Вопросы юристу

Перерасчет платы за коммунальную услугу

Накануне изменения тарифов за ЖКУ потребители требуют перерасчёта платы, начисленной им ранее исходя из среднемесячного потребления или норматива из-за отсутствия показаний ИПУ, даже через суд. Рассмотрим случаи, когда суды в таких спорах приняли сторону исполнителя коммунальных услуг и отказали жителям в перерасчёте.

Перерасчет платы за коммунальную услугуПерерасчёт платы за коммунальные услуги

Потребитель обязан платить в срок в полном объёме

Суды, рассматривающие споры между жителями домов и исполнителями коммунальных услуг о верности показаний индивидуальных приборов учёта и начислений платы за ЖКУ, руководствуются положениями:

Право потребителя передавать исполнителю коммунальных услуг показания индивидуальных приборов учёта подтверждено определением Верховного Cуда РФ от 19.03.2013 № АПЛ 13-82 и закреплено в пп. к (1) п. 33 ПП РФ № 354.

В п. 31 ПП РФ № 354 зафиксирована обязанность ИКУ принимать показания счётчиков, использовать их при расчёте размера платы за КУ в том расчётном периоде, когда они были сняты, а также проводить проверки состояния ИПУ и достоверности предоставляемых сведений.

Согласно п. 42 ПП РФ № 354, исполнитель коммунальных услуг обязан делать расчёт платы за КУ на основании показаний счётчиков в случае их предоставления потребителем.

В ином случае, расчёт платы производится в течение трёх месяцев – исходя из среднемесячного объёма потребления, а затем – исходя из установленных нормативов без применения повышающих коэффициентов (пп.

«б» п. 59, п. 60 ПП РФ № 354).

Не все собственники регулярно передают показания ИПУ, а накануне повышения тарифов на ЖКУ они массово направляют данные счётчиков исполнителю коммунальных услуг.

Они требуют у ИКУ перерасчёт платы, сделанной расчётными методами, за предыдущие периоды.

Такая ситуация не только перегружает УО и РСО, но и способствует формированию отрицательного объёма ресурсов, потреблённых на содержание ОИ МКД. А его управляющей организации никто не компенсирует.

Как рассказала в одном из выпусков видео-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Госдумы РФ Елена Шерешовец, в случае несвоевременной передачи потребителем показаний ИПУ исполнитель коммунальных услуг может не делать перерасчёт. Это подтверждают решения и определения судов, которые рассматривали подобные споры летом и осенью 2017 года. Разберём их подробнее.

Перерасчет платы за коммунальную услугуУправляющие компании заплатят штрафы жильцам за неправильное начисление КУ

Верховный Суд встал на сторону РСО

Как следует из материалов дела, в 2016 году накануне повышения тарифов собственник части жилого дома в Ижевске передала показания ИПУ и внесла в РСО предоплату за несколько месяцев по тарифам, действовавшим на момент платежа. При этом по лицевому счёту абонента числилась задолженность, сформировавшаяся за предыдущие расчётные периоды.

После изменения тарифов на КУ сетевая компания провела проверку счётчика, установленного в доме потребителя, и передала в РСО снятые показания.

Эти данные легли в основу перерасчёта – уже по новым тарифам, с чем потребитель не согласилась. В июне 2017 года она обратилась с иском в районный суд, требуя перерасчёта по тарифам, действовавшим на момент внесения предоплаты.

При рассмотрении дела суд напомнил, что потребители оплачивают фактически принятый объём ресурса согласно данным прибора учёта (ст. 544 ГК РФ). Они обязаны ежемесячно полностью оплачивать КУ (ч. 1 ст. 153, ч. 1 ст.

155 ЖК РФ) или вносить плату предварительно, в счёт будущих расчётных периодов (пп. «г» п. 65 ПП РФ № 354).

При этом потребитель не может вносить за КУ произвольные суммы, а авансовый платёж не изменяет стоимость услуг, установленную на момент её оказания.

В суде поставщик электроэнергии доказал, что расчёт платы за ресурс проводился согласно п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354.

Поскольку в спорный период истец не передавала показаний ИПУ, разницу между последними предоставленными ею сведениями и данными, зафиксированными сетевой компанией, РСО отнесла к расчётному периоду, когда сетевая организация проводила проверку счётчика (п. 171 разд. 10 ПП РФ от 04.05.2012 № 442, п. 31 ПП РФ № 354). Плата начислялась согласно действовавшим на тот момент тарифам.

Суд согласился с доводами поставщика электроэнергии и отклонил требования о перерасчёте и иные претензии, которые истец предъявляла к исполнителю коммунальных услуг.

В сентябре 2017 года Верховный Суд Удмуртской республики, куда потребитель подала апелляцию, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение в силе.

Перерасчет платы за коммунальную услугуВерховный суд РФ о взыскании задолженности по договору теплоснабжения

Суд отказал потребителю в перерасчёте задолженности

Похожее дело в июне 2017 года рассмотрел районный суд Ульяновска. Собственник квартиры в МКД подал иск против управляющей компании с требованием о перерасчёте задолженности за ЖКУ.

Долг формировался три года и к моменту подачи иска превысил 300 тысяч рублей. Потребитель с суммой не согласился: он произвел собственные расчёты по «среднему» тарифу за весь период задолженности.

Истец указал, что УК была обязана провести проверку счётчиков, но в спорном периоде ни разу этого не сделала.

Как установил суд, показания ИПУ истца по учёту ГВС, ХВС, электроэнергии не передавались в УК с 2013 года. Расчёт платы за КУ производился согласно п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354.  Выставленные управляющей компанией счета оплачивались потребителем нерегулярно и не в полном объёме, что привело к образованию задолженности и начислению пени на сумму долга.

Суд пояснил истцу, что УК обязана рассчитывать плату за КУ по показаниям ИПУ только в том случае, когда потребитель их передаёт. То, что в спорный период исполнитель коммунальных услуг не проводил проверки приборов учёта, не является основанием для перерасчёта или не оплаты выставленных счетов.

Районный суд встал на сторону управляющей компании и отказал потребителю в удовлетворении иска.

Областной суд, рассмотревший апелляцию потребителя, не нашёл в деле оснований для отмены или изменения решения районного суда и отклонил жалобу.

Перерасчет платы за коммунальную услугуЧто нужно знать о проверке и замене приборов учёта электроэнергии

Выводы

Дела о перерасчёте, решения по которым принимались в пользу исполнителя коммунальной услуги, имеют несколько одинаковых моментов:

  1. Истцами в этих судах выступали потребители, которые на протяжении длительного периода не только не передавали показания приборов учёта, но и не оплачивали выставленные счета.
  2. Судьи придерживались позиции, что потребитель должен быть заинтересован в предоставлении показаний счётчиков исполнителю коммунальных услуг, чтобы начисление платы производилось за фактически потребленные ресурсы, а не расчётными методами.
  3. Факт отсутствия со стороны ИКУ проверок приборов учёта не влиял на решение суда.

Можно сказать, что сформировалась положительная для УО судебная практика, согласно которой после изменения тарифов ИКУ может не производить перерасчёт платы потребителям, которые в течение длительного времени не передают показания и не оплачивают ЖКУ.

Некачественные коммунальные услуги: основания перерасчета платы и риски его непроведения

Перерасчет платы за коммунальную услугу

  • Необходимость перерасчета платы за некачественные коммунальные услуги принято связывать с самостоятельной фиксацией потребителем факта предоставления некачественных услуг.
  • Но обязанность по проведению перерасчетов может быть связана и с иными фактами, в частности, с фиксацией предоставления некачественных услуг самим исполнителем коммунальных услуг.
  • У такой зависимости есть вполне осязаемая правовая и правоприменительная подоплека.

Основания для перерасчета, предусмотренные в законе

В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель обязан:

  • предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, указанными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
  • при наличии оснований, производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
  1. В силу части 4 статьи 157 ЖК РФ в качестве последствия предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, и (или) с нарушением качества предусмотрено изменение размера платы за коммунальные услуги (реализуемое в порядке, установленном Правительством РФ в Правилах № 354).
  2. В свою очередь, в пункте 98 Правил № 354 определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения от оплаты такой услуги.
  3. Согласно же пункту 150 Правил № 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения.
  4. Вывод
  5. Таким образом, из приведенных норм следует, что необходимость перерасчета размера платы связывается с фактом предоставления некачественных коммунальных услуг.
Читайте также:  Как получить справку, если есть задолженность по коммунальным платежам

Выявление исполнителем факта предоставления некачественных услуг – основание для перерасчета

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентирован разделом X Правил № 354.

Данный порядок предусматривает в т.ч. и алгоритм действий исполнителя при самостоятельном обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Так, согласно пунктам 104, 107, подпункту «а» пункта 111 Правил № 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является, в частности:

  • дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей (указанные исполнителем в журнале учета таких фактов);
  • дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений (если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения).

Соответственно, обязанность исполнителя коммунальных услуг произвести перерасчет платы связывается не только с какими-либо активными действиями (например, с заявлением) потребителя услуг, но и с самостоятельным выявлением факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Такая связь отчасти подтверждается и пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Из его содержания следует, что при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания.

Вывод

Таким образом, заявительный порядок осуществления перерасчета платы при предоставлении потребителю некачественных услуг является не единственно возможным.

Обязанность исполнителя произвести перерасчет платы может быть связана и с иными основаниями (не связанными с заявлением потребителя), в т.ч.

и с самостоятельным выявлением исполнителем факта предоставления услуг ненадлежащего качества.

Ответственность исполнителя за непроведение инициативного перерасчёта

С учетом вышеизложенного логично предположить, что в случае самостоятельного выявления исполнителем факта оказания некачественных услуг, перерасчет должен быть произведен исполнителем в инициативном порядке.

Непроведение же исполнителем инициативного перерасчета может быть сопряжено со значительными юридическими рисками, обусловленными следующими возможными вариантами квалификации такого бездействия исполнителя и/или его менеджмента.

1. Мошенничество (хищение чужого имущества или приобретения права на него путем обмана или злоупотребления доверием) (ст. 159 УК РФ).

Справка

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.11.

2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений либо в умолчании об истинных фактах либо в умышленных действиях (например, использование различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение. Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности, к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества.

2. Злоупотребление доминирующим положением на рынке реализации коммунальных ресурсов/услуг (статья 14.31 КоАП РФ).

Справка

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.

2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

3. Обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ).

Справка

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, относящихся к различным формам обмана потребителей (в т.ч., в форме обсчета потребителей).

Соответственно, если исполнитель, заведомо зная о факте предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, умалчивает об этом факте и не производит перерасчет платы, указанные действия могут быть квалифицированы правоприменительными органами в качестве обмана потребителей.

Кроме того, необходимо учитывать и возможные гражданско-правовые риски исполнителя, связанные с непроведением инициативного перерасчета. Такие риски могут, в частности, выражаться во взыскании потребителями с исполнителя:

  • неосновательного обогащения (в размере разницы между размером фактически начисленной потребителям платы и размером платы, подлежащим внесению потребителями с учетом перерасчета) по статье 1102 ГК РФ;
  • процентов за пользование чужими средствами по статье 1107 ГК РФ;
  • штрафа в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить с учетом перерасчета (часть 6 статьи 157 ЖК РФ).

Сonsultant.zhane — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

Жилищно-коммунальные услуги

Узнаете, какой должна быть температура горячей воды, как начисляется плата за коммунальные услуги, за что платят собственники, кроме оплаты коммунальных услуг, потребленных в собственной квартире.

Коммунальные услуги – это деятельность по подаче потребителям коммунальных ресурсов (холодная и горячая вода, электричество, газ, тепловая энергия) и оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для обеспечения благоприятных и безопасных условий использования помещений в МКД.

В случае несоблюдения данных требований нужно немедленно сообщить об этом в диспетчерскую службу своей управляющей организации или Единую диспетчерскую службу Московской области. Если это не помогает, стоит обратиться в Госжилинспекцию Московской области.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению зависит от:

  • объема потребленного за расчетный период коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, а также объема потребления на общедомовые нужды для отопления;
  • тарифа на коммунальный ресурс.

Плата начисляется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги и тарифа на коммунальный ресурс. Для потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению и газоснабжению, у которых не установлены счетчики, работает повышающий коэффициент 1,5. Он не будет действовать, если отсутствует техническая возможность установки прибора учета, подверженная актом.

[Плата за электроэнергию] = [тариф] х [объем потребленных услуг]

[Плата за электроэнергию] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Скидка на оплату электроэнергии для жителей сельских территорий составляет 30%, а для пользователей электрических плит – 27,4%.

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:

  • пользоваться двух- и трехставочными счетчиками;
  • пользоваться техникой с высоким классом энергоэффективности (А, А+, А++).

[Плата за отопление] = [тариф] х [объем потребленных услуг (индивидуальное потребление + общедомовые нужды)]

[Плата за отопление] = [тариф] х [норматив потребления] х [площадь квартиры]

  • поставить общедомовой прибор учета. Это поможет снизить плату на 20-30%;
  • следить за общедомовыми помещениями – двери и форточки на лестничных площадках должны быть закрыты.

[Плата за холодную воду] = [тариф] х [объем потребленных услуг]

[Плата за холодную воду] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:

  • установить счетчик;
  • следить за исправностью сантехники.
  • [Тариф на холодную воду] + [тариф на тепловую энергию] х [норматив на подогрев 1 м³ холодной воды]
  • [Стоимость 1 м³ горячей воды] х [объем потребленных услуг]
  • Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:

  • установить счетчик;
  • следить за исправностью оборудования.

[Плата за газ] = [тариф] х [объем потребленных услуг]

[Плата за газ] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

  • установить счетчик;
  • следить за исправностью оборудования.
  1. [Плата за вывоз ТКО (мусора)] = [тариф регионального оператора] х [норматив/объем] х [площадь квартиры]
  2. 1. Неработающие пенсионеры:
  3.    — прекратившие трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию – на 30%;
  4.    — достигшие возраста 70 лет и старше – на 50%;
  5.    — достигшие возраста 80 лет и старше – на 100%.
Читайте также:  Налог с продажи машины, купленной более 3 лет назад

2. Льготники, имеющие право на компенсацию расходов на ЖКУ.

  • Для жителей Московской области разработан специальный сервис, где можно найти актуальные тарифы, установленные для муниципалитетов и ресурсоснабжающих компаний.
  • Калькулятор расчета стоимости вывоза твердых коммунальных отходов (мусора)
  • Калькулятор расчета стоимости горячей воды
  • Распоряжение от 20.10.2020 № 386-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области».

Уменьшение размера платы за ЖКУ при их предоставлении ненадлежащего качества

Организации, обеспечивающие многоквартирные и частные дома коммунальными услугами, обязаны соблюдать требования законодательства по их качеству.

Если вдруг из крана пошла ржавая вода или батареи зимой чуть теплые, или в подъезде грязно уже месяц, то коммунальные услуги и услуги по содержанию общедомового имущества предоставляются ненадлежащего качества. В таких случаях оплата за ЖКУ должна быть уменьшена.

В каких еще случаях она должна быть пересмотрена? Что делать при выявлении ненадлежащего качества коммунальных услуг? Как грамотно составить акты и иные документы, необходимые для пересмотра оплаты ЖКУ или для контролирующих и судебных органов?

Случаи, когда можно уменьшить оплату услуг ЖКХ

В соответствии с п. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги может быть изменен в двух случаях:

  • — предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
  • — предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
  • Этим же пунктом установлено что лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Наниматели (собственники) также имеют право на изменение размера платы за содержание жилого помещения при оказании услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в вышеуказанных случаях. Такое изменение производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 156 Жилищного кодекса РФ).

Такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

В частности, п.

150 Правил предусмотрено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

  1. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» в следующих случаях:
  2. — если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;
  3. — если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении № 1 к Правилам;
  4. — если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
  5. — если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
  6. — если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

— если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении № 1 к Правилам.

Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.);

  • — если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;
  • — в других случаях, предусмотренных договором.
  • Обратите внимание!

Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.

К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

  1. Приложение № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг устанавливает требования к качеству коммунальных услуг:
  2. — допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг и допустимые отклонения качества коммунальных услуг;
  3. — условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при их предоставлении ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
  4. Например, в случае прекращения подачи холодной воды единовременно более чем на 4 часа за каждый последующий час размер платы за данную коммунальную услугу за расчетный период должен быть снижен на 0,15%.
  5. Как зафиксировать предоставление некачественных коммунальных услуг

Необходимо четко представлять процедуру оформления актов о предоставлении некачественной коммунальной услуги и соблюдать ее. Иначе можно потратить массу сил и времени с нулевым результатом.

При обращении к исполнителю следует требовать не только перерасчета оплаты, но и устранения причин предоставления некачественных услуг.

Процедура оформления некачественного предоставления коммунальных услуг едина для всех видов таких услуг.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен в разд. X Правил предоставления коммунальных услуг.

Исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая компания по договору управления домом или ТСЖ (кооператив), если у собственников заключен с ними договор, включающий условия предоставления коммунальных услуг. В этом случае ответственность за качество предоставляемых услуг соответственно несет организация, управляющая многоквартирным домом (МКД).

Если у собственников договор поставки коммунального ресурса заключен напрямую с ресурсоснабжающей организацией, то именно она будет нести ответственность за режим и качество подачи коммунальной услуги.

В случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг).

Такое сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в журнале приема заявок аварийно-диспетчерской службы.

Потребитель обязан сообщить свои Ф.И.О., точный адрес проживания, а также вид предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества (п. 106 Правил предоставления коммунальных услуг).

В ответ сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю свои Ф.И.О., регистрационный номер заявки и время ее приема.

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известна управляющая этим домом организация, он обязан незамедлительно довести до нее полученную информацию.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества услуг. А также уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс, о дате и времени проведения проверки.

Время проведения проверки назначается не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом (п. 108 Правил предоставления коммунальных услуг).

По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, подписывается заинтересованными лицами, участвующими в проверке (их представителями).

Первый экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются лицам, участвующим в проверке (п. 109 Правил предоставления коммунальных услуг).

  • При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами.
  • Далее в ходе проверки факт предоставления некачественных услуг может:
  • 1) подтвердиться;
  • 2) не подтвердиться.
  • Данные варианты развития событий имеют различные последствия.
  • Если факт нарушения качества коммунальной услуги подтвержден, то в акте проверки указываются:
  • — дата и время проведения проверки;
  • — выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги;
  • — использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений;
  • — выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
  • Такой акт служит основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
  • При возникновении споров по качеству можно инициировать независимую экспертизу
Читайте также:  Как принудить владельце сайтов удалить недостоверную информацию.

Иногда в ходе проверки качества коммунальной услуги и (или) величины ее отступления от установленных параметров возникает спор. В этом случае любой участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Расходы на ее проведение несет исполнитель. Однако, если в результате такой экспертизы будет установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, потребитель обязан будет возместить исполнителю расходы на ее проведение.

  1. Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, а также не позднее трех рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки.
  2. Если никто из заинтересованных лиц не заявил о проведении экспертизы, но спор о качестве коммунальной услуги остался неразрешенным, определяются дата и время проведения повторной проверки с участием приглашенных исполнителем:
  3. — представителей ГЖИ;
  4. — представителей общественного объединения потребителей.

В акте повторной проверки должны быть указаны дата и время ее проведения. Представителям, участвующим в подписании акта, исполнитель обязан передать по одному экземпляру акта повторной проверки (п. 110 Правил предоставления коммунальных услуг).

Что делать если исполнитель не явился на проверку качества коммунальных услуг

Напоминаем, что потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. Указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета МКД (председателем ТСЖ или кооператива, если управление МКД осуществляется товариществом или кооперативом).

  • Такая возможность прямо предусмотрена п. 110 (1) Правил предоставления коммунальных услуг:
  • — при непроведении исполнителем проверки в установленный срок (не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время, п. 108 Правил предоставления коммунальных услуг);
  • — при невозможности уведомить исполнителя о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.
  • Что нужно учесть при обращении в суд

Верховный суд РФ в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.

2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснил, что при определении родовой подсудности споров, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг нанимателями (собственниками), следует руководствоваться правилами, установленными статьями 23 и 24 Гражданский процессуальным кодексом РФ.

Например, иски о перерасчете платы в связи с оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, подсудны мировому судье, а иски об определении порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как иски, не подлежащие оценке, подсудны районному суду.

Обратите внимание! Потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей).

При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 Гражданского процессуального кодекса РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

13 декабря 2019, 18:12 by root

Информация от ведомств

Согласно статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации
граждане и организацииобязаны своевременно и полностью вносить
плату за коммунальные услуги.

Однако, часто возникают ситуации,
когда вквартире временно отсутствуют жильцы по различным причинам:
командировки, учебные отпуска, путешествия, стационарное лечение и
др.

В таких случаяху потребителей возникаетвопрос о возможности
перерасчета размера платы закоммунальные услуги, таккак
использовались они не в полном объеме.

Данное право предусмотрено постановлением правительства
Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении
коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в
многоквартирных   домах и жилых домов» (далее
Постановление № 354).

Пункт 86 данного Постановления гласит «При
временном, более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии
потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или
общим (квартирным) прибором учета при отсутствии технической
возможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы
за предоставленную потребителю коммунальную услугу». 
Распространяется ли данная норма на вывоз твердых коммунальных
отходов (ТКО)?

В 2017 в правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных
постановлением Правительства № 354, были добавлены изменения –
внесен новый XV (1) раздел, которым регламентируется предоставление
услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, так как согласно
статьи   154 Жилищного кодекса РФ обращение с ТКО стало
входить в коммунальные услуги, ранее оно входило в содержание
общедомового имущества и не подлежало перерасчету при временном
отсутствии. 

Согласно пункту 148(44) указанного Постановления при временном,
то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии
потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера
платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными
отходами в предусмотренном законом порядке, а именно: заявление о
перерасчете размера платы за коммунальные услуги нужно подать в
управляющую компанию до начала периода временного отсутствия или не
позднее 30 дней после его окончания.

Потребитель считается временно не проживающим в жилом помещении,
если он отсутствует более пяти календарных дней подряд.

Сделать
перерасчет за вывоз мусора можно только в случае отсутствия
человека от пяти дней до шести месяцев по месту жительства.

 
Временное отсутствие необходимо подтвердить соответствующими
документами (билеты, справка из лечебного учреждения,
командировочное удостоверение, счет за проживание в гостинице и
другие).

Для перерасчета с
заявлением о перерасчете размера платы за коммунальные услуги с
указанием периода временного отсутствия следует обратиться в
управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный
кооператив или  к региональному оператору по обращению с
твердыми коммунальными отходами ( если в многоквартирном доме 
заключены прямые договоры на вывоз ТКО между собственниками и
региональным оператором) .

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится
пропорционально количеству полных календарных дней временного
отсутствия потребителя. Не учитываются день отъезда и день
возвращения, согласно п.90 Постановления 354. 

Однако, многие управляющие компании, региональные операторы
отказывают произвести перерасчет платы в том случае, если в регионе
«мусорная» коммунальная услуга оплачивается исходя из общей площади
жилья, и в качестве расчетной единицы принимается норматив
накопления ТКО на 1 кв. м жилплощади, так как не установлен порядок
и нет методики перерасчета.

В данном случае стоит обратиться в суд.

   Например,
житель Московской области обратился в Управляющую компанию с
заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги, так как в
квартире проживает он один и в течение двух месяцев отсутствовал,
подтверждающие документы были представлены.

Управляющая компания
отказала в перерасчете только за вывоз ТКО.  Потребитель
обратился в суд. Суд встал на сторону потребителя. 
Балашихинским городским судом Московской области от 29 ноября 2019
по делу № 2-5705/2019 было установлено:

  • — региональный оператор факт отсутствия потребителя в жилом
    помещении не оспаривает;
  • — спорная услуга не относится к услугам по содержанию
    общедомового имущества, перерасчет которых в связи с отсутствием
    потребителя прямо запрещен Постановлением № 354;
  • — отсутствие утвержденной методики перерасчета платы за спорную
    услугу, не должно ущемлять прав истца как потребителя
    жилищно-коммунальных услуг.
  • Таким образом, по данной коммунальной услуге возможен
    перерасчет в связи с временным отсутствием
    потребителя.
Интересное

Перерасчет платы за коммунальную услугу

Накануне изменения тарифов за ЖКУ потребители требуют перерасчёта платы, начисленной им ранее исходя из среднемесячного потребления или норматива из-за отсутствия показаний ИПУ, даже через суд. Рассмотрим случаи, когда суды в таких спорах приняли сторону исполнителя коммунальных услуг и отказали жителям в перерасчёте.

Перерасчет платы за коммунальную услугуПерерасчёт платы за коммунальные услуги

Потребитель обязан платить в срок в полном объёме

Суды, рассматривающие споры между жителями домов и исполнителями коммунальных услуг о верности показаний индивидуальных приборов учёта и начислений платы за ЖКУ, руководствуются положениями:

Право потребителя передавать исполнителю коммунальных услуг показания индивидуальных приборов учёта подтверждено определением Верховного Cуда РФ от 19.03.2013 № АПЛ 13-82 и закреплено в пп. к (1) п. 33 ПП РФ № 354.

В п. 31 ПП РФ № 354 зафиксирована обязанность ИКУ принимать показания счётчиков, использовать их при расчёте размера платы за КУ в том расчётном периоде, когда они были сняты, а также проводить проверки состояния ИПУ и достоверности предоставляемых сведений.

Согласно п. 42 ПП РФ № 354, исполнитель коммунальных услуг обязан делать расчёт платы за КУ на основании показаний счётчиков в случае их предоставления потребителем.

В ином случае, расчёт платы производится в течение трёх месяцев – исходя из среднемесячного объёма потребления, а затем – исходя из установленных нормативов без применения повышающих коэффициентов (пп.

«б» п. 59, п. 60 ПП РФ № 354).

Не все собственники регулярно передают показания ИПУ, а накануне повышения тарифов на ЖКУ они массово направляют данные счётчиков исполнителю коммунальных услуг.

Они требуют у ИКУ перерасчёт платы, сделанной расчётными методами, за предыдущие периоды.

Такая ситуация не только перегружает УО и РСО, но и способствует формированию отрицательного объёма ресурсов, потреблённых на содержание ОИ МКД. А его управляющей организации никто не компенсирует.

Как рассказала в одном из выпусков видео-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Госдумы РФ Елена Шерешовец, в случае несвоевременной передачи потребителем показаний ИПУ исполнитель коммунальных услуг может не делать перерасчёт. Это подтверждают решения и определения судов, которые рассматривали подобные споры летом и осенью 2017 года. Разберём их подробнее.

Перерасчет платы за коммунальную услугуУправляющие компании заплатят штрафы жильцам за неправильное начисление КУ

Верховный Суд встал на сторону РСО

Как следует из материалов дела, в 2016 году накануне повышения тарифов собственник части жилого дома в Ижевске передала показания ИПУ и внесла в РСО предоплату за несколько месяцев по тарифам, действовавшим на момент платежа. При этом по лицевому счёту абонента числилась задолженность, сформировавшаяся за предыдущие расчётные периоды.

После изменения тарифов на КУ сетевая компания провела проверку счётчика, установленного в доме потребителя, и передала в РСО снятые показания.

Эти данные легли в основу перерасчёта – уже по новым тарифам, с чем потребитель не согласилась. В июне 2017 года она обратилась с иском в районный суд, требуя перерасчёта по тарифам, действовавшим на момент внесения предоплаты.

При рассмотрении дела суд напомнил, что потребители оплачивают фактически принятый объём ресурса согласно данным прибора учёта (ст. 544 ГК РФ). Они обязаны ежемесячно полностью оплачивать КУ (ч. 1 ст. 153, ч. 1 ст.

155 ЖК РФ) или вносить плату предварительно, в счёт будущих расчётных периодов (пп. «г» п. 65 ПП РФ № 354).

При этом потребитель не может вносить за КУ произвольные суммы, а авансовый платёж не изменяет стоимость услуг, установленную на момент её оказания.

В суде поставщик электроэнергии доказал, что расчёт платы за ресурс проводился согласно п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354.

Поскольку в спорный период истец не передавала показаний ИПУ, разницу между последними предоставленными ею сведениями и данными, зафиксированными сетевой компанией, РСО отнесла к расчётному периоду, когда сетевая организация проводила проверку счётчика (п. 171 разд. 10 ПП РФ от 04.05.2012 № 442, п. 31 ПП РФ № 354). Плата начислялась согласно действовавшим на тот момент тарифам.

Суд согласился с доводами поставщика электроэнергии и отклонил требования о перерасчёте и иные претензии, которые истец предъявляла к исполнителю коммунальных услуг.

В сентябре 2017 года Верховный Суд Удмуртской республики, куда потребитель подала апелляцию, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение в силе.

Перерасчет платы за коммунальную услугуВерховный суд РФ о взыскании задолженности по договору теплоснабжения

Суд отказал потребителю в перерасчёте задолженности

Похожее дело в июне 2017 года рассмотрел районный суд Ульяновска. Собственник квартиры в МКД подал иск против управляющей компании с требованием о перерасчёте задолженности за ЖКУ.

Долг формировался три года и к моменту подачи иска превысил 300 тысяч рублей. Потребитель с суммой не согласился: он произвел собственные расчёты по «среднему» тарифу за весь период задолженности.

Истец указал, что УК была обязана провести проверку счётчиков, но в спорном периоде ни разу этого не сделала.

Как установил суд, показания ИПУ истца по учёту ГВС, ХВС, электроэнергии не передавались в УК с 2013 года. Расчёт платы за КУ производился согласно п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354.  Выставленные управляющей компанией счета оплачивались потребителем нерегулярно и не в полном объёме, что привело к образованию задолженности и начислению пени на сумму долга.

Суд пояснил истцу, что УК обязана рассчитывать плату за КУ по показаниям ИПУ только в том случае, когда потребитель их передаёт. То, что в спорный период исполнитель коммунальных услуг не проводил проверки приборов учёта, не является основанием для перерасчёта или не оплаты выставленных счетов.

Районный суд встал на сторону управляющей компании и отказал потребителю в удовлетворении иска.

Областной суд, рассмотревший апелляцию потребителя, не нашёл в деле оснований для отмены или изменения решения районного суда и отклонил жалобу.

Перерасчет платы за коммунальную услугуЧто нужно знать о проверке и замене приборов учёта электроэнергии

Выводы

Дела о перерасчёте, решения по которым принимались в пользу исполнителя коммунальной услуги, имеют несколько одинаковых моментов:

  1. Истцами в этих судах выступали потребители, которые на протяжении длительного периода не только не передавали показания приборов учёта, но и не оплачивали выставленные счета.
  2. Судьи придерживались позиции, что потребитель должен быть заинтересован в предоставлении показаний счётчиков исполнителю коммунальных услуг, чтобы начисление платы производилось за фактически потребленные ресурсы, а не расчётными методами.
  3. Факт отсутствия со стороны ИКУ проверок приборов учёта не влиял на решение суда.

Можно сказать, что сформировалась положительная для УО судебная практика, согласно которой после изменения тарифов ИКУ может не производить перерасчёт платы потребителям, которые в течение длительного времени не передают показания и не оплачивают ЖКУ.

Некачественные коммунальные услуги: основания перерасчета платы и риски его непроведения

Перерасчет платы за коммунальную услугу

  • Необходимость перерасчета платы за некачественные коммунальные услуги принято связывать с самостоятельной фиксацией потребителем факта предоставления некачественных услуг.
  • Но обязанность по проведению перерасчетов может быть связана и с иными фактами, в частности, с фиксацией предоставления некачественных услуг самим исполнителем коммунальных услуг.
  • У такой зависимости есть вполне осязаемая правовая и правоприменительная подоплека.

Основания для перерасчета, предусмотренные в законе

В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель обязан:

  • предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, указанными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
  • при наличии оснований, производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
  1. В силу части 4 статьи 157 ЖК РФ в качестве последствия предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, и (или) с нарушением качества предусмотрено изменение размера платы за коммунальные услуги (реализуемое в порядке, установленном Правительством РФ в Правилах № 354).
  2. В свою очередь, в пункте 98 Правил № 354 определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения от оплаты такой услуги.
  3. Согласно же пункту 150 Правил № 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения.
  4. Вывод
  5. Таким образом, из приведенных норм следует, что необходимость перерасчета размера платы связывается с фактом предоставления некачественных коммунальных услуг.
Читайте также:  Как открыть счет в иностранном банке

Выявление исполнителем факта предоставления некачественных услуг – основание для перерасчета

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентирован разделом X Правил № 354.

Данный порядок предусматривает в т.ч. и алгоритм действий исполнителя при самостоятельном обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Так, согласно пунктам 104, 107, подпункту «а» пункта 111 Правил № 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является, в частности:

  • дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей (указанные исполнителем в журнале учета таких фактов);
  • дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений (если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения).

Соответственно, обязанность исполнителя коммунальных услуг произвести перерасчет платы связывается не только с какими-либо активными действиями (например, с заявлением) потребителя услуг, но и с самостоятельным выявлением факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Такая связь отчасти подтверждается и пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Из его содержания следует, что при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания.

Вывод

Таким образом, заявительный порядок осуществления перерасчета платы при предоставлении потребителю некачественных услуг является не единственно возможным.

Обязанность исполнителя произвести перерасчет платы может быть связана и с иными основаниями (не связанными с заявлением потребителя), в т.ч.

и с самостоятельным выявлением исполнителем факта предоставления услуг ненадлежащего качества.

Ответственность исполнителя за непроведение инициативного перерасчёта

С учетом вышеизложенного логично предположить, что в случае самостоятельного выявления исполнителем факта оказания некачественных услуг, перерасчет должен быть произведен исполнителем в инициативном порядке.

Непроведение же исполнителем инициативного перерасчета может быть сопряжено со значительными юридическими рисками, обусловленными следующими возможными вариантами квалификации такого бездействия исполнителя и/или его менеджмента.

1. Мошенничество (хищение чужого имущества или приобретения права на него путем обмана или злоупотребления доверием) (ст. 159 УК РФ).

Справка

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.11.

2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений либо в умолчании об истинных фактах либо в умышленных действиях (например, использование различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение. Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности, к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества.

2. Злоупотребление доминирующим положением на рынке реализации коммунальных ресурсов/услуг (статья 14.31 КоАП РФ).

Справка

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.

2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

3. Обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ).

Справка

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, относящихся к различным формам обмана потребителей (в т.ч., в форме обсчета потребителей).

Соответственно, если исполнитель, заведомо зная о факте предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, умалчивает об этом факте и не производит перерасчет платы, указанные действия могут быть квалифицированы правоприменительными органами в качестве обмана потребителей.

Кроме того, необходимо учитывать и возможные гражданско-правовые риски исполнителя, связанные с непроведением инициативного перерасчета. Такие риски могут, в частности, выражаться во взыскании потребителями с исполнителя:

  • неосновательного обогащения (в размере разницы между размером фактически начисленной потребителям платы и размером платы, подлежащим внесению потребителями с учетом перерасчета) по статье 1102 ГК РФ;
  • процентов за пользование чужими средствами по статье 1107 ГК РФ;
  • штрафа в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить с учетом перерасчета (часть 6 статьи 157 ЖК РФ).

Сonsultant.zhane — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

Жилищно-коммунальные услуги

Узнаете, какой должна быть температура горячей воды, как начисляется плата за коммунальные услуги, за что платят собственники, кроме оплаты коммунальных услуг, потребленных в собственной квартире.

Коммунальные услуги – это деятельность по подаче потребителям коммунальных ресурсов (холодная и горячая вода, электричество, газ, тепловая энергия) и оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для обеспечения благоприятных и безопасных условий использования помещений в МКД.

В случае несоблюдения данных требований нужно немедленно сообщить об этом в диспетчерскую службу своей управляющей организации или Единую диспетчерскую службу Московской области. Если это не помогает, стоит обратиться в Госжилинспекцию Московской области.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению зависит от:

  • объема потребленного за расчетный период коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, а также объема потребления на общедомовые нужды для отопления;
  • тарифа на коммунальный ресурс.

Плата начисляется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги и тарифа на коммунальный ресурс. Для потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению и газоснабжению, у которых не установлены счетчики, работает повышающий коэффициент 1,5. Он не будет действовать, если отсутствует техническая возможность установки прибора учета, подверженная актом.

[Плата за электроэнергию] = [тариф] х [объем потребленных услуг]

[Плата за электроэнергию] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Скидка на оплату электроэнергии для жителей сельских территорий составляет 30%, а для пользователей электрических плит – 27,4%.

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:

  • пользоваться двух- и трехставочными счетчиками;
  • пользоваться техникой с высоким классом энергоэффективности (А, А+, А++).

[Плата за отопление] = [тариф] х [объем потребленных услуг (индивидуальное потребление + общедомовые нужды)]

[Плата за отопление] = [тариф] х [норматив потребления] х [площадь квартиры]

  • поставить общедомовой прибор учета. Это поможет снизить плату на 20-30%;
  • следить за общедомовыми помещениями – двери и форточки на лестничных площадках должны быть закрыты.

[Плата за холодную воду] = [тариф] х [объем потребленных услуг]

[Плата за холодную воду] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:

  • установить счетчик;
  • следить за исправностью сантехники.
  • [Тариф на холодную воду] + [тариф на тепловую энергию] х [норматив на подогрев 1 м³ холодной воды]
  • [Стоимость 1 м³ горячей воды] х [объем потребленных услуг]
  • Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:

  • установить счетчик;
  • следить за исправностью оборудования.

[Плата за газ] = [тариф] х [объем потребленных услуг]

[Плата за газ] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

  • установить счетчик;
  • следить за исправностью оборудования.
  1. [Плата за вывоз ТКО (мусора)] = [тариф регионального оператора] х [норматив/объем] х [площадь квартиры]
  2. 1. Неработающие пенсионеры:
  3.    — прекратившие трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию – на 30%;
  4.    — достигшие возраста 70 лет и старше – на 50%;
  5.    — достигшие возраста 80 лет и старше – на 100%.
Читайте также:  Трудовой спор о невыплате заработной платы

2. Льготники, имеющие право на компенсацию расходов на ЖКУ.

  • Для жителей Московской области разработан специальный сервис, где можно найти актуальные тарифы, установленные для муниципалитетов и ресурсоснабжающих компаний.
  • Калькулятор расчета стоимости вывоза твердых коммунальных отходов (мусора)
  • Калькулятор расчета стоимости горячей воды
  • Распоряжение от 20.10.2020 № 386-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области».

Уменьшение размера платы за ЖКУ при их предоставлении ненадлежащего качества

Организации, обеспечивающие многоквартирные и частные дома коммунальными услугами, обязаны соблюдать требования законодательства по их качеству.

Если вдруг из крана пошла ржавая вода или батареи зимой чуть теплые, или в подъезде грязно уже месяц, то коммунальные услуги и услуги по содержанию общедомового имущества предоставляются ненадлежащего качества. В таких случаях оплата за ЖКУ должна быть уменьшена.

В каких еще случаях она должна быть пересмотрена? Что делать при выявлении ненадлежащего качества коммунальных услуг? Как грамотно составить акты и иные документы, необходимые для пересмотра оплаты ЖКУ или для контролирующих и судебных органов?

Случаи, когда можно уменьшить оплату услуг ЖКХ

В соответствии с п. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги может быть изменен в двух случаях:

  • — предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
  • — предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
  • Этим же пунктом установлено что лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Наниматели (собственники) также имеют право на изменение размера платы за содержание жилого помещения при оказании услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в вышеуказанных случаях. Такое изменение производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 156 Жилищного кодекса РФ).

Такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

В частности, п.

150 Правил предусмотрено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

  1. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» в следующих случаях:
  2. — если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;
  3. — если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении № 1 к Правилам;
  4. — если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
  5. — если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
  6. — если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

— если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении № 1 к Правилам.

Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.);

  • — если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;
  • — в других случаях, предусмотренных договором.
  • Обратите внимание!

Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.

К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

  1. Приложение № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг устанавливает требования к качеству коммунальных услуг:
  2. — допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг и допустимые отклонения качества коммунальных услуг;
  3. — условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при их предоставлении ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
  4. Например, в случае прекращения подачи холодной воды единовременно более чем на 4 часа за каждый последующий час размер платы за данную коммунальную услугу за расчетный период должен быть снижен на 0,15%.
  5. Как зафиксировать предоставление некачественных коммунальных услуг

Необходимо четко представлять процедуру оформления актов о предоставлении некачественной коммунальной услуги и соблюдать ее. Иначе можно потратить массу сил и времени с нулевым результатом.

При обращении к исполнителю следует требовать не только перерасчета оплаты, но и устранения причин предоставления некачественных услуг.

Процедура оформления некачественного предоставления коммунальных услуг едина для всех видов таких услуг.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен в разд. X Правил предоставления коммунальных услуг.

Исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая компания по договору управления домом или ТСЖ (кооператив), если у собственников заключен с ними договор, включающий условия предоставления коммунальных услуг. В этом случае ответственность за качество предоставляемых услуг соответственно несет организация, управляющая многоквартирным домом (МКД).

Если у собственников договор поставки коммунального ресурса заключен напрямую с ресурсоснабжающей организацией, то именно она будет нести ответственность за режим и качество подачи коммунальной услуги.

В случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг).

Такое сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в журнале приема заявок аварийно-диспетчерской службы.

Потребитель обязан сообщить свои Ф.И.О., точный адрес проживания, а также вид предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества (п. 106 Правил предоставления коммунальных услуг).

В ответ сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю свои Ф.И.О., регистрационный номер заявки и время ее приема.

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известна управляющая этим домом организация, он обязан незамедлительно довести до нее полученную информацию.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества услуг. А также уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс, о дате и времени проведения проверки.

Время проведения проверки назначается не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом (п. 108 Правил предоставления коммунальных услуг).

По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, подписывается заинтересованными лицами, участвующими в проверке (их представителями).

Первый экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются лицам, участвующим в проверке (п. 109 Правил предоставления коммунальных услуг).

  • При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами.
  • Далее в ходе проверки факт предоставления некачественных услуг может:
  • 1) подтвердиться;
  • 2) не подтвердиться.
  • Данные варианты развития событий имеют различные последствия.
  • Если факт нарушения качества коммунальной услуги подтвержден, то в акте проверки указываются:
  • — дата и время проведения проверки;
  • — выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги;
  • — использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений;
  • — выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
  • Такой акт служит основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
  • При возникновении споров по качеству можно инициировать независимую экспертизу
Читайте также:  Как получить справку, если есть задолженность по коммунальным платежам

Иногда в ходе проверки качества коммунальной услуги и (или) величины ее отступления от установленных параметров возникает спор. В этом случае любой участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Расходы на ее проведение несет исполнитель. Однако, если в результате такой экспертизы будет установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, потребитель обязан будет возместить исполнителю расходы на ее проведение.

  1. Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, а также не позднее трех рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки.
  2. Если никто из заинтересованных лиц не заявил о проведении экспертизы, но спор о качестве коммунальной услуги остался неразрешенным, определяются дата и время проведения повторной проверки с участием приглашенных исполнителем:
  3. — представителей ГЖИ;
  4. — представителей общественного объединения потребителей.

В акте повторной проверки должны быть указаны дата и время ее проведения. Представителям, участвующим в подписании акта, исполнитель обязан передать по одному экземпляру акта повторной проверки (п. 110 Правил предоставления коммунальных услуг).

Что делать если исполнитель не явился на проверку качества коммунальных услуг

Напоминаем, что потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. Указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета МКД (председателем ТСЖ или кооператива, если управление МКД осуществляется товариществом или кооперативом).

  • Такая возможность прямо предусмотрена п. 110 (1) Правил предоставления коммунальных услуг:
  • — при непроведении исполнителем проверки в установленный срок (не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время, п. 108 Правил предоставления коммунальных услуг);
  • — при невозможности уведомить исполнителя о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.
  • Что нужно учесть при обращении в суд

Верховный суд РФ в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.

2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснил, что при определении родовой подсудности споров, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг нанимателями (собственниками), следует руководствоваться правилами, установленными статьями 23 и 24 Гражданский процессуальным кодексом РФ.

Например, иски о перерасчете платы в связи с оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, подсудны мировому судье, а иски об определении порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как иски, не подлежащие оценке, подсудны районному суду.

Обратите внимание! Потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей).

При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 Гражданского процессуального кодекса РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

13 декабря 2019, 18:12 by root

Информация от ведомств

Согласно статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации
граждане и организацииобязаны своевременно и полностью вносить
плату за коммунальные услуги.

Однако, часто возникают ситуации,
когда вквартире временно отсутствуют жильцы по различным причинам:
командировки, учебные отпуска, путешествия, стационарное лечение и
др.

В таких случаяху потребителей возникаетвопрос о возможности
перерасчета размера платы закоммунальные услуги, таккак
использовались они не в полном объеме.

Данное право предусмотрено постановлением правительства
Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении
коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в
многоквартирных   домах и жилых домов» (далее
Постановление № 354).

Пункт 86 данного Постановления гласит «При
временном, более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии
потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или
общим (квартирным) прибором учета при отсутствии технической
возможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы
за предоставленную потребителю коммунальную услугу». 
Распространяется ли данная норма на вывоз твердых коммунальных
отходов (ТКО)?

В 2017 в правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных
постановлением Правительства № 354, были добавлены изменения –
внесен новый XV (1) раздел, которым регламентируется предоставление
услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, так как согласно
статьи   154 Жилищного кодекса РФ обращение с ТКО стало
входить в коммунальные услуги, ранее оно входило в содержание
общедомового имущества и не подлежало перерасчету при временном
отсутствии. 

Согласно пункту 148(44) указанного Постановления при временном,
то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии
потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера
платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными
отходами в предусмотренном законом порядке, а именно: заявление о
перерасчете размера платы за коммунальные услуги нужно подать в
управляющую компанию до начала периода временного отсутствия или не
позднее 30 дней после его окончания.

Потребитель считается временно не проживающим в жилом помещении,
если он отсутствует более пяти календарных дней подряд.

Сделать
перерасчет за вывоз мусора можно только в случае отсутствия
человека от пяти дней до шести месяцев по месту жительства.

 
Временное отсутствие необходимо подтвердить соответствующими
документами (билеты, справка из лечебного учреждения,
командировочное удостоверение, счет за проживание в гостинице и
другие).

Для перерасчета с
заявлением о перерасчете размера платы за коммунальные услуги с
указанием периода временного отсутствия следует обратиться в
управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный
кооператив или  к региональному оператору по обращению с
твердыми коммунальными отходами ( если в многоквартирном доме 
заключены прямые договоры на вывоз ТКО между собственниками и
региональным оператором) .

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится
пропорционально количеству полных календарных дней временного
отсутствия потребителя. Не учитываются день отъезда и день
возвращения, согласно п.90 Постановления 354. 

Однако, многие управляющие компании, региональные операторы
отказывают произвести перерасчет платы в том случае, если в регионе
«мусорная» коммунальная услуга оплачивается исходя из общей площади
жилья, и в качестве расчетной единицы принимается норматив
накопления ТКО на 1 кв. м жилплощади, так как не установлен порядок
и нет методики перерасчета.

В данном случае стоит обратиться в суд.

   Например,
житель Московской области обратился в Управляющую компанию с
заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги, так как в
квартире проживает он один и в течение двух месяцев отсутствовал,
подтверждающие документы были представлены.

Управляющая компания
отказала в перерасчете только за вывоз ТКО.  Потребитель
обратился в суд. Суд встал на сторону потребителя. 
Балашихинским городским судом Московской области от 29 ноября 2019
по делу № 2-5705/2019 было установлено:

  • — региональный оператор факт отсутствия потребителя в жилом
    помещении не оспаривает;
  • — спорная услуга не относится к услугам по содержанию
    общедомового имущества, перерасчет которых в связи с отсутствием
    потребителя прямо запрещен Постановлением № 354;
  • — отсутствие утвержденной методики перерасчета платы за спорную
    услугу, не должно ущемлять прав истца как потребителя
    жилищно-коммунальных услуг.
  • Таким образом, по данной коммунальной услуге возможен
    перерасчет в связи с временным отсутствием
    потребителя.