Банкротство

Получение разрешения на строительство

Skip to content Получение разрешения на строительство

Изучаем документы и дополнительную информацию, берёмся за работу только если уверены в результате.

Получение разрешения на строительство

Над каждым проектом работают до 5 специалистов, каждый из которых знает тонкости и нюансы рассматриваемого вопроса.

Получение разрешения на строительство

Получаем от клиента необходимые документы и представляем его интересы во всех инстанциях.

Получение разрешения на строительство

Изучаем документы и дополнительную информацию, берёмся за работу только если уверены в результате.

Получение разрешения на строительство

Над каждым проектом работают до 5 специалистов, каждый из которых знает тонкости и нюансы рассматриваемого вопроса.

Получение разрешения на строительство

Получаем от клиента необходимые документы и представляем его интересы во всех инстанциях.

Получение разрешения на строительство

Но для прочих видов возведения зданий и сооружений получение разрешения на строительство в 2019 году по-прежнему обязательно.

Данное разрешение подтверждает, что проектная документация предполагаемой застройки соответствует требованиям градостроительного регламента, а окружающая среда, как и объекты инфраструктуры, находящиеся в строительной зоне, не пострадают.

Получение разрешения свидетельствует о том, что в проекте соблюдаются нормы технического надзора, строительные нормы, требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические нормативы и т.д.

Если строительство или реконструкция объекта осуществляется без получения разрешения, то на ответственного – гражданина, должностное лицо, ИП, юридическое лицо – может быть наложен административный штраф.

Величина штрафа увеличивается в этом ряду, начиная с диапазона от 2 до 5 тыс. руб. для гражданина и заканчивая интервалом от 500 тыс. до 1 млн. руб. для юридического лица (ст. 9.5 КоАП РФ).

Кроме того, деятельность ИП и юридического лица может быть приостановлена в административном порядке на срок до 90 дней.

Получение разрешения на строительство

Если объект признается самовольной постройкой, то его использование или иное распоряжение им оказывается невозможным. Скорее всего, ему предстоит снос или приведение в соответствие с установленными требованиями – либо лицом, ответственным за строительство, либо за его счет. Такой объект не получит разрешения на ввод в эксплуатацию, право на него зарегистрировано также не будет.

Хотя для жилых домов с августа 2018 года разрешительный порядок строительства сменился на уведомительный, пока что трудно назвать это серьезным смягчением жестких административных правил и барьеров.

Во-первых, потому, что для уведомления о строительстве, как и прежде, нужно собрать и представить в государственные органы внушительный пакет документов.

Во-вторых, потому, что если эти документы чем-то не устроят администраторов, то их предъявитель получит вместо документа о согласовании уведомление о несоответствии указанных параметров объекта установленным параметрам и /или недопустимости его размещения на земельном участке.

Разрешение на строительство необходимо получать в следующих случаях:

  • когда планируется строительство объекта;
  • при необходимости выполнения реконструкции объекта.

В статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) указывается, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Исключением могут быть земельные участки с особым статусом или отдельные виды объектов. Например, если предполагается использование недр, то разрешение выдается федеральным органом управления государственным фондом недр.

При строительстве на особо охраняемой природной территории нужно разрешение органов власти, в ведении которого находится эта территория и т.п.

Законом допускается как непосредственное обращение в орган, выдающий разрешения на строительство, так и использование сервиса многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Если необходимые документы для разрешения на строительство (например, проектная документация, инженерные изыскания и пр.

) представлены в электронной форме, то и прочие документы должны направляться в уполномоченный орган исключительно в электронной форме.

Учитывая, что для многих земельных участков Московской области перед получением разрешения на строительство надо сначала оформить градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), то на практике порядок действий при получении разрешения на строительство часто выглядит так:

  • выполнить топографическую съемку земельного участка;
  • согласовать съемку с эксплуатирующими организациями;
  • провести согласование с муниципалитетом;
  • получить ГПЗУ;
  • получить разрешение на строительство.
  • Для получения разрешения застройщик прилагает к заявлению:
  • Кроме того, в отдельных случаях требуются и иные документы. Например:
  • В случае, если разрешение на строительство не было получено, но здание было построено, то оно считается самовольным строением и подлежит дальнейшему сносу, однако существуют ситуации, в которых есть возможность легализации самовольного строения.
  • Необходимые документы для оценки ситуации нашими экспертами:

В составе проектной документации, прилагаемой к заявлению на выдачу разрешения на строительство, должны быть следующие материалы:

  • пояснительная записка к проектной документации, включающая исходные данные для проектирования, результаты проведенных инженерных изысканий, технические условия, исходно-разрешительные документы, материалы по охране памятников истории и культуры, функциональное назначение объекта, технико-экономические показатели объекта, численность работников, сведения о потребности в топливе, воде, электроэнергии и др.
  • схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с ГПЗУ, с обозначением места размещения объекта, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
  • архитектурные решения;
  • сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения к ним объекта;
  • проект организации строительства, работ по сносу объектов капитального строительства, их частей;
  • перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объекту.

Заявление о выдаче разрешения на строительство рассматривается уполномоченным органом власти в течение семи рабочих дней, после чего выносится решение либо о выдаче разрешения, либо об отказе в выдаче с указанием причин. Причинами отказа могут быть:

  • отсутствие необходимых документов;
  • несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта, установленным в ГПЗУ, а также разрешенному использованию земельного участка или иным ограничениям, установленным законами РФ.

Кроме того, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство может стать факт начала строительства объекта до получения такого разрешения.

Отказ в выдаче разрешения может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. Так, нередко разрешительные органы требуют от застройщика документы, не предусмотренные законом. В таких случаях суды отменяют соответствующие решения указанных органов.

Оформление разрешения на строительство требует большого количества времени на сбор документов, подготовку необходимой проектной документации.

Понимание процедуры, основных этапов и тонкостей ее проведения поможет достичь желаемого результата с наименьшими потерями ресурсов.

Обращаясь к специалистам, вы получаете квалифицированную юридическую поддержку на каждом этапе, тем самым выигрывая во времени и закладывая прочный фундамент своих будущих проектов.

Мы экономим ваше время, поэтому приедем к вам в офис или проведем встречу в удобном для вас месте.

НАШ АДРЕС:Москва Сити, Краснопресненская набережная, дом 12, под.6 , 3 этаж, офис348а

ПОЗВОНИТЕ НАМ:+7 (499) 647-77-11

ВРЕМЯ РАБОТЫ:Понедельник — пятница: 09:00-18:00

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА:+7 (499) 288-06-48, доб. 131

Получить консультацию

Оставьте заявку и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

Оставьте заявку и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

Как получить разрешение на капитальное строительство в Подмосковье

Получение разрешения на строительство

Бумаги, ручки и стикеры на столе

Источник: © , pixabay.com

Увеличение объемов возведения объектов капитального строительства в Московской области потребовало упрощения процедуры получения разрешений на стройку.

Такой механизм создан благодаря региональному порталу государственных и муниципальных услуг Московской области (РПГУ). Госуслуга должна предоставляться в срок до 5 рабочих дней, при этом регистрация заявления и комплекта документов производится за 1 рабочий день.

О том, как получить услугу и какие документы для этого необходимы, читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Как получить справку из ИСОГД Подмосковья онлайн>>
  • Что дает разрешение на строительство

Получение разрешения на строительство

Детский сад и школа появятся в Одинцове в 2022 году

Источник: Министерство строительного комплекса Московской области

Разрешение, выдаваемое Министерством строительного комплекса Московской области, дает право ведения строительства или реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке на территории региона, находящемся у заявителя на правах собственности или на правах аренды. Данное разрешение не относится к объектам индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и к объектам, разрешения на строительство которых выдаются федеральными органами.

  1. Разрешение могут получить как физические, так и юридические лица.
  2. Как получить согласование архитектурно-градостроительного облика объекта в Подмосковье>>
  3. Разрешение на строительство не требуется:

Получение разрешения на строительство

Новый дом культуры построят в Богородском городском округе

Источник: Министерство строительного комплекса Московской области

  • — для строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного характера,
  • — изменения объектов капитального строительства, не затрагивающих конструктивных и других характеристик их надежности (капитального ремонта).
  • Разрешение подтверждает соответствие разработанной проектной документации требованиям ранее выданного градостроительного плана земельного участка, а для линейных объектов – соответствие проектной документации проекту планировки территории и проекту межевания территории.
  • Срок действия и внесение изменений

Получение разрешения на строительство Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом, и может быть продлено. В разрешение могут быть внесены изменения в случае перехода прав на земельный участок или объект капитального строительства, а также в случае объединения земельного участка, в отношении которого выдано разрешение на строительство, с другими участками.

