  12. — архивы общественных объединений, 
    политических партий, религиозных 
    объединений и организаций, действующих 
    на территории государства.

Муниципальный архив – структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов [2, c. 126].

  • Архив организации – структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
  • Архивы организаций подразделяются на:
  • — передающие свои документы 
    в архивные учреждения на постоянное хранение;

— не передающие свои документы 
в архивные учреждения на постоянное 
хранение [3, c. 134].

Таким образом, современная система архивов РФ представлена четырьмя основными видами: государственные архивы, ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы. Каждый из этих видов, в свою очередь, имеет свои подвиды.

Заключение

Таким образом, Архивный фонд Российской Федерации – исторически сложившаяся 
и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению. В состав Архивного фонда РФ включены все документы представляющие ценность для общества независимо от формы собственности. Работа по распределению документов между архивами и упорядочению документальных комплексов внутри каждого архива называется организацией документов Архивного фонда РФ.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *