Вопросы юристу

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

На основании Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военные имеют права на получение субсидии на приобретение жилья. Субсидия выдается всем нуждающимся в жилплощади военнослужащим, отслужившим по контракту 20 лет. Размер такой субсидии может достигать 10 миллионов рублей в зависимости от условий службы. В статье мы расскажем, как правильно рассчитать величину субсидии, кто ее может получить вне очереди и какие дополнительные права в отношении жилья, в том числе и найма, имеют военнослужащие.

Государство обязано полностью обеспечивать военнослужащих всем необходимым – в том числе и жильем. Право на жилье прописано в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В дополнение к этому закону было принято Постановление Правительства от 03.02.2014 № 76, которое утверждает правила расчета субсидии на покупку жилья для военнослужащего.

Каким военнослужащим положена жилищная субсидия

В статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прописано, что субсидия может быть предоставлена военнослужащему и членам его семьи только при условии, что они относятся к нуждающимся в жилплощади в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

То есть, если у военнослужащего нет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, или не хватает нормы жилплощади на каждого человека.

Например, если квартира 35 квадратных метров находится в собственности трех людей, то есть на каждого приходится менее 12 квадратных метров – то этого мало, поэтому семья будет признана нуждающейся.

В правилах расчета субсидии указано, что если у военнослужащего есть в собственности жилье, но его площади не хватает до норматива, то расчет субсидии производится с учетом жилья, которое уже есть в собственности.

Военнослужащие имеют право на получение жилищной субсидии при условии, что они отслужили по контракту более 20 лет. Однако есть исключения.

Военнослужащему, уволенному с военной службы, общая продолжительность службы которого составила 10 лет и более, тоже положена жилищная компенсация при условии, что увольнение было произведено на одном из следующих оснований:

  • достижение пенсионного возраста:
  • по состоянию здоровья;
  • в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Если контракт на военную службу был подписан до 1998 года, то срок службы уже не учитывается, так как до 2014 года уже прошло необходимое количество лет службы для оформления жилищной субсидии.

Кто имеет право получить субсидию вне очереди

Вне очереди получить жилищную субсидию могут некоторые категории военнослужащих:

  • при наличии в семье трех и более детей;
  • жилье которых признано непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции;
  • один из членов семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним признается невозможным, в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н.

Также вне очереди могут получить жилищную субсидию члены семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения службы по контракту, который уже имел право на субсидию по общим основаниям (но, например, не успел ее оформить).

Стандарт жилплощади для военнослужащего

Стандартный размер жилплощади для военнослужащих и их семей установлен пунктом 3 Правил  № 76:

  • 33 квадратных метров на одного военнослужащего;
  • 42 квадратных метров на семью, состоящую из двух людей;
  • 18 квадратных метров на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Причем, если у военнослужащего в собственности уже есть жилье, то установленный норматив уменьшается на размер уже имеющегося жилья.

Например, семья военнослужащего состоит из четырех человек, включая его самого. В собственности есть квартира площадью 32 квадратных метров. Субсидия будет рассчитываться из общей необходимой жилплощади в 40 квадратных метров (18 кв.м. * 4 чел. – 32 кв.м.).

Дополнительная жилплощадь – что это такое

Некоторые категории военнослужащих имеют право на предоставление дополнительной жилплощади. Их можно условно разделить на 3 категории по размеру дополнительной площади:

  1. 15 квадратных метров;
  2. 18 квадратных метров или комната;
  3. 20 квадратных метров.

Право на дополнительные 15 квадратных метров жилплощади имеют следующие категории военнослужащих:

  1. командиры воинских частей;
  2. научные работники, имеющие ученую степень или звание;
  3. при наличии почетного звания РФ;
  4. преподаватели военной профессиональной образовательной организации, в том числе высшего образования или военной кафедры;
  5. наличие воинского звания полковник, равному ему или выше.

Дополнительные 18 квадратных метров или комната предоставляются военнослужащим, которые:

Право на дополнительные 20 квадратных метров к установленной норме жилплощади имеют право следующие категории военнослужащих:

  1. герои Российской Федерации, герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы;
  2. герои Труда РФ, герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
  3. военные судьи;
  4. сотрудники Следственного комитета.

Расчет размера жилищной субсидии

Правила расчета субсидии на приобретение или строительство жилья прописаны в пункте 2 Правил № 76. Размер субсидии рассчитывается по следующей формуле:

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Величина поправочного коэффициента напрямую зависит от срока службы и составляет:

  • 1,85 – срок службы от 10 до 16 лет;
  • 2,25 – срок службы от 16 до 20 лет;
  • 2,375 – срок службы от 20 до 21 года.
  • на 0,075 за каждый год военной службы свыше 21 года.
  • Максимальная величина поправочного коэффициента составляет 2,75 (включительно).
  • Величина норматива стоимости 1 квадратного метра жилья устанавливается ежегодно российским правительством.
  • Рассчитать размер субсидии можно также при помощи специального онлайн калькулятора, размещенного на официальном сайте Министерства обороны РФ по этой ссылке.

Например, семья состоит из 4 человек, один из которых – военнослужащий, отслуживший по контракту 22 года. Права на дополнительную жилплощадь нет. Жилья в собственности у военнослужащего тоже нет.

Итого, заявитель имеет право на получение жилищной субсидии в размере 8 939 651,4 рубля.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Если немного исправить наш пример и уменьшить срок службы на 7 лет, то есть до 15 лет, то размер жилищной субсидии составит 6 549 843,6 рубля (почти на 2,5 миллиона рублей меньше).

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Возьмем другой пример. Семья состоит из трех человек, военнослужащий имеет право на дополнительную площадь в размере 15 квадратных метров, так как является командиром военной части. Но у него в собственности уже есть квартира, общей площадью 34 квадратных метров. Срок службы – 20 лет и 3 месяца.

Итого, он сможет получить субсидию на приобретение жилья, а точнее, на улучшение условий проживания, в сумме 4 087 505,63 рублей.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Обратите внимание, что калькулятор самостоятельно рассчитал общую площадь жилья.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Как оформить субсидию на приобретение жилья

Для получения жилищной субсидии первоначально военнослужащему нужно встать на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

Для этого – написать заявление и приложить все необходимые документы, например, о наличии в собственности иного жилья и справку о составе семьи.

Заявление направляется в Министерство обороны РФ (можно через командира части). В день поступления заявления военнослужащий вносится в очередь.

После этого, человек может отслеживать свою очередь через онлайн-сервис «Единый реестр» на сайте Министерства обороны РФ. Для просмотра используется личный номер и проверочный код.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

После того, как очередь подошла, военнослужащему нужно будет:

  • открыть расчетный счет, куда будут перечислена субсидия;
  • подать заявление в Региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

В течение 20 календарных дней военнослужащему должен прийти ответ (положительный или отрицательный). При положительном решении деньги поступают на расчетный счет в течение 5 рабочих дней. После приобретения жилья военнослужащему необходимо отчитаться о целевом расходовании полученных денежных средств.

Отрицательное решение может прийти, например, если были предоставлены не все документы или ранее на военнослужащего было уже оформлено новое жилье.

Дополнительные льготы на жилье для военнослужащих

Кроме субсидии на приобретение или постройку жилья военнослужащие имеют право на льготы в отношении найма и приобретения жилья:

  1. компенсация аренды жилья;
  2. накопительно-ипотечная система.

О них мы расскажем кратко.

Компенсация за наем жилья

Если у военнослужащего нет жилья по месту прохождения службы, то ему придется снимать квартиру или комнату. Государство компенсирует часть суммы за наем жилья.

Размер компенсации напрямую зависит от количества людей, которые проживают с военным, и область, в котором будет снято жилье. Максимальная сумма компенсации, которая может быть выплачена военнослужащему за наем жилья в месяц, рассчитывается по следующей формуле:

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Например, если военнослужащий переехал один, то ему положен размер жилплощади в 20 квадратных метров, если вдвоем с женой – то 36 квадратных метров. При условии, что семья военнослужащего состоит из трех человек, включая его, то им положено жилье в размере не менее 43 квадратных метров, а если в семье 4 и более человека – то из расчета по 12 квадратных метров на каждого члена семьи.

Читайте также:  Компенсации лицам, проживающим в районах Крайнего Севера

Для определения размера компенсации за наем жилья можно воспользоваться онлайн-калькулятором, размещенном на официальном сайте Министерства обороны РФ, по данной ссылке.

Калькулятор прост в использовании. Необходимо выбрать только количество членов семьи и регион проживания.

Для примера мы взяли семью, состоящую из военнослужащего, его супруги и одного ребенка. Снимать квартиру планируется в Тюменской области. Итого, максимальный размер компенсации в 2021 году составит 22 228,42 рублей в месяц.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

А, например, если военнослужащий будет направлен на службу по контракту в Курскую область, то размер компенсации в 2021 году не превысит 8 332,54 рубля в месяц.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Чтобы получить компенсацию за наем жилья, военнослужащий сначала должен за ней обратиться. Для этого надо предоставить командиру воинской части:

  1. рапорт;
  2. копию договора найма;
  3. справку о составе семьи из воинской части;
  4. копию паспортов и свидетельств о рождении членов семьи военнослужащего;
  5. иные документы.

Компенсация начисляется ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия военнослужащего за истекший месяц.

Накопительно-ипотечная система

Также военнослужащим предоставляется возможность вступить в накопительно-жилищную систему (НИС) в соответствии с Постановлением Правительства от 21.02.2005 № 89. Спустя 3 года, после вступления в НИС, военнослужащий имеет право заключить договор целевого жилищного займа на приобретение или постройку жилья.

Если оба супруга являются военнослужащими и участниками НИС, то каждый из них имеет право на заключение договора целевого жилищного займа, но жилье все равно будет приобретаться в общую собственность.

Ответственным органом по функционированию и контроля НИС является ФГКУ «Росвоенипотека». На их официальном сайте можно подробно изучить нормативные документы, узнать, как стать участником НИС или как оформляется свидетельство о праве на получение ЦЖС, а также задать свой вопрос.

Более подробно о НИС можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Нормы обеспечения жильём военнослужащих на основании закона

Обеспечение жильём военнослужащих официально закреплено Федеральным законом № 117, там же расписано и то, в каких нормах оно должно быть предоставлено, а также допустимые пределы его превышения.

Эти показатели не учитываются при оформлении военной ипотеки, но принимаются во внимание при расчёте жилищной субсидии (ЕДВ). Поэтому стоит разобраться, кому и сколько квадратных метров положено.

А так же то возможно ли их превышение, и в каких пределах.

Кому положена жилплощадь

Законодательствам чётко установлена та категория военнослужащих, которые могут рассчитывать на получение квартир от государства, либо денежных средств на её приобретение. Кроме того, изменение статуса военнослужащего при его увольнении никак не влияет на получение им недвижимости от государства.

К этой категории относятся офицеры, отслужившие 10 и более лет, и признаны нуждающимися в жилье, если они были уволенные по следующим основаниям:

  1. Достижение максимально возможного срока службы,
  2. ОШМ,
  3. Состоянию здоровья.

Эти защитники Отечества, а также члены их семей обеспечиваются квартирами в собственность, по договору соцнайма (ДСН) или путём предоставления жилищной субсидии.

Расчёт субсидии также зависит от норм жилой площади, но рассчитывается немного по-другому. Размер жилой площади установлен для всех один, но он может отличаться, в зависимости от формы обеспечения недвижимостью. Например, порядок обеспечения служебным жильём военнослужащих немного отличается.

Другие силовые ведомства также обеспечивают нуждающихся жильём в соответствии с нормами. Например, предоставление жилья военнослужащим ФСБ осуществляется в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения местной Администрации, но не более 18 м2 на человека.

Норма кв м в натуральном виде

Норма жилья уволенным военнослужащим составляет 18 кв.м. на него и всех членов семьи. В силу некоторых особенностей жилых помещений многоквартирного дома этот показатель может быть увеличен, но не более чем на 9 кв.м.

Эти нормы выдачи жилья военнослужащим распространяются на недвижимость, предоставляемую по договору социального найма или собственность.

При гибели или смерти офицера, его семья обеспечивается недвижимостью с учётом всех проживавших совместно с погибшим офицером членов семьи, на момент гибели.

Кроме того, правила предоставления жилья для военнослужащих содержит нормы распределения жилой площади военнослужащим увеличенные от 15 до 25 кв.м., для следующей категории офицеров:

  • в звании полковника, проходящем военную службу или уволенным по достижению максимального возраста, ОШМ, состоянию здоровья,
  • научным работникам — военнослужащим, имеющим научную степень или звание,
  • преподавателям воинских учебных ВУЗов,
  • командиры воинских частей,
  • защитникам Отечества, получившим почётное звание РФ.

Если у офицера несколько оснований, то льготные квадратные метры могут быть предоставлены только по одному из имеющихся оснований.

Кроме того, если при распределении квартир в собственность, норматив площади для военных превышают допустимые пределы, то согласно действующему законодательству лишние квадратные метры можно передать в собственность офицеру при условии оплаты им дополнительной жилплощади.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Такой вариант даёт возможность получить права на квартиру гораздо большей площади, чем ему положено по закону. Но такое возможно, только при получении недвижимости в собственность.

Однако при получении квартиры в собственность, или по ДСН, принимается во внимание и наличие у защитника Отечества или членов семьи в собственности недвижимости. Жилищное обеспечение уволенным военнослужащим, имеющим в наличии жильё, квадратные метры вычитаются из положенной жилплощади.

Стоит отметить, что нормы жилплощади для военнослужащих значительно выше минимальных показателей предоставления жилья гражданским лица, которые действуют согласно Жилищному кодексу, и составляют всего 12 кв.м. на одного человека.

Кроме того, эти показатели значительно превышают минимальные нормативы жилплощади, которые учитываются при учёте граждан как нуждающихся в жилье.

Эти показатели устанавливаются для каждого региона в отдельности, и, к примеру, в Москве на сегодняшний день составляют 10 кв.м. для отдельной квартиры и 15 кв.м. для коммунальной.

Норма м2 при расчёте ЕДВ

Расчёт субсидии закреплён Постановлением Правительства, и учитывает интересы одиноких защитников Отечества, а так же тех, кто не имеет детей. Для них установленные квадратные метры завышаются до 33 и 42 кв.м.

соответственно.

Кроме того, при расчёте ЕДВ, как и при выдаче жилья в натуральном виде принимается во внимание и наличие у офицера оснований для получения субсидии на льготные метры в размере, не превышающем 15 кв.

м.

При расчёте суммы принимается во внимание и стаж службы, который учитывается с помощью повышающего коэффициента, показатели которого зависят от срока службы.

При наличии у защитника Отечества или членов семьи по договору соц.найма или в собственность другой жилплощади, её размеры будут вычтены при расчёте нормы предоставления жилой площади военнослужащим.

Однако, несмотря на расчёт ЕДВ исходя из норм получения недвижимости офицерами, недвижимость, купленная на выданные денежные средства, может значительно превышать установленные законом нормативы.

Более того, при покупке квартиры могут быть использованы и собственные средства. Это не противоречит законодательству и позволит офицеру приобрести более просторное и удобное жилье в надёжном доме.

Военная ипотека и нормы жилья

Для защитников Отечества хорошей альтернативой обеспечения жильём может послужить, так называемая, военная ипотека или накопительно-ипотечная система (НИС) жилобеспечения.

При расчёте и получении ЦЖЗ не имеет значение наличие или отсутствие другой недвижимости. Кроме того, не учитывается стаж службы, звание и фактическая заработная плата.

То есть при таком подходе у всех офицеров равные права на получение льготного кредита, позволяющего за счёт государства приобрести в собственность желанную квартиру.

Несомненным плюсом является и то, что недвижимость может быть куплена в любом регионе нашей страны вне зависимости от места фактического проживания или прохождения службы.

При таком подходе, защитнику Отечества не придётся ждать 10 и более лет, для того, чтобы получить квартиру от государства, ведь кредитные обязательства могут быть погашены из собственных средств.

Для участников НИС имеется возможность использования материнских денег для погашения части кредита.

Общий бал: 5

Признание членом семьи военнослужащего, помощь адвокатской конторы Захаровой и Лермонтовой

К этим социальным гарантиям относятся:
– обеспечение жильем (ст.15 ФЗ РФ) или предоставление социальной выплаты на приобретение жилья бывшим военнослужащим;
– право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях (п.3 ст.

16 ФЗ РФ);
– выплата подъемного пособия и суточных на каждого члена семьи при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт (п.3 ст.

13 ФЗ РФ);
– обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с оплатой 50 процентов стоимости путевки, выплата денежной компенсации (п.4 ст.16 ФЗ РФ);
– право на перевод в образовательные учреждения, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства военнослужащего или лица, уволенного с военной службы (п.6 ст.19 ФЗ РФ);
– проезд на безвозмездной основе: от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы; один раз в год – к месту использования отпуска и обратно; на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно; при увольнении военнослужащего   к избранному месту жительства (ст.20 ФЗ РФ);

  • – и иные меры социальной защиты.
  • Кто относится к членам семьи военнослужащего
  • К членам семей военнослужащих, а так же бывших военнослужащих, уволенных с военной службы, на которых распространяются установленные вышеуказанным законом социальные гарантии, компенсации, относятся:
  • супруг (супруга);
  • несовершеннолетние дети;
  • дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
  • дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
  • лица, находящиеся на иждивении военнослужащего.
Читайте также:  Оформление наследства через МФЦ – официальный рейтинг

Если с детьми (кровными и усыновленными) и супругой все ясно и понятно, то в отношении детей супруга(и) от другого брака и иных родственников военнослужащего (в том числе и уволенного с воинской службы) все складывается не так однозначно.

Именно в отношении таких лиц органы командование воинских частей, как правило, отказывает во внесении их в личное дело военнослужащего в качестве членов его семьи.

И вот в этом случае на помощь приходит указание в законе на лиц, находящихся на иждивении военнослужащего, как на членов его семьи.

Только эта категория граждан может быть признана членом семьи военнослужащего в судебном порядке.

Кто является лицом, находящимся на иждивении военнослужащего

Законодательство о статусе военнослужащих не раскрывает понятия термина “иждивение”, в связи с чем для его определения используется понятие, установленное Федеральным законом от 17.12.2001 No173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Согласно этому закону члены семьи признаются состоявшими на иждивении кормильца, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.


Иные обстоятельства (степень родства, совместное проживание, ведение общего хозяйства и прочее) определяющего значения для разрешения споров о праве на социальные гарантии, предусмотренные для членов семьи военнослужащих, не имеют, но могут иметь вспомогательное значение для установления факта нахождения на иждивении.

При этом право на обеспечение жилым помещением членов семьи военнослужащего возникает только у тех иждивенцев, которые проживают совместно с военнослужащим.

Кто может обратиться в суд с требованием о признании членом семьи военнослужащего (кто будет являться истцом и ответчиком)

  1. С таким требованием может обратиться сам военнослужащий.

    Но до подачи искового заявления в суд военнослужащий должен обратиться к командиру соответствующей войсковой части с рапортом о внесении того или иного лица, не являющегося супругом или ребенком военнослужащего, в личное дело в качестве члена его семьи.

    В этом случае истцом будет сам военнослужащий, а ответчиками будут Министерство Обороны РФ и соответствующая войсковая часть.

    Лицо, признание которого членом семьи требует военнослужащий, в данном споре указывается в качестве третьего лица (если это несовершеннолетний ребенок, то в его интересах действует родитель, как законный представитель).

  2. Так же с требованием о признании членом семьи военнослужащего обратиться в суд может лицо, претендующее на статус члена семьи (если это несовершеннолетний ребенок, то в его интересах обращается родитель, как законный представитель).
    В этом случае истцом будет лицо, претендующее на статус члена семьи военнослужащего, а ответчиками будут Министерство Обороны РФ и соответствующая войсковая часть. В качестве третьего лица привлекается сам военнослужащий.

Порядок обращения в суд с требованием о признании членом семьи военнослужащего

Несмотря на то, что установление факта нахождения на иждивении предусмотрено в порядке особого производства (п.2 ч.2 ст.264 ГПК РФ), дела о признании граждан членами семьи военнослужащих рассматриваются судом, как правило, в порядке искового производства.

Такой порядок рассмотрения отвечает требованиям ч.3 ст.

263 ГПК РФ, поскольку в данном случае имеет место спор о праве таких лиц на получение социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих, что исключает возможность их рассмотрения в особом производстве.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.7 Федерального конституционного закона от 23.06.

1999 N 1-ФКЗ “О военных судах Российской Федерации” гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений подсудны военным судам.
Следовательно, если с иском о признании членом своей семьи обращается сам военнослужащий, то данный спор подлежит рассмотрению военным судом.

В остальных случаях дело рассматривается судом общей юрисдикции.

Как доказать в суде нахождение на иждивении военнослужащего

Итак, само понятие «нахождение на иждивении» содержит в себе условия, при которых лицо может быть признано находящимся на иждивении военнослужащего:

  • лицо должно находиться на полном содержании военнослужащего
  • или лицо должно получать от военнослужащего помощь, которая является для этого лица постоянным и основным источником средств к существованию.                                                                                                                                  Доказательствами, представляемыми истцами в подтверждение данного обстоятельства, являются, как правило:
  • справки о заработке и других доходах военнослужащего,
  • справки о заработке и других доходах супруги и совершеннолетних детей,
  • справки об обучении детей,
  • справки о состоянии здоровья лиц, претендующих на статус члена семьи военнослужащего, если состояние здоровья влечет необходимость дополнительных расходов на лекарства, лечение и т.п.,
  • справки о размере пенсии или стипендии и т.п. заинтересованных лиц, если они являются получателями таких выплат,
  • справки об инвалидности (если заинтересованные лица имеют инвалидность),
  • справки о нахождении супруги в декретном отпуске (как подтверждение того факта, что она сама не может содержать своих детей и тоже находится на содержании супруга-военнослужащего),
  • справки о неполучении алиментов и об отсутствии материальной помощи со стороны биологического отца (если членом семьи признаются дети супруга(и) от другого брака),
  • документы, подтверждающие вселение и совместное проживание с военнослужащим,
  • документы, подтверждающие ведение общего хозяйства с военнослужащим,
  • иные документы,
  • свидетельские показания.

Подробнее ознакомится с юридическими услугами, которые мы оказываем в сфере семейных отношений можно на этой странице.

Обратная связь

Ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Санкт‑Петербурга в Администрации, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования в том числе является:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • отказ Администрации, предоставляющей государственную услугу, должностного лица Администрации, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Администрацию.

Жалоба может быть направлена по почте, через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ), с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта администрации Санкт‑Петербурга (www.gov.spb.ru), федерального Портала либо Портала (www.gu.spb.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя. При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.

Заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии).

Администрация и ее должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к информации, содержащейся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в Администрацию, и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

В случае, если жалоба подана заявителем в Администрацию, в компетенцию которой не входит принятие решение по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанная Администрация направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение исполнительный орган государственной власти и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение исполнительном органе государственной власти.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

Сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего.

Доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Жалоба на решение, принятое главой Администрации, подается в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администраций. Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Администрации, предоставляющей государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации, предоставляющей государственную услугу.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава Административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличия вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличия решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Администрация сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Администрация в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке. В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации, заключившей с МФЦ соглашение о взаимодействии.

В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия государственных гражданских служащих Администрации, предоставляющей государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес главы Администрации.

В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия главы Администрации, жалоба (претензия) может быть направлена в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администраций.

Решение Администрации, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Интересное

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

На основании Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военные имеют права на получение субсидии на приобретение жилья. Субсидия выдается всем нуждающимся в жилплощади военнослужащим, отслужившим по контракту 20 лет. Размер такой субсидии может достигать 10 миллионов рублей в зависимости от условий службы. В статье мы расскажем, как правильно рассчитать величину субсидии, кто ее может получить вне очереди и какие дополнительные права в отношении жилья, в том числе и найма, имеют военнослужащие.

Государство обязано полностью обеспечивать военнослужащих всем необходимым – в том числе и жильем. Право на жилье прописано в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В дополнение к этому закону было принято Постановление Правительства от 03.02.2014 № 76, которое утверждает правила расчета субсидии на покупку жилья для военнослужащего.

Каким военнослужащим положена жилищная субсидия

В статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прописано, что субсидия может быть предоставлена военнослужащему и членам его семьи только при условии, что они относятся к нуждающимся в жилплощади в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

То есть, если у военнослужащего нет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, или не хватает нормы жилплощади на каждого человека.

Например, если квартира 35 квадратных метров находится в собственности трех людей, то есть на каждого приходится менее 12 квадратных метров – то этого мало, поэтому семья будет признана нуждающейся.

В правилах расчета субсидии указано, что если у военнослужащего есть в собственности жилье, но его площади не хватает до норматива, то расчет субсидии производится с учетом жилья, которое уже есть в собственности.

Военнослужащие имеют право на получение жилищной субсидии при условии, что они отслужили по контракту более 20 лет. Однако есть исключения.

Военнослужащему, уволенному с военной службы, общая продолжительность службы которого составила 10 лет и более, тоже положена жилищная компенсация при условии, что увольнение было произведено на одном из следующих оснований:

  • достижение пенсионного возраста:
  • по состоянию здоровья;
  • в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Если контракт на военную службу был подписан до 1998 года, то срок службы уже не учитывается, так как до 2014 года уже прошло необходимое количество лет службы для оформления жилищной субсидии.

Кто имеет право получить субсидию вне очереди

Вне очереди получить жилищную субсидию могут некоторые категории военнослужащих:

  • при наличии в семье трех и более детей;
  • жилье которых признано непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции;
  • один из членов семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним признается невозможным, в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н.

Также вне очереди могут получить жилищную субсидию члены семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения службы по контракту, который уже имел право на субсидию по общим основаниям (но, например, не успел ее оформить).

Стандарт жилплощади для военнослужащего

Стандартный размер жилплощади для военнослужащих и их семей установлен пунктом 3 Правил  № 76:

  • 33 квадратных метров на одного военнослужащего;
  • 42 квадратных метров на семью, состоящую из двух людей;
  • 18 квадратных метров на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Причем, если у военнослужащего в собственности уже есть жилье, то установленный норматив уменьшается на размер уже имеющегося жилья.

Например, семья военнослужащего состоит из четырех человек, включая его самого. В собственности есть квартира площадью 32 квадратных метров. Субсидия будет рассчитываться из общей необходимой жилплощади в 40 квадратных метров (18 кв.м. * 4 чел. – 32 кв.м.).

Дополнительная жилплощадь – что это такое

Некоторые категории военнослужащих имеют право на предоставление дополнительной жилплощади. Их можно условно разделить на 3 категории по размеру дополнительной площади:

  1. 15 квадратных метров;
  2. 18 квадратных метров или комната;
  3. 20 квадратных метров.

Право на дополнительные 15 квадратных метров жилплощади имеют следующие категории военнослужащих:

  1. командиры воинских частей;
  2. научные работники, имеющие ученую степень или звание;
  3. при наличии почетного звания РФ;
  4. преподаватели военной профессиональной образовательной организации, в том числе высшего образования или военной кафедры;
  5. наличие воинского звания полковник, равному ему или выше.

Дополнительные 18 квадратных метров или комната предоставляются военнослужащим, которые:

Право на дополнительные 20 квадратных метров к установленной норме жилплощади имеют право следующие категории военнослужащих:

  1. герои Российской Федерации, герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы;
  2. герои Труда РФ, герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
  3. военные судьи;
  4. сотрудники Следственного комитета.

Расчет размера жилищной субсидии

Правила расчета субсидии на приобретение или строительство жилья прописаны в пункте 2 Правил № 76. Размер субсидии рассчитывается по следующей формуле:

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Величина поправочного коэффициента напрямую зависит от срока службы и составляет:

  • 1,85 – срок службы от 10 до 16 лет;
  • 2,25 – срок службы от 16 до 20 лет;
  • 2,375 – срок службы от 20 до 21 года.
  • на 0,075 за каждый год военной службы свыше 21 года.
  • Максимальная величина поправочного коэффициента составляет 2,75 (включительно).
  • Величина норматива стоимости 1 квадратного метра жилья устанавливается ежегодно российским правительством.
  • Рассчитать размер субсидии можно также при помощи специального онлайн калькулятора, размещенного на официальном сайте Министерства обороны РФ по этой ссылке.

Например, семья состоит из 4 человек, один из которых – военнослужащий, отслуживший по контракту 22 года. Права на дополнительную жилплощадь нет. Жилья в собственности у военнослужащего тоже нет.

Итого, заявитель имеет право на получение жилищной субсидии в размере 8 939 651,4 рубля.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Если немного исправить наш пример и уменьшить срок службы на 7 лет, то есть до 15 лет, то размер жилищной субсидии составит 6 549 843,6 рубля (почти на 2,5 миллиона рублей меньше).

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Возьмем другой пример. Семья состоит из трех человек, военнослужащий имеет право на дополнительную площадь в размере 15 квадратных метров, так как является командиром военной части. Но у него в собственности уже есть квартира, общей площадью 34 квадратных метров. Срок службы – 20 лет и 3 месяца.

Итого, он сможет получить субсидию на приобретение жилья, а точнее, на улучшение условий проживания, в сумме 4 087 505,63 рублей.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Обратите внимание, что калькулятор самостоятельно рассчитал общую площадь жилья.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Как оформить субсидию на приобретение жилья

Для получения жилищной субсидии первоначально военнослужащему нужно встать на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

Для этого – написать заявление и приложить все необходимые документы, например, о наличии в собственности иного жилья и справку о составе семьи.

Заявление направляется в Министерство обороны РФ (можно через командира части). В день поступления заявления военнослужащий вносится в очередь.

После этого, человек может отслеживать свою очередь через онлайн-сервис «Единый реестр» на сайте Министерства обороны РФ. Для просмотра используется личный номер и проверочный код.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

После того, как очередь подошла, военнослужащему нужно будет:

  • открыть расчетный счет, куда будут перечислена субсидия;
  • подать заявление в Региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

В течение 20 календарных дней военнослужащему должен прийти ответ (положительный или отрицательный). При положительном решении деньги поступают на расчетный счет в течение 5 рабочих дней. После приобретения жилья военнослужащему необходимо отчитаться о целевом расходовании полученных денежных средств.

Отрицательное решение может прийти, например, если были предоставлены не все документы или ранее на военнослужащего было уже оформлено новое жилье.

Дополнительные льготы на жилье для военнослужащих

Кроме субсидии на приобретение или постройку жилья военнослужащие имеют право на льготы в отношении найма и приобретения жилья:

  1. компенсация аренды жилья;
  2. накопительно-ипотечная система.

О них мы расскажем кратко.

Компенсация за наем жилья

Если у военнослужащего нет жилья по месту прохождения службы, то ему придется снимать квартиру или комнату. Государство компенсирует часть суммы за наем жилья.

Размер компенсации напрямую зависит от количества людей, которые проживают с военным, и область, в котором будет снято жилье. Максимальная сумма компенсации, которая может быть выплачена военнослужащему за наем жилья в месяц, рассчитывается по следующей формуле:

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Например, если военнослужащий переехал один, то ему положен размер жилплощади в 20 квадратных метров, если вдвоем с женой – то 36 квадратных метров. При условии, что семья военнослужащего состоит из трех человек, включая его, то им положено жилье в размере не менее 43 квадратных метров, а если в семье 4 и более человека – то из расчета по 12 квадратных метров на каждого члена семьи.

Читайте также:  Бланк описи имущества при сдаче квартиры: образец и правила заполнения

Для определения размера компенсации за наем жилья можно воспользоваться онлайн-калькулятором, размещенном на официальном сайте Министерства обороны РФ, по данной ссылке.

Калькулятор прост в использовании. Необходимо выбрать только количество членов семьи и регион проживания.

Для примера мы взяли семью, состоящую из военнослужащего, его супруги и одного ребенка. Снимать квартиру планируется в Тюменской области. Итого, максимальный размер компенсации в 2021 году составит 22 228,42 рублей в месяц.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

А, например, если военнослужащий будет направлен на службу по контракту в Курскую область, то размер компенсации в 2021 году не превысит 8 332,54 рубля в месяц.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Чтобы получить компенсацию за наем жилья, военнослужащий сначала должен за ней обратиться. Для этого надо предоставить командиру воинской части:

  1. рапорт;
  2. копию договора найма;
  3. справку о составе семьи из воинской части;
  4. копию паспортов и свидетельств о рождении членов семьи военнослужащего;
  5. иные документы.

Компенсация начисляется ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия военнослужащего за истекший месяц.

Накопительно-ипотечная система

Также военнослужащим предоставляется возможность вступить в накопительно-жилищную систему (НИС) в соответствии с Постановлением Правительства от 21.02.2005 № 89. Спустя 3 года, после вступления в НИС, военнослужащий имеет право заключить договор целевого жилищного займа на приобретение или постройку жилья.

Если оба супруга являются военнослужащими и участниками НИС, то каждый из них имеет право на заключение договора целевого жилищного займа, но жилье все равно будет приобретаться в общую собственность.

Ответственным органом по функционированию и контроля НИС является ФГКУ «Росвоенипотека». На их официальном сайте можно подробно изучить нормативные документы, узнать, как стать участником НИС или как оформляется свидетельство о праве на получение ЦЖС, а также задать свой вопрос.

Более подробно о НИС можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Нормы обеспечения жильём военнослужащих на основании закона

Обеспечение жильём военнослужащих официально закреплено Федеральным законом № 117, там же расписано и то, в каких нормах оно должно быть предоставлено, а также допустимые пределы его превышения.

Эти показатели не учитываются при оформлении военной ипотеки, но принимаются во внимание при расчёте жилищной субсидии (ЕДВ). Поэтому стоит разобраться, кому и сколько квадратных метров положено.

А так же то возможно ли их превышение, и в каких пределах.

Кому положена жилплощадь

Законодательствам чётко установлена та категория военнослужащих, которые могут рассчитывать на получение квартир от государства, либо денежных средств на её приобретение. Кроме того, изменение статуса военнослужащего при его увольнении никак не влияет на получение им недвижимости от государства.

К этой категории относятся офицеры, отслужившие 10 и более лет, и признаны нуждающимися в жилье, если они были уволенные по следующим основаниям:

  1. Достижение максимально возможного срока службы,
  2. ОШМ,
  3. Состоянию здоровья.

Эти защитники Отечества, а также члены их семей обеспечиваются квартирами в собственность, по договору соцнайма (ДСН) или путём предоставления жилищной субсидии.

Расчёт субсидии также зависит от норм жилой площади, но рассчитывается немного по-другому. Размер жилой площади установлен для всех один, но он может отличаться, в зависимости от формы обеспечения недвижимостью. Например, порядок обеспечения служебным жильём военнослужащих немного отличается.

Другие силовые ведомства также обеспечивают нуждающихся жильём в соответствии с нормами. Например, предоставление жилья военнослужащим ФСБ осуществляется в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения местной Администрации, но не более 18 м2 на человека.

Норма кв м в натуральном виде

Норма жилья уволенным военнослужащим составляет 18 кв.м. на него и всех членов семьи. В силу некоторых особенностей жилых помещений многоквартирного дома этот показатель может быть увеличен, но не более чем на 9 кв.м.

Эти нормы выдачи жилья военнослужащим распространяются на недвижимость, предоставляемую по договору социального найма или собственность.

При гибели или смерти офицера, его семья обеспечивается недвижимостью с учётом всех проживавших совместно с погибшим офицером членов семьи, на момент гибели.

Кроме того, правила предоставления жилья для военнослужащих содержит нормы распределения жилой площади военнослужащим увеличенные от 15 до 25 кв.м., для следующей категории офицеров:

  • в звании полковника, проходящем военную службу или уволенным по достижению максимального возраста, ОШМ, состоянию здоровья,
  • научным работникам — военнослужащим, имеющим научную степень или звание,
  • преподавателям воинских учебных ВУЗов,
  • командиры воинских частей,
  • защитникам Отечества, получившим почётное звание РФ.

Если у офицера несколько оснований, то льготные квадратные метры могут быть предоставлены только по одному из имеющихся оснований.

Кроме того, если при распределении квартир в собственность, норматив площади для военных превышают допустимые пределы, то согласно действующему законодательству лишние квадратные метры можно передать в собственность офицеру при условии оплаты им дополнительной жилплощади.

Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи

Такой вариант даёт возможность получить права на квартиру гораздо большей площади, чем ему положено по закону. Но такое возможно, только при получении недвижимости в собственность.

Однако при получении квартиры в собственность, или по ДСН, принимается во внимание и наличие у защитника Отечества или членов семьи в собственности недвижимости. Жилищное обеспечение уволенным военнослужащим, имеющим в наличии жильё, квадратные метры вычитаются из положенной жилплощади.

Стоит отметить, что нормы жилплощади для военнослужащих значительно выше минимальных показателей предоставления жилья гражданским лица, которые действуют согласно Жилищному кодексу, и составляют всего 12 кв.м. на одного человека.

Кроме того, эти показатели значительно превышают минимальные нормативы жилплощади, которые учитываются при учёте граждан как нуждающихся в жилье.

Эти показатели устанавливаются для каждого региона в отдельности, и, к примеру, в Москве на сегодняшний день составляют 10 кв.м. для отдельной квартиры и 15 кв.м. для коммунальной.

Норма м2 при расчёте ЕДВ

Расчёт субсидии закреплён Постановлением Правительства, и учитывает интересы одиноких защитников Отечества, а так же тех, кто не имеет детей. Для них установленные квадратные метры завышаются до 33 и 42 кв.м.

соответственно.

Кроме того, при расчёте ЕДВ, как и при выдаче жилья в натуральном виде принимается во внимание и наличие у офицера оснований для получения субсидии на льготные метры в размере, не превышающем 15 кв.

м.

При расчёте суммы принимается во внимание и стаж службы, который учитывается с помощью повышающего коэффициента, показатели которого зависят от срока службы.

При наличии у защитника Отечества или членов семьи по договору соц.найма или в собственность другой жилплощади, её размеры будут вычтены при расчёте нормы предоставления жилой площади военнослужащим.

Однако, несмотря на расчёт ЕДВ исходя из норм получения недвижимости офицерами, недвижимость, купленная на выданные денежные средства, может значительно превышать установленные законом нормативы.

Более того, при покупке квартиры могут быть использованы и собственные средства. Это не противоречит законодательству и позволит офицеру приобрести более просторное и удобное жилье в надёжном доме.

Военная ипотека и нормы жилья

Для защитников Отечества хорошей альтернативой обеспечения жильём может послужить, так называемая, военная ипотека или накопительно-ипотечная система (НИС) жилобеспечения.

При расчёте и получении ЦЖЗ не имеет значение наличие или отсутствие другой недвижимости. Кроме того, не учитывается стаж службы, звание и фактическая заработная плата.

То есть при таком подходе у всех офицеров равные права на получение льготного кредита, позволяющего за счёт государства приобрести в собственность желанную квартиру.

Несомненным плюсом является и то, что недвижимость может быть куплена в любом регионе нашей страны вне зависимости от места фактического проживания или прохождения службы.

При таком подходе, защитнику Отечества не придётся ждать 10 и более лет, для того, чтобы получить квартиру от государства, ведь кредитные обязательства могут быть погашены из собственных средств.

Для участников НИС имеется возможность использования материнских денег для погашения части кредита.

Общий бал: 5

Признание членом семьи военнослужащего, помощь адвокатской конторы Захаровой и Лермонтовой

К этим социальным гарантиям относятся:
– обеспечение жильем (ст.15 ФЗ РФ) или предоставление социальной выплаты на приобретение жилья бывшим военнослужащим;
– право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях (п.3 ст.

16 ФЗ РФ);
– выплата подъемного пособия и суточных на каждого члена семьи при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт (п.3 ст.

13 ФЗ РФ);
– обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с оплатой 50 процентов стоимости путевки, выплата денежной компенсации (п.4 ст.16 ФЗ РФ);
– право на перевод в образовательные учреждения, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства военнослужащего или лица, уволенного с военной службы (п.6 ст.19 ФЗ РФ);
– проезд на безвозмездной основе: от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы; один раз в год – к месту использования отпуска и обратно; на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно; при увольнении военнослужащего   к избранному месту жительства (ст.20 ФЗ РФ);

  • – и иные меры социальной защиты.
  • Кто относится к членам семьи военнослужащего
  • К членам семей военнослужащих, а так же бывших военнослужащих, уволенных с военной службы, на которых распространяются установленные вышеуказанным законом социальные гарантии, компенсации, относятся:
  • супруг (супруга);
  • несовершеннолетние дети;
  • дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
  • дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
  • лица, находящиеся на иждивении военнослужащего.
Читайте также:  Как подать заявление о наследстве из израиля

Если с детьми (кровными и усыновленными) и супругой все ясно и понятно, то в отношении детей супруга(и) от другого брака и иных родственников военнослужащего (в том числе и уволенного с воинской службы) все складывается не так однозначно.