Читайте также:  Новые изменения в правилах дорожного движения коснуться и водителей и пешеходов

Что нужно сделать перед подачей заявления

Получение разрешения на строительство Источник: РИАМО, Николай Корешков

Еще до подачи заявления в Министерство стройкомплекса региона необходимо убедиться, что получено заключение Центрнедра об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, а также согласования с собственниками аэропорта, если объект расположен в границах приаэродромной территории аэропорта. Также необходимо заранее провести государственную историко-культурную экспертизу (при соответствующем ограничении в ГПЗУ).

  1. Как присвоить адрес участку или объекту недвижимости в Подмосковье>>
  2. Какие требуются документы

Получение разрешения на строительство Источник: Фотобанк Московской области

  • Чтобы получить разрешение, необходимо предоставить следующие документы:
  • – заявление о выдаче разрешения на строительство;
  • – документы, удостоверяющие личность заявителя.
  • По желанию заявителя:
  • – выписка (сведения) из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • – выписка из единого государственного реестра недвижимости.
  • Как получить услугу по госэкспертизе проектной документации в Подмосковье>>

1.6. Разрешение на строительство

Получение разрешения на строительство

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство (далее – разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям ППТиПМ при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта[1], а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с п. 7 ст. 36 ГрК РФ требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

По общему правилу разрешение выдаётся по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которым утверждается и форма заявления. В отношении отдельных видов объектов капитального строительства и земельных участков форма заявления о выдаче разрешения утверждается в особом порядке[2].

Особый порядок выдачи разрешения специально уполномоченными органами (организацией) предусмотрен для некоторых объектов, в частности:

  • объектов космической инфраструктуры;
  • гидротехнических сооружений;
  • объектов, связанных с использованием недр;
  • объектов, связанных с атомной энергией, и т. п.

Например, в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта, разрешение выдаётся исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (п. 5.1 ст. 51 ГрК РФ).

Также особый порядок выдачи разрешения предусмотрен в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства:

  • на территориях двух и более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объекта, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ), в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, – выдаётся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района – органом местного самоуправления муниципального района.

При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утверждённых ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.

Кроме того, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для КРТ, выдача разрешения на строительство многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утверждёнными ППТиПМ.

С 01.01.

2024 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Требуемые документы должны содержать необходимую информацию о земельном участке, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство[3], о планируемом строительстве/реконструкции, сведения о застройщике.

С 04.08.2018 перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения, был скорректирован.

Так, в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством РФ подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона подлежит изменению, к заявлению о выдаче разрешения должно быть приложено решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.

Также с 02.08.

2019, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой ОМСУ принято решение о КРТ, для получения разрешения на строительство заявителем должна быть приложена копия договора о КРТ. При принятии РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием или правообладателями самостоятельного решения о КРТ прилагать соответствующий договор о комплексном развитии территории не нужно.

В случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны ОКН, о соответствии ПД объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, а в случае строительства объекта в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утверждённым в соответствии с законом № 73-ФЗ для данного исторического поселения, в заявлении о выдаче разрешения на строительство указывается на такое типовое архитектурное решение. Некоторые из этих документов в случае их непредставления застройщиком могут быть запрошены уполномоченным органом в порядке межведомственного взаимодействия при условии их наличия у запрашиваемого органа.

При этом в силу прямого указания п. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать у заявителя иные документы, кроме вышеуказанных.

С 01.09.

2017 документы на выдачу разрешения на строительство должны направляться в уполномоченный орган исключительно в электронной форме в случае, если ПД объекта капитального строительства и/или результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой ПД, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы ПД и/или результатов инженерных изысканий, представлялись в электронной форме[4].

Кроме того, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ было рекомендовано в срок до 01.10.2017 принять нормативные правовые акты, устанавливающие случаи направления документов в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство органы в электронной форме[5].

Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента получения заявления о выдаче разрешения должен рассмотреть его и вынести решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче с указанием причин.

Следует отметить, что норма, которой был введён сокращённый пятидневный срок выдачи разрешения на строительство, вступила в силу 28.12.2019[6] и применяется только при подаче заявлений после указанной даты.

Как строить и реконструировать частные и садовые дома по закону?

06.05.2019

С 4 августа прошлого года введен единый – уведомительный – порядок строительства, реконструкции и оформления права собственности в садоводческих некоммерческих товариществах и населенных пунктах.

С этой даты для возведения жилого дома на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенного пункта, получение разрешения на строительство/реконструкцию больше не требуется.

Для объектов ИЖС, созданных на вышеуказанных землях и для создания садового дома, жилого дома на садовом земельном участке установлена обязанность для правообладателей земельных участков: уведомить о планируемом строительстве/реконструкции жилого или садового дома, а также об окончании строительства/реконструкции жилого или садового дома. Ввод в эксплуатацию жилых домов, садовых домов также больше не потребуется.

Уведомительный порядок возведения жилых и садовых домов установлен вступившим в силу Федеральным Законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Теперь, соблюдая новый порядок, перед началом строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик (правообладатель земельного участка) должен предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома. Сделать это можно несколькими способами: заказным письмом с уведомлением по почте, через портал госуслуг, через МФЦ. 

В уведомлении должны быть указаны ФИО и адрес застройщика, его паспортные и контактные данные, кадастровый номер участка, сведения о правах на землю и видах ее разрешенного использования, а также сведения о планируемых параметрах будущего дома. 

Читайте также:  Свидетельства о государственной регистрации юридического лица: назначение, получение, реквизиты

С уведомлением о планируемом строительстве по общим правилам следует направить, например, правоустанавливающие документы на земельный участок (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН). При этом установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок могут быть запрошены органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия. 

Важно отметить, что понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» применяется в одном значении.

Под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящее здание (жилые дома, индивидуальные жилые дома), которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Определены предельные размеры для жилых домов – не выше 20 метров и не больше трех этажей. 

После подачи уведомления о планируемом строительстве, реконструкции жилого дома, садового дома не стоит сразу начинать строительство, нужно дождаться уведомления от уполномоченного органа местной администрации о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС, садового дома установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка. 

Уполномоченный орган в течении 7 рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, реконструкции проводит проверку на соответствие будущей постройки всем нормам законодательства и направляет застройщику уведомление о соответствии или о несоответствии планируемого строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке. После этого у застройщика появляется законное право приступать к строительству. Уведомление действует в течение 10 лет. 

Если застройщик никакого ответного письма и уведомления от уполномоченных органов в установленный для этого срок не получил, то размещение объекта на земельном участке считается согласованным (согласно указанным им параметрам). 

После окончания строительства (в срок не позднее 1 месяца) застройщик должен снова подать в уполномоченный орган уведомление – об окончании строительства и приложить к нему технический план, подготовленный кадастровым инженером.

Если земельный участок принадлежит двум и более лицам, к уведомлению об окончании строительства необходимо также приложить заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный жилой дом, садовый дом.

Технический план на жилой дом должен быть подготовлен на основании: декларации, уведомления о планируемом строительстве или реконструкции жилого дома, уведомления о соответствии жилого дома установленным требованиям (при наличии такого уведомления). Декларация и уведомления в обязательном порядке прилагаются к техническому плану и являются его неотъемлемой частью.

Уполномоченный орган по результатам проведённых проверок, в том числе путем осмотра созданного объекта ИЖС, садового дома, в течение 7 рабочих дней направляет застройщику уведомление о соответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии таким требованиям. Формы уведомлений, направляемых застройщиком в уполномоченный орган, утверждены приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр. 

Если созданный жилой дом или садовый дом не отвечает требованиям законодательства о градостроительной деятельности, копия соответствующего уведомления направляется в орган регистрации прав, а в случаях, установленных статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, в орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль. 

Если основания для выдачи уведомления о несоответствии таким требованиям отсутствуют (созданный объект отвечает установленным требованиям), уполномоченный орган обязан направить в орган регистрации прав заявление о постановке данного объекта на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на него, к которому должен приложить уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома, садового дома, технический план и соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на созданный объект (при наличии последнего). 

Если указанная обязанность органом не исполнена, застройщик вправе сам представить указанное заявление в орган регистрации прав. При этом необходимые документы (уведомление об окончании строительства, технический план, соглашение) будут запрошены органом регистрации прав в уполномоченном органе местного самоуправления самостоятельно. 

Законом предусмотрены переходные положения. До 1 марта 2019 года в отношении жилых строений и жилых домов, созданных на садовых и дачных земельных участках, допускалось осуществление кадастрового учета и государственной регистрации прав без направления уведомлений о планируемом строительстве и уведомлении об окончании строительства.  