Именно в отношении таких лиц органы командование воинских частей, как правило, отказывает во внесении их в личное дело военнослужащего в качестве членов его семьи.

И вот в этом случае на помощь приходит указание в законе на лиц, находящихся на иждивении военнослужащего, как на членов его семьи.

Только эта категория граждан может быть признана членом семьи военнослужащего в судебном порядке.

Кто является лицом, находящимся на иждивении военнослужащего

Законодательство о статусе военнослужащих не раскрывает понятия термина “иждивение”, в связи с чем для его определения используется понятие, установленное Федеральным законом от 17.12.2001 No173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Согласно этому закону члены семьи признаются состоявшими на иждивении кормильца, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.


Иные обстоятельства (степень родства, совместное проживание, ведение общего хозяйства и прочее) определяющего значения для разрешения споров о праве на социальные гарантии, предусмотренные для членов семьи военнослужащих, не имеют, но могут иметь вспомогательное значение для установления факта нахождения на иждивении.

При этом право на обеспечение жилым помещением членов семьи военнослужащего возникает только у тех иждивенцев, которые проживают совместно с военнослужащим.

Кто может обратиться в суд с требованием о признании членом семьи военнослужащего (кто будет являться истцом и ответчиком)

  1. С таким требованием может обратиться сам военнослужащий.

    Но до подачи искового заявления в суд военнослужащий должен обратиться к командиру соответствующей войсковой части с рапортом о внесении того или иного лица, не являющегося супругом или ребенком военнослужащего, в личное дело в качестве члена его семьи.

    В этом случае истцом будет сам военнослужащий, а ответчиками будут Министерство Обороны РФ и соответствующая войсковая часть.

    Лицо, признание которого членом семьи требует военнослужащий, в данном споре указывается в качестве третьего лица (если это несовершеннолетний ребенок, то в его интересах действует родитель, как законный представитель).

  2. Так же с требованием о признании членом семьи военнослужащего обратиться в суд может лицо, претендующее на статус члена семьи (если это несовершеннолетний ребенок, то в его интересах обращается родитель, как законный представитель).
    В этом случае истцом будет лицо, претендующее на статус члена семьи военнослужащего, а ответчиками будут Министерство Обороны РФ и соответствующая войсковая часть. В качестве третьего лица привлекается сам военнослужащий.

Порядок обращения в суд с требованием о признании членом семьи военнослужащего

Несмотря на то, что установление факта нахождения на иждивении предусмотрено в порядке особого производства (п.2 ч.2 ст.264 ГПК РФ), дела о признании граждан членами семьи военнослужащих рассматриваются судом, как правило, в порядке искового производства.

Такой порядок рассмотрения отвечает требованиям ч.3 ст.

263 ГПК РФ, поскольку в данном случае имеет место спор о праве таких лиц на получение социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих, что исключает возможность их рассмотрения в особом производстве.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.7 Федерального конституционного закона от 23.06.

1999 N 1-ФКЗ “О военных судах Российской Федерации” гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений подсудны военным судам.
Следовательно, если с иском о признании членом своей семьи обращается сам военнослужащий, то данный спор подлежит рассмотрению военным судом.

В остальных случаях дело рассматривается судом общей юрисдикции.

Как доказать в суде нахождение на иждивении военнослужащего

Итак, само понятие «нахождение на иждивении» содержит в себе условия, при которых лицо может быть признано находящимся на иждивении военнослужащего:

  • лицо должно находиться на полном содержании военнослужащего
  • или лицо должно получать от военнослужащего помощь, которая является для этого лица постоянным и основным источником средств к существованию.                                                                                                                                  Доказательствами, представляемыми истцами в подтверждение данного обстоятельства, являются, как правило:
  • справки о заработке и других доходах военнослужащего,
  • справки о заработке и других доходах супруги и совершеннолетних детей,
  • справки об обучении детей,
  • справки о состоянии здоровья лиц, претендующих на статус члена семьи военнослужащего, если состояние здоровья влечет необходимость дополнительных расходов на лекарства, лечение и т.п.,
  • справки о размере пенсии или стипендии и т.п. заинтересованных лиц, если они являются получателями таких выплат,
  • справки об инвалидности (если заинтересованные лица имеют инвалидность),
  • справки о нахождении супруги в декретном отпуске (как подтверждение того факта, что она сама не может содержать своих детей и тоже находится на содержании супруга-военнослужащего),
  • справки о неполучении алиментов и об отсутствии материальной помощи со стороны биологического отца (если членом семьи признаются дети супруга(и) от другого брака),
  • документы, подтверждающие вселение и совместное проживание с военнослужащим,
  • документы, подтверждающие ведение общего хозяйства с военнослужащим,
  • иные документы,
  • свидетельские показания.

Подробнее ознакомится с юридическими услугами, которые мы оказываем в сфере семейных отношений можно на этой странице.

Обратная связь

Ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Санкт‑Петербурга в Администрации, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования в том числе является:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • отказ Администрации, предоставляющей государственную услугу, должностного лица Администрации, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Администрацию.

Жалоба может быть направлена по почте, через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ), с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта администрации Санкт‑Петербурга (www.gov.spb.ru), федерального Портала либо Портала (www.gu.spb.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя. При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.

Заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии).

Администрация и ее должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к информации, содержащейся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в Администрацию, и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

В случае, если жалоба подана заявителем в Администрацию, в компетенцию которой не входит принятие решение по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанная Администрация направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение исполнительный орган государственной власти и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение исполнительном органе государственной власти.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

Сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего.

Доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Жалоба на решение, принятое главой Администрации, подается в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администраций. Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Администрации, предоставляющей государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации, предоставляющей государственную услугу.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава Административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличия вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличия решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Администрация сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Администрация в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке. В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации, заключившей с МФЦ соглашение о взаимодействии.

В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия государственных гражданских служащих Администрации, предоставляющей государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес главы Администрации.

В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия главы Администрации, жалоба (претензия) может быть направлена в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администраций.

Решение Администрации, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.