Стоит учесть, что вышеизложенный уведомительный порядок является обязательным. Если уведомление об окончании строительства не было подано, регистрирующий орган вправе приостановить государственную регистрацию права на этот объект недвижимости.

В свою очередь, неустранение причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав, повлечет за собой отказ в предоставлении заявленной госуслуги в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, собственник, построивший на своем участке жилой или садовый дом, не сможет зарегистрировать на него право собственности, данный объект недвижимости будет отсутствовать в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, что означает невозможность распоряжаться им и совершать с ним какие-либо сделки в дальнейшем. 

Если застройщик не планирует оформлять дом в собственность и не желает подготовить уведомления, ему стоит учесть, что органы местного управления наделены полномочиями о сносе самовольной постройки и приведении территорий в соответствие с градостроительными нормами. 

Кроме того, орган местного самоуправления поселения, городского округа – по месту нахождения самовольной постройки, орган местного самоуправления муниципального района (в случае если самовольная постройка расположена на межселенной территории) в течении 20 рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль, уведомления о выявлении самовольной постройке и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан принять одно из следующих решений: 

— о сносе самовольной постройки либо о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями; 

— обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями. 

Вместе с тем, застройщик вправе обжаловать судебное решение. Также застройщик может в судебном порядке добиться установления права собственности на построенный объект, если изначально он не подавал уведомления, но построил все по нормам, предусмотренным действующим законодательством, и имеет земельный участок в собственности. 

Важно подчеркнуть, что целью введения закона является упорядочение индивидуального жилищного строительства. Законом определены максимальные параметры жилого дома, позволяющие предотвратить проблему возведения многоквартирных домов под видом объектов индивидуального жилищного строительства. Установлен порядок согласования строительства возводимого дома.

В целях контроля за соблюдением параметров строительства предусмотрена возможность проведения проверок в случае поступления информации о нарушениях предельных параметров разрешенного строительства.

Иными словами,Федеральный закон № 340-ФЗ обеспечили возможность в очень короткие сроки определить и не допустить строительство при явных и грубых нарушениях законодательства. 

Как заполнить уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС 2021 — как получить разрешение на строительство

До 3 августа 2018 года и в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного Кодекса для начала строительства требовалось разрешение, которое призвано зафиксировать факт соответствия проекта строительства жилого дома планам использования участка в данном поселении или его структурной части. Также признаются разрешения, выданные до введение в действие ГрК РФ (п.З ст.8 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Получение разрешения на строительство занимало 10 дней и требовало финансовых и временных затрат на подготовку следующих документов:

  1. Проект строительства дома или его реконструкции;
  2. Акт экспертизы соответствия проекта градостроительному плану;
  3. Общий план застройки в масштабе 1:500 с указанием осей строений;
  4. Выписка из ЕГРН на земельный участок или свидетельство о собственности, либо договор аренды.

Однако, согласно новой статьи 51.1 ГрК РФ, с 3 августа 2018 начал действовать уведомительный порядок и получать разрешение на строительство больше не нужно. 

Уведомительный порядок был введён с целью уменьшения сроков рассмотрения заявок и увеличения темпов строительства. Однако срок выдачи разрешений сокращен и для тех объектов, которые не попадают под данный порядок. К ним относятся особо опасные, сложные и уникальные строения. Как правило, жилые дома таковыми не являются.

Целесообразность введения уведомительного порядка оспаривается специалистами. Главные аргументы: увеличение жилых строений, не соответствующих нормам безопасности, а также использование земли не по назначению. Новые проблемы, конечно, решаемы с помощью органов государственного контроля, но они же создают дополнительную нагрузку на контролирующий орган. В общем, замкнутый круг.

Получается, что уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС представляет собой вариант договорных отношений, когда одна из сторон принимает на себя обязанности по возведению строения в соответствии с представленными документами, а другая дает на это разрешение и осуществляет контроль соответствия действий застройщика заявленным документам.

Читайте также:  Как рассчитать сумму госпошлины для иска

Для легального начала строительства жилого дома требуется:

  1. Уведомление о начале строительства (порядок получения рассмотрим ниже);
  2. Выписка из ЕГРН на земельный участок, в которой заявитель указан собственником или арендатором. Заказать документ можно не выходя из дома.

Обратите внимание, что в Росреестре выписка из ЕГРН стоит 350 рублей (700 рублей для юрлиц). Если хотите получить информацию дешевле, то рекомендую заказать справку через Быстрые Документы — так вы получите документ всего за 250 рублей. Заказ выполняется в течение дня, данные официальные — из ЕГРН Росреестра.

Справка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через Быстрые Документы

О строительстве каких объектов нужно уведомлять

Под уведомительный порядок попадает строительство:

  1. Индивидуального жилого дома на землях под ИЖС или ЛПХ;
  2. Садового дома на землях СНТ. 

Обратите внимание, что с1 января 2019 земли находящиеся в пользовании дачников, делятся на два типа: садовые и огороднические. Строительство жилого дома теперь возможно лишь на участках первого типа и только после уведомления муниципалитета. Земли для огородничества имеют иное целевое назначение и жилой застройке больше не подлежат.

Категории земель и виды разрешенного использования

В каких случаях уведомление не требуется

Если исходить из принципа «все, что не запрещено, разрешено», то в соответствии с нормами Градостроительного кодекса, уведомление о планируемом строительстве необходимо только для зданий, которые находятся под действием градостроительного регламента. Для всех остальных объектов такое разрешение не требуется. Таким образом, в перечень объектов, свободных от разрешительных процедур попадают:

  1. строения выполняющие вспомогательную функцию (гараж, баня, сарай, теплица и т. п.), расположенные на землях не предназначенных для коммерческого использования;
  2. объекты, не являющиеся капитальными;
  3. временные строения, возведенные для обеспечения каких-либо работ (добыча полезных ископаемых, земляные работы, прокладка коммуникаций и т.п.);
  4. объекты, в которых планируются не существенные изменения в проект строительства.

Один из комментариев к ст. 51.1 ГрК РФ: направление уведомления по ст. 51.1, не требуется, если заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС подано до 04.08.2018. 

Логично было бы внести в этот список здания, построенные без предварительного разрешения и которые удалось легализовать в упрощенном порядке, например по дачной амнистии. Однако эта ситуация не совсем вписывается в существующие нормативы и является показателем наличия противоречий переходного периода.

Совет: всегда уточняйте необходимость подачи уведомления о начале строительства в госорганах. Сделать это проще всего звонком в отдел Архитектуры, на территории которой расположен земельный участок.

Как заполнить уведомление о планируемом строительстве

Для начала нужно скачать официальный бланк уведомления, который утвержден Приказом Минстроя России 19 сентября 2018 года: № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».

Еще одна странность нового законодательства: уведомительный порядок введен 3 августа 2018 года, а официальный бланк уведомления утвержден лишь спустя 1.5 месяца — 19 сентября 2018.

Скачать бланк уведомления о планируемых строительстве или реконструкции

После загрузки официального уведомления, вам останется только распечатать бланк и заполнить его согласно образцу ниже.

Образец заполнения

Как подать уведомление о начале строительства

Подавать уведомление о начале строительства должен собственник земельного участка, который указан в выписке из ЕГРН, либо нотариально заверенный представитель. Когда документы готовы, уведомить администрацию можно следующими способами:

  • Лично через МФЦ «Мои документы»; 
  • Лично передать документы секретарю Департамента земельно-имущественных отношений (ДИЗО) Администрации, на территории которой расположен земельный участок. Не забудьте взять у секретаря входящий номер обращения;
  • Отправить оригиналы документов почтой с уведомлением;
  • Отправить скан-копии документов через портал «Госуслуги». Нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Далее процедура согласования будет выглядеть так (на примере Московской области):

  1. Инспекция ГосАрхСтройНадзора Московской области проводит сверку соответствия заявленной документации реальной ситуации.
  2. После этого орган архитектуры и градостроительства муниципалитета подает документацию на регистрацию в ГосАрхСтройНадзор Московской области.
  3. Пакет документов рассматривается в течение семи дней, после чего объект регистрируется, либо заявка отклоняется.
  • После проверки параметров дома на соответствии градостроительным нормам и правилам, администрация муниципалитета выдает «Уведомление о соответствии уведомления о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке» (согласитесь, что название можно было бы придумать и покороче), а застройщик получает законное право начать строительство.
  • Образец уведомления о соответствии уведомления о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке
  • Как ввести построенный дом в эксплуатацию

Как получить разрешение на строительство старого образца

Уведомительный порядок распространяется на объекты планируемого строительства менее 500 кв. метров. Для строительства зданий площадью свыше 500 кв. метров, а также особо опасных и уникальных строений, придется получать разрешение на строительство старого образца со всеми вытекающими из этого пакетами документов (приводил выше).

Поскольку Градостроительный кодекс является главным законом, регламентирующим жилищное строительство, в том числе и индивидуальное, разрешение на строительство может быть выдано только тем застройщикам, земли которых находятся под действием градостроительных регламентов.

Там, где градостроительный регламент не действует, вопрос о разрешении на строительство может быть решен на федеральном уровне, а также на уровнях субъектов федерации и местного самоуправления. Однако это возможно только в случае, если на территорию есть план застройки.

ГК РФ содержит лишь общие требования к застройщикам. В каждом конкретном случае алгоритм действий может иметь свои нюансы, но обычно индивидуальное жилое строительство проводится на землях муниципалитета. Если это действительно так, то нужно идти в Градостроительный комитет данной территориальной подчинённости.

Фактическую выдачу разрешения на строительство производит главный городской или районный архитектор. Утверждает документ глава города, района или другого органа муниципалитета.

Можно ли получить разрешение на строительство объекта согласно ПП РФ 1300

В случае, если вы решили получить разрешение на размещение объекта на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно ПП РФ 1300 в Московской области, то нужно следовать Постановлению 229/13 от 08.04.2015.

Проблема может быть в том, что выбранный участок не имеет кадастрового номера, но земель без собственника у нас в России нет, есть просто не оформленная. 

Срок действия разрешения на строительство

Разрешение на строительство является юридическим документом и частью прав на недвижимость. Это означает, что участок с недостроенным объектом можно продать и разрешение при этом перейдет к новому владельцу на законных основаниях.

Поэтому, если срок действия разрешение на строительство истек, а дом ещё не введен в эксплуатацию, нужно только уведомить местную администрацию о смене владельца.  К примеру, срок действия разрешения на индивидуальное строительство жилого дома — 10 лет.

Какие существуют ограничения при строительстве дома

Обратите внимание, что летом 2018 Правительство России утвердило проекты законов, касающихся самовольной застройки и устанавливающих единые параметры строящегося индивидуального жилья (ИЖС). По словам главы Минстроя РФ Михаила Меня, ИЖС представляет собой:

  1. Отдельный жилой дом не более трех надземных этажей и высотой до 20 м.
  2. Такой дом не должен состоять из отдельных квартир или блок-секций.
  3. Приведенные ограничения также распространяются на садовые и жилые дома на дачных участках.
  4. Закон устанавливает правовое регулирование возведения ИЖС площадью до 500 и более 500 кв. м.

Нужно ли уведомлять о строительстве бани, если планируешь строить дом

В случае, если баня будет объектом капитального строительства, а в последующем вы решите ее зарегистрировать и после выкупать земельный участок, то однозначный ответ будет — конечно же подавайте уведомление.

Если в договоре аренды земельного участка не содержатся специальные условия выкупа в собственность, такие как: строительство жилого дома и процент застройки земельного участка, то вы осуществляете выкуп земельного участка в соответствии с пп.6 п.

2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ.

Если у вас не возникает проблем с уплатой арендных платежей и одновременно строительством дома, то можете не спешить с переводом в собственность и выкупить земельный участок уже после регистрации бани.

Можно ли на участке под ИЖС зарегистрировать два дома

Да, можно. Если действующее законодательство не регламентирует количество жилых домов на земельном участке ИЖС, однако ПЗЗ вашего муниципального образования может устанавливать процент застройки ЗУ в соответствии с требованиями применяемыми для объектов капитального строительства ГрК РФ.

Отказ в разрешении на строительство

Ознакомиться с реальными примерами отказа Администрации в разрешении на строительство можно здесь.

Выводы

  1. Уведомительный порядок выгоден застройщикам: во-первых, согласование ускоряется и упрощается; во-вторых, вносить изменения в проект по ходу строительства теперь можно без громоздких процедур согласований, которые по срокам и затратам сравнимы с получением нового разрешения.
  2. Однако появились и минусы. Кажущаяся бесконтрольность и свобода действий могут привести к недопустимым отклонениям от существующих норм строительства и использования земли в будущем. В итоге всё может закончиться для застройщика постановлением о сносе объекта или существенными изменениями в его структуре. Но самым печальным последствием может стать изъятие земли на основании её нецелевого использования